Пути интеграции криминалистических учетов в деятельность уголовно-исполнительных инспекций
Преступность в современной России характеризуется ростом общественной опасности. Стабильно высокий уровень тяжких и особо тяжких преступлений во многом ослабляет деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания. Согласно статистическим данным к 2012 г. численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек (+18,6 %). Количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2012 г. 80 % от общей численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы[46].
Одним из важных решений по улучшению сложившейся ситуации, направленным на повышение эффективности деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, коренную перестройку деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, является внедрение в практику современных информационных технологий[47].
Ученые в проводимых исследованиях справедливо отмечают, что успешная реализация Федеральной службой исполнения наказаний технической политики информатизации возможна только при условии изучения программных продуктов и современных технических возможностей, а также обобщении передового опыта аналогичных подразделений иных правоохранительных органов России и зарубежных стран. Мы разделяем мнение Р. А. Усманова в том, что перед отечественной правовой наукой стоит важная задача, заключающаяся в совершенствовании существующих и разработке новых теоретических подходов к решению проблем в сфере деятельности правоохранительных органов, связанной с раскрытием и расследованием преступлений.
Только быстрое освоение и внедрение в практическую деятельность правоохранительных органов современных научных достижений позволит успешнее противостоять угрожающему валу преступности[48].
В этой связи заслуживает внимания Программа МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел»[49]. В рамках её реализации осуществляются последовательные шаги по созданию единого информационного пространства на базе интеграции информационных ресурсов регионального и федерального уровней, публичных и специальных федеральных информационно-телекоммуникационных систем. Стратегической целью внедрения информационных технологий Интерпола в деятельность правоохранительных органов России является достижение эффективного и безопасного обмена информацией в интересах раскрытия и предупреждения преступлений, и в первую очередь самых разрушительных, таких как терроризм, незаконный оборот наркотических средств, экономические преступления, криминальная сексуальная эксплуатация и торговля людьми. Исходя из этого, большой практический интерес для российских правоохранительных органов представляет сопряжение Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России и информационных систем Интерпола.
Неотъемлемой частью совершенствования информационного обеспечения и повышения эффективности сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств по линии Интерпола является выработанная технология и порядок информационного взаимодействия систем Интерпола 1-24/7 и ЕИТКС ОВД[50].
В настоящее время это один из важнейших шагов по внедрению современных высоких технологий в правоохранительную деятельность. Исходя из этого, НЦБ Интерпола при МВД России выходит за рамки узковедомственной системы и предоставляет прямой доступ правоохранительным органам Российской Федерации к основным базам данных Генерального секретариата Интерпола: «Физические лица», «Похищенные/утраченные документы, удостоверяющие личность», «Похищенные автомототранспортные средства». Пользователями таких баз данных могут стать правоохранительные и государственные органы (ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, ФСИН России, ФТС России, ФСКН России), прошедшие несложную процедуру авторизации. Таким образом, на нормативной основе созданы необходимые условия для успешного использования международно-правового института Интерпола по оперативному получению информации на качественно новом, более высоком уровне аналитиками и оперативными сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Технология информационного обмена Генерального секретариата Интерпола и устанавливаемых в заинтересованных подразделениях мобильных сетевых устройств не требует особых финансовых затрат и осуществляется путем переноса файлов с помощью внешнего файлового накопителя без сетевого соединения названных систем (посредством сети «Интернет»).
Преступность постоянно развивается, становится все более организованной, мобильной, технически оснащенной. Потребности в совершенствовании деятельности правоохранительных органов растут пропорционально преступным угрозам обществу и государству.
Уголовно-исполнительная система является одним из важнейших социально-правовых институтов государства. Содействие правоохранительным органам в раскрытии преступлений является одной из основных задач учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Вопросы взаимодействия в борьбе с преступностью, её организованными проявлениями, противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков стоят в числе приоритетных направлений деятельности подразделений мест лишения свободы[51].
Пенитенциарные учреждения, несомненно, являются уникальным источником для сбора сведений оперативного характера в отношении лиц, представляющих наиболее опасную потенциальную угрозу. Мы разделяем мнение ученых-криминологов о том, что замкнутая среда позволяет собрать наиболее полную первичную информацию о личности преступника, причинах и условиях совершения преступлений . По сути, места лишения свободы представляют собой уникальный научно-исследовательский институт, в рамках которого должны и могут проводиться исследования в различных аспектах, в том числе криминалистическом. Конечной целью изучения преступности как системы является разработка эффективной системы превентивных мер. Мы полагаем целесообразным выделить следующие категории осужденных, подлежащих обязательной регистрации. В данном случае возможный рецидив преступлений выступает в качестве основного критерия регистрации.
Во-первых, это лица, осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности, представляющие наиболее опасную потенциальную угрозу международного характера. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы проводится активная работа по получению информации о готовящихся террористических актах, участниках незаконных вооруженных формирований, их пособниках, а также незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ. С нашей точки зрения, недооценивать экстремистские и террористические организации, которые привлекаются к уголовной ответственности и находятся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нельзя хотя бы потому, что они представляют собой сплоченные группы, объединившиеся в процессе совершенных преступлений. Таким образом, использование регистрационных учетов Интерпола с целью выявления их возможной причастности к международным террористическим и экстремистским организациям отвечает современным потребностям и представляется необходимым.
Во-вторых, подлежат обязательной регистрации лидеры уголовно-преступной среды, организаторы и участники незаконных вооруженных формирований, «воры в законе», преступные авторитеты. По мнению исследователей, за этими категориями осужденных требуется осуществлять тщательный и системный контроль. Оперативными подразделениями исправительных учреждений с присущей только им компетенцией и в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами посредством проведения негласной оперативно-розыскной деятельности ведется сбор, накопление и хранение информации как гласного, так и негласного характера. Их специфика определена кругом решаемых задач целевого назначения и тесно связана с деятельностью по предотвращению преступлений. Данные сведения накапливаются в федеральной базе научно-исследовательского института информационных и производственных технологий ФСИН России, часть из них содержится в главном информационно-аналитическом центре МВД России. Однако такие учеты носят узковедомственный характер и не отвечают реалиям действительности. Обеспечить практическую реализацию своих достижений - общая задача всех наук, в том числе криминалистики.
В-третьих, с целью раскрытия наиболее тяжких или серийных преступлений, профилактики и предупреждения преступных действий особо опасной категории преступников мы выделяем категорию лиц, совершивших преступления против личности: половой неприкосновенности несовершеннолетних, причастных к торговле людьми, сексуальной эксплуатации и незаконному обороту наркотиков.
Во всех странах, по мнению ученых, существует закономерность: чем большая часть населения проходит через места лишения свободы, тем выше преступность. Лица, отбывшие срок наказания, составляют обширные резервы преступности.В целях оптимизации противодействия данному криминальному явлению и разработки эффективных, законодательно обеспеченных, взаимосвязанных мер по предупреждению постпенитенциарного рецидива в указанные данные должны входить сведения, касающиеся личности преступника: клички, особые приметы, привычки (особый способ гасить сигарету), характеристики «почерка преступления», дактилокарты, профили ДНК, черты его характера (особая жестокость, наличие профессиональных либо преступных умений и навыков), информация об их криминальной активности и т. д. Здесь уместным представляется изучение наработанного регистрационного опыта в системе Интерпола, внедрение его в практику в соответствии с общепринятыми и действующими международными стандартами.
Реализация данного проекта потребует проведения опытно-конструкторских работ по созданию типовых программных компонентов для международного и регионального уровней.
Для полноценного функционирования планируемых к разработке программных компонентов всем субъектам учета потребуется привести базы данных к единому цифровому формату, который будет определен всеми субъектами взаимодействия.
Решение указанных вопросов выходит за пределы специальных знаний криминалистов и, по нашему мнению, может быть осуществлено в рамках комплексного подхода при условиях строжайшего соблюдения всех требований по обеспечению информационной безопасности, решения вопросов правового, технического и организационного плана. Безусловно, инициатива, формирование предложений должны исходить от уголовно-исполнительной системы. Оптимальным решением считаем проведение научной дискуссии и выработку научно обоснованной системы эффективного внедрения в практику современных достижений в сфере высоких технологий с привлечением широкого круга специалистов.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить следующее. Преступность, являясь феноменом, присущим любому государству, представляет собой общесоциальную проблему, решение которой зависит как от конкретных мер, принимаемых государством и обществом в целом, так и от поиска путей повышения эффективности противодействия, выработки инновационных приемов и методов деятельности уголовно-исполнительных учреждений по предупреждению и раскрытию преступлений. Изучение структуры, динамики и основных современных тенденций пенитенциарной преступности диктует необходимость разработки эффективных, законодательно обеспеченных, взаимосвязанных мер по предупреждению преступлений в целом и позволяют говорить об актуальности изучения, комплексного анализа и ис пользования накопленного в системе Интерпола теоретического и практического опыта борьбы с преступностью. Принципиально важным для решения насущных задач уголовно-исполнительной системы мы полагаем внедрение в практику информационно-коммуникационных систем новейшего поколения, использование в аналитико-прогностической деятельности действующей в странах - членах Интерпола системы «I-Link», а также использование прямого доступа к регистрационным ресурсам Интерпола.
Возможность дальнейшего роста криминальных проявлений предполагает пути совершенствования деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. С целью раскрытия наиболее тяжких или серийных преступлений, профилактики и предупреждения преступных действий особо опасной категории преступников полагаем целесообразным создание базы данных криминалистической регистрации особо опасной категории преступников. Обязательному учету должны подлежать лица, осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности, лидеры уголовно-преступной среды, организаторы и участники незаконных вооруженных формирований, лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии, лидеры преступных групп, лица, причастные к торговле людьми, сексуальной эксплуатации и незаконному обороту наркотиков, допустившие особо опасный рецидив преступлений. И, наконец, еще одним немаловажным аспектом совершенствования эффективности борьбы с пенитенциарной преступностью выступает повышение результативности розыска осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или совершивших побег из мест лишения свободы. Являясь собственником созданных учетов, полагаем необходимым передачу части сведений гласного характера о криминально значимых свойствах наиболее опасных категорий преступников в информационные банки данных Интерпола.
Заключение Проведенное комплексное исследование современного состояния возможности использования достижений криминалистики в деятельности уголовно-исполнительных инспекций позволяет сформулировать следующие основные выводы: 1. Правовую базу организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций составляют УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста), другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), акты Правительства Российской Федерации, основным из которых является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и правовые акты ФСИН России. Особенностью правового регулирования организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций по сравнению с другими подразделениями, входящими в систему ФСИН России, является то, что значительная часть этих вопросов регулируется актами Правительства Российской Федерации, что обусловлено в свою очередь особым статусом уголовно-исполнительных инспекций в системе ФСИН России как исполняющих наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, значение которых в условиях продолжающейся гуманизации уголовной политики постоянно увеличивается. 2. с целью обеспечения эффективного контроля за поведением условно осужденных налицо необходимость не только диагностики личностных свойств каждого из указанных лиц, но и привлечение психолога к ее проведению. При тесном взаимодействии с психологом сотрудники уголовно-исполнительных инспекций будут располагать весьма значимой по объему и характеру информацией, касающейся особенностей личности осужденного 3. В настоящее время, на наш взгляд, можно выделить два основных направления развития информационного обеспечения деятельности УИИ. Первое – информационно-техническое обеспечение – заключается в оснащении УИИ ФСИН России компьютерной техникой, позволяющей не только осуществлять обработку информации, но и обмен такой информацией. В данном направлении, безусловно, значимую роль будет играть развитие информационно-телекоммуникационной ведомственной сети. 4. Необходимо расширять возможности внедрения в деятельность УИИ системы геномной регистрации, в свою очередь, делает обязательным решение целого ряда серьезных проблем. Это необходимо не только для реализации огромного потенциала системы ДНК-регистрации, но и для достижения при ее использовании целого ряда целей, стоящими перед УИИ по предупреждению преступлений. 5. С целью раскрытия наиболее тяжких или серийных преступлений, профилактики и предупреждения преступных действий особо опасной категории преступников полагаем целесообразным создание базы данных криминалистической регистрации особо опасной категории преступников. Обязательному учету должны подлежать лица, осужденные за преступления террористического характера и экстремистской направленности, лидеры уголовно-преступной среды, организаторы и участники незаконных вооруженных формирований, лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии, лидеры преступных групп, лица, причастные к торговле людьми, сексуальной эксплуатации и незаконному обороту наркотиков, допустившие особо опасный рецидив преступлений. 6. Еще одним немаловажным аспектом совершенствования эффективности борьбы с пенитенциарной преступностью выступает повышение результативности розыска осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или совершивших побег из мест лишения свободы. 7. Существуют, достаточно результативные и работоспособные поисковые системы (например, поисковая система подозреваемых, обвиняемых осужденных «Паноптикум» и др.) на настоящий момент обладают широкими функциональными возможностями. Однако наличие неподключенных к системе УИИ (учреждений) и отсутствие надлежащего контроля за актуальностью баз данных не позволяет эксплуатировать систему в полном объеме. 8. Имеющиеся недостатки в формировании подразделениями ФСИН России централизованных пофамильного и дактилоскопического оперативно-справочных учетов значительно снижают эффективность использования дактилоскопического учета в раскрытии и расследовании преступлений, а несоответствие сведений в представляемых учетных и корректирующих документах существенно затрудняют, а порой делают невозможной идентификацию личности проверяемого по оперативно-справочным учетам. Список используемой литературы Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства. – 2009. – № 4. – Ст.445. 2. Федеральный закон от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 23. – Ст.2291. 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 (в ред. Федерального закона от 30.04.2010) Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст.4921. 4. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.05.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст.2954. 5. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 2 августа 1995 № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст.3349. 6. Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – Ст.3448. 7. Федеральный Закон «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 № 103-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.09.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст.2759. 8. Федеральный Закон «Об оружии» от 13 декабря1996 № 150-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.03.2010) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 51. – Ст.5681. 9. Федеральный Закон «О государственной дактилоскопической регистрации и Российской Федерации» от 25 июля 1998 № 128-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст.3806. 10. Федеральный Закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 № 5485-1 (в ред. Федерального закона от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – С.8220-8235. 11. Федеральный Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01 апреля 1993 № 4730-1 (в ред. Федерального закона от 30.12.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 17. – Ст.594. 12. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 № 1300 (в ред. Указа президента от 10.01.2000) // Российская газета. – 1997. – № 247 13. Указ Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июля 1996 № 1113 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 32. – Ст.3895 14. Постановление Правительства РФ «О национальном центральном бюро Интерпола» от 14 октября 1996 № 1190 (в ред. Постановления правительства от 29.05.2006) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 43 – Ст.4916. 15. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 № 70 «Об организации использования экспертное криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» // Сборник приказов МВД России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации 2005 - 2007 гг. – М., – 2007. 16. Приказ МВД России от 09 июля 2007 № 612 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных и оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (Текст приказа официально опубликован не был). 17. Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 06 октября 2006 (ред. Приказа от 22.09.2009) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. – № 47. 18. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» // Сборник приказов МВД России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации 2005 - 2007 гг. (Бюллетень текущего законодательства). М. 2007. 19. Приказ МВД России от 10 февраля 2006 № 70 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (Текст приказа официально опубликован не был). 20. Приказ МВД России от 1 июня 1993 № 261. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел» (Текст приказа официально опубликован не был). 21. Приказ МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК России, СВР России, ФСВТ России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ФАПСИ от 17 ноября 1999 г. № 643/531/549/АП-3-24/364/331/786/82/112/363/96/423/413/357/620/189 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. – № 4. 22. Приказ ФСКН России от 21 июня 2006 № 215 «Об утверждении Инструкции по формированию и использованию криминалистических учетов, картотек и коллекций» (Текст приказа официально опубликован не был). 23. Приказ МВД РФ от 29 июня 2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел российской федерации» (Текст приказа официально опубликован не был). 24. Приказ МВД РФ от 1 июня 1993 № 261 «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел» (Текст приказа официально опубликован не был). 25. Приказ Министерства юстиции РФ от 14 мая 2003 № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – №. 104. Учебная, научная литература 1. Аленин А.П. Криминалистические учеты органов внутренних дел: учеб. пособие. – Омск., – 2008. – С.87. 2. Аминев Ф.Г. Комплексное использование экспертно-криминалистических учетов в информационном обеспечении расследования и раскрытия преступлений. Автореф. дис... канд. юрид. наук – Уфа., – 2001. – С.19. 3. Антонов В. П., Балашов Д. Н. Криминалистическая техника. – М., – 2002. – С.408-414. 4. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. – М., – 1975. – С.190. 5. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 2. Частные криминалистические теории. – М., 1997. – С.175 6. Белкин Р.С. Криминалистика. – М., – 1969. – С. 350. 7. Беляков А.А. Криминалистическая регистрация. – Ростов н/Д., – 2006. – С.88. 8. Важенин Ю.М. Методические рекомендации по информатике и вычислительной техники. – Свердловск., – 1986. – С.4. 9. Возгрин И.А. Некоторые вопросы теории и практики криминалистического учета. Вопросы теории и практики борьбы с преступностью – М., – 1972. – С.4. 10. Волынский А.Ф. Криминалистическая техника. – М., 2009. – С.325. 11. Волынский Л.Ф., Россинская Е.Р. Криминалистическая регистрация. – М., – 1992. – С.65. 12. Волынский А.Ф., Лавров В.П. Криминалистика. – М., – 2008. – С.103-126,335 13. Волынский В.А., Удовиченко М.А. Организация и тактика использования результатов ОРД в расследовании преступлений. – М., – 1999. – С.25. 14. Гусев А.В.Опотенциальном доказательственном значении информации, содержащейся в экспертно-криминалистических учетах органов внутренних дел // Вестник криминалистики. – 2008. – № 4. - С. 43 –47 15. Горбачев И. В. Теоретические и организационно-технические вопросы информационного обеспечения судебно-баллистических экспертиз. Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., – 1987. 16. Грановский Г. Я О научных принципах формирования натурных трассологических коллекций. Экспертная практика и новые методы исследования // Экспресс-информация. – 1980. – №. 19. – С.15-16. 17. Грановский Г. Л. О теоретических основах экспертной информатики. Проблемы информационного и математического обеспечения экспертных исследований в целях решения задач судебной экспертизы // Тезисы докладов и сообщений на всесоюзной научно-практической конференции. – М., – 1983. – С. 19. 18. Девиков Е.И., Зуев Е.И., Ищенко Е.П. Криминалистическая регистрация. – М., – 1992. – С.6 19. Демина Р.Е. Проблемы криминалистической регистрации и ее использования в расследовании преступлений. Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Саратов., – 2001. – С. 18. 20. Есин С.Н., Эндреев М.М. Современные системы регистрации граждан и возможности их использования в раскрытии и расследовании преступлений // Вестник криминалистики. – 2008. – № 3 (27) – С.92. 21. Жаров С.Н. История становления регистрации преступников в России // Оперативник (сыщик). – 2007. – № 4(13). – С.8. 22. Зерном Т.М. Опыт применения научно-технических средств при расследовании умышленных убийств. // Расследование убийств в зарубежных странах: Сборник статей. – М., – 1991. – С.41. 23. Ищенко Е.Л., Депиков Е.И. Уголовная регистрация: Учебное пособие. – Омск., – 1986. – С. 56. 24. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. – 1994. – № 11. – С.55-56. 25. Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. – 1993. – №4. – С.6-7. 26. Колотушкин С.М. Перспективы развития криминалистической регистрации на основе информационно-коммуникационных технологий // «Черные дыры» в российском законодательстве – 2007. – № 1. – С.56. 27. Колосович С.А., Зайцева Е. А. Уголовный процесс. – Волгоград., – 2002. – С.124. 28. Корниенко Н.А. Российские и международные криминалистические учеты. – Санкт-Петербург., 2004. – С.10. 29. Краткий философский словарь. Под ред. Д.И. Алексеева. – М., – 1997. – С. 279. 30. Кудрявцев В.П. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учебное пособие. – М., – 1998. – С.33. 31. Криминалистика. Курс лекций. Автор: Россинская Е. Р., Норма – 2010. 32. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практичекое пособие. Автор: Бастрыкин А. И., Юридический центр Пресс – 2010. 33. Митричев С.П., Шаламова М.Л. Криминалистика. – М., – 1966. – С.231. 34. Назаркин Е. В.Использование учетов органов внутренних дел при раскрытии и расследовании квартирных краж. – Рязань. – 2003. – С31. 35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., – 1999. – С.345. 36. Основы экспертной деятельности. Учебное пособие. Автор: Нестеров А. В., Издательский дом ГУ ВШЭ - 2009. 37. Пантелеев И.Ф., Селиванов. Н.А. Криминалистика. – Челябинск, – 1991. – С.54. 38. Пахомов А.В. Коллекции правоохранительных органов России. – М., – 2001. – С.9. 39. Полевой Н.С. Криминалистическая кибернетика. – М., – 1980. – С.85. 40. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов. Научно-практическое пособие. Автор: Аверьянова Т. В., Статкус В. Ф., отв. ред., Юрайт-Издат – 2011. 41. Сокол В.Ю. Растровый розыск преступников в Германии // Юристъ-Правоведъ. – 2009. – №4 (35). – С.109. 42. Тюхтин В.С. Диалектика познания сложных систем. – М., – 1983. – С.32. 43. Черенков А. М. Возможности определения особенностей характера человека по признакам почерка // Экспертная практика. – 1995. – № 37. – С.38-39. 44. Шаталов А.С. Криминалистические алгоритмы и программы. Теория. Проблемы. Прикладные аспекты. – М., – 2000. – С.57. 45. Яблоков Н.П. Криминалистика. – М., – 1995. – С.348-359. 46. Яковец Е.Н. Регистрационное бюро как основа полицейского сыска в России// Оперативник (сыщик). – 2008. – №1 (14). – С.5-6. 47. Якимов И.Н. Криминалистика. – М., – 2003. – С. 271. |
[1] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 25. - Ст. 2947.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 2. - Ст. 199.
[3] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 10.- Ст. 1228.
[4] Собрание законодательства Российской Федерации - 2010. - №. 14.- Ст. 1655
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26.- Ст. 3177.
[6] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 8.- Ст. 966.
[7] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 14.- Ст. 1663.
[8] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 22.- Ст. 3222.
[9] Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 42.- Ст. 4108.
[10] Российская газета. - 2009. - 14 августа.
[11] Российская газета. - 2010. - 27 октября.
[12] Пионтковский А. А. Избранные труды. Т. 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2004.с.301.
[13] Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление. - М.: ИНФРА-М, 2004. С. 37.
[14] Гета М.Р. Пробация и ее перспективы в уголовном праве Республики Казахстан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2000. С.8.
[15] Уголовное уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. СПб: Издание Государственной канцелярии 1903. С.14
[16] Азарян Е.Р. Преступление. Наказание. Правопорядок. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С.178.
[17] Энциклопедия уголовного права / отв. ред. В. Б. Малинин. Т. 9. Назначение наказания. - СПб.: Изд-во профессора Малинина, 2008. С.729.
[18] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 25. - Ст. 2947; 2012. - № 18. - Ст. 2224.
[19] Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России за январь-декабрь 2011 года: Информационно-аналитический сборник. - Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2012. С.151.
[20] Смирнова И.Н. Методологические, организационные и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: дис. ... д-ра юрид. наук. - Псков, 2010. С.187.
[21] Российская газета. - 2009. - 14 августа.
[22] Репкина Я. С. Программа психолого-социального сопровождения осужденных в УИИ // Психологическое обеспечение уголовно-исполнительных инспекций: сб. материалов проблемного семинара. - М.: НИИ ФСИН России, 2007. - С. 47-50.
[23] Бережнова Н. Д. Совершенствование системы управления психологическими психологическими службами Федеральной службы исполнения наказания России // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 5. - С. 49-51.
[24] Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. – 1994. – № 11. – С.55-56.
[25] Приказ МВД России от 1 июня 1993 № 261. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел» (Текст приказа официально опубликован не был).
[26] Приказ МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК России, СВР России, ФСВТ России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ФАПСИ от 17 ноября 1999 г. № 643/531/549/АП-3-24/364/331/786/82/112/363/96/423/413/357/620/189 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2000. –№ 4.
[27]Корниенко Н.А. Российские и международные криминалистические учеты. – СПб., 2004. – С. 187
[28]Антонов В. П., Балашов Д. Н. Криминалистическая техника. – М., 2002. – С.408-414.
[29]Грановский Г. Л. О теоретических основах экспертной информатики. Проблемы информационного и математического обеспечения экспертных исследований в целях решения задач судебной экспертизы // Тезисы докладов и сообщений на всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1983. – С. 19.
[30]Горбачев И. В. Теоретические и организационно-технические вопросы информационного обеспечения судебно-баллистических экспертиз. Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 1987.
[31] Приказ Министерства юстиции РФ от 14 мая 2003 № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – №. 104.
[32]Грановский Г. Я О научных принципах формирования натурных трассологических коллекций. Экспертная практика и новые методы исследования // Экспресс-информация. – 1980. – №. 19. – С.15-16.
[33]Грановский Г. Я О научных принципах формирования натурных трассологических коллекций. Экспертная практика и новые методы исследования // Экспресс-информация. – 1980. – №. 19. – С.126-129.
[34] Демина Р.Е. Проблемы криминалистической регистрации и ее использования в расследовании преступлений. Автореф. дис... канд. юрид. наук. – Саратов., 2001. – С. 18.
[35] Аминев Ф.Г. Комплексное использование экспертно-криминалистических учетов в информационном обеспечении расследования и раскрытия преступлений. Автореф. дис... канд. юрид. наук – Уфа., 2001. – С.19.
[36]Корниенко Н.А. Российские и международные криминалистические учеты. – СПб., 2004. – С.195.
[37] Корниенко Н.А. Российские и международные криминалистические учеты. – СПб., 2004. – С.218.
[38]Беляков А.А. Криминалистическая регистрация. – Ростов н/Д., 2006. – С.88.
[39]Беляков А.А. Криминалистическая регистрация. – Ростов н/Д., 2006. – С.106.
[40] Первая в мире база данных была создана в Великобритании в 1995 году; в 1997-1998 годах начали создаваться базы данных в других европейских странах - Австрии, Нидерландах, Норвегии, Германии, Бельгии и т.д. База данных США CODIS (Combined DNA Index System) была введена в действие в 1998 году (пилотный проект начался в 1990 году).
[41] Приказ МВД от 10.02.2006 г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской