Правило 17. Действия судна, которому уступают дорогу

Правило 17 применяется, когда два судна визуально наблюдают друг друга и существует опасность столкновения при их сближении.

Правило 17 относится к судну, которому другое судно уступает дорогу.

Правило 17(а)(i). Когда одно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое судно должно сохранять курс и скорость.

На рис. 16.10 судно «В» должно сохранять курс и скорость, а судно «А» должно, например, изменить курс на 20−300 вправо от направления пеленга с тем, чтобы избежать ситуации опасного сближения. Такой маневр должен быть понятен для других судов.

Порядок действий для предотвращения столкновения точно не определен и зависит от обстоятельств и условий сближения. Возможны обстоятельства, при которых судно, которому уступают дорогу, не может сохранять неизменными свой курс и скорость. Например:

- наличие впереди по курсу навигационной опасности;

- подход к лоцманскому судну;

- выполнение девиационных работ;

- опасность столкновения с третьим судном;

- переменное воздействие ветра и течения и т. П.

Для предупреждения опасной ситуации необходимо связаться со встречным судном по УКВ радиостанции или подать не менее пяти коротких гудков.

Правило 17 (а)(ii). Однако это другое судно, когда для него становится очевидным, что судно обязанное уступить дорогу, не предпринимает соответствующего действия, требуемого этими Правилами, может предпринять действие, чтобы избежать столкновении, я только собственным маневром.

Предпринимать самостоятельные действия привилегированному судну «В» можно только в тех очевидных случаях, когда бездействие или недостаточно эффективное действиесудна «А» может привести к столкновению. Прежде всего судно «В» должно проинформировать судно «А» всеми доступными способами о том, что ситуация сближения опасная:

- подать звуковой сигнал предупреждения согласно правилу 34 (d);

- привлечь внимание подачей световых сигналов в соответствии с правилом 36 (луч света, поданный при помощи ратьера);

- использовать УКВ связь на 16 канале.

Если после этого судно «А» (обязанное уступить дорогу) НЕ предпримет действий для безопасного расхождения, то судно «В» может применить самостоятельный маневр для избежания столкновения. При этом следует избегать действий, которые могут оказаться разнозначными по отношению к запоздалым вероятным действиям судна «А». Например, суда могут одновременно изменить свой курс вправо. Точную дистанцию начала выполнения маневра в ситуации «МОЖЕТ» указать невозможно, так как она зависит от многих факторов - относительная скорость сближения; маневренные характеристики судов; окружающая обстановка и т. п.

Изменение курса в сторону увеличения пеленга, обычно вправо, является достаточно безопасным маневром, если он выполняется заблаговременно и решительно, чтобы показать ракурс другому судну. При этом уменьшится относительная скорость сближения, будет больше времени на оценку развивающейся ситуации.

Правило 17(b). Когда по какой-либо причине судно, обязанное сохранять курс и скорость, обнаруживает, что оно находится настолько близко к другому судну, что столкновения нельзя избежать только действием судна, уступающего дорогу, оно должно предпринять такое действие, которое наилучшим образом поможет предотвратить столкновение.

Поскольку очень трудно определить, насколько близко можно подходить судну «В» до того, как столкновение невозможно предотвратить только его действиями, то судно «В» (сохраняющее курс и скорость) ДОЛЖНО предпринять действия до наступления этой стадии.

Такое действие в морской практике называют маневром «последнего момента». Характер этого маневра зависит от конкретных обстоятельств, особенно поведения другого судна, и должен отвечать цели этого маневра. Как правило, когда это произойдет, оба судна начинают предпринимать свои действия.

Когда столкновение становится неизбежным, судоводитель действует в соответствии с процедурами, относящимся к чрезвычайным ситуациям. После объявления общесудовой тревоги предпринять такой маневр, который уменьшит последствия столкновения. Повреждения могут быть минимальными, если удар придется в носовую часть корпуса впереди таранной переборки. При приближении судна слева по носу самым неудачным маневром может быть изменение курса вправо.

Правило 17(с). Судно с механическим двигателем, которое в ситуации пе­ресечения курсов предпринимает в соответствие с подпунктом (а)(ii) этого Пра­вила действие, чтобы избежать столкновения с другим судном с механическим двигателем, не должно, если позволяют обстоятельства, изменять курс влево, если другое судно на­ходиться слева от него.

Правило 17(с) ограни­чивает отворот судна с механическим двига­телем влево. Этим са­мым вносится преду­преждение о том, что судно, находящееся слева может одновре­менно начать правый поворот, и тем самым увеличится скорость взаимного сближения судов и ограничится время для дальнейшей оценки ситуации.

- Избегая столкно­ве­ния только собст­венным манев­ром, судно «В» должно особое внима­ние об­ращать на:

- то, чтобы своими дейст­виями не за­труд­нять ве­роят­ные ма­невры на­блюдаемого судна, ко­торому усту­па­ется до­рога;

- возможность и не­обхо­димость при­ведения судна «А» за корму, если обстановка этого потребует;

- то, чтобы такой ма­невр был СВОЕВРЕМЕН­НЫМ.

В правиле 17 (d) особо оговорено, что все положения п. (а), (ii) этого правила НЕ ОСВО­БОЖДАЮТ судно «А» от обя­занно­сти предпринять заблаго­временные и решительные дей­ствия для безопасного рас­хожде­ния.

Билет № ____

1. Силы, действующие на судно, севшее на мель. Выбор способа снятия с мели.

Наши рекомендации