Единая российская государственная система предупреждения и действия в ЧС. Цели, задачи и средства.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) –

организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и9

осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера".режней – РСЧС.

Основная цель создания этой системы – объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городов и районов, а также организаций,

учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание РСЧС базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки:

• необходимость соблюдения комплексного подхода при8 формировании системы, то есть учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера,

всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников;

• признание "ненулевого риска", то есть факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз;

• использование принципа превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.

В соответствии с этим законом основными задачами РСЧС являются:

1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

6) организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

7) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

8) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) ликвидация чрезвычайных ситуаций;

11) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

12) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц,

непосредственно участвующих в их ликвидации;

13) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

локальной - силами и средствами организации;

муниципальной - силами и средствами органа местного самоуправления;

межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства

федеральных органов исполнительной власти.

Наши рекомендации