Тема 4: Транспортная логистика
Цели и задачи транспортной логистики. Функции транспортной логистики: базовые, ключевые и вспомогательные.
Основные требования, предъявляемые потребителями к услугам транспорта. Выбор вида транспорта. Основные факторы, влияющие на выбор вида транспорта. Выбор типа транспортного средства на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте. Основные показатели, характеризующие:
- грузовые вагоны (грузоподъемность и вместимость),
- речные и морские суда (водоизмещение, грузоподъемность судна, дедвейт или полная грузоподъемность, чистая грузоподъемность, грузовместимость),
- подвижной состав автомобильного транспорта (универсальные и специальные контейнеры, поддоны, контейнеровозы, контрейлеры).
Транспортная характеристика груза. Транспортабельное состояние груза. Маркировка груза: товарная (фабричная), отправительская, специальная (предупредительная), транспортная.
Транспортные тарифы на железнодорожном транспорте: общие, исключительные, льготные, местные. Провозная плата и сборы. Основные факторы, влияющие на размер провозной платы: вид отправки, скорость перевозки, расстояние перевозки, тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, количество перевозимого груза.
Транспортные тарифы на автомобильном транспорте. Факторы, оказывающие влияние на размер тарифной платы.
Тарифы на перевозки на речном транспорте и морском транспорте. Линейное судоходство и фрахт.
Базисные условия поставки. Франко. Базисные условия поставки во внешней торговле: ФОБ, ДАФ, ДЕК, ДДП, СИФ.
Маршрутизация перевозок. Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта. Интермодальная система доставки грузов. Единый оператор интермодальной перевозки и его назначение. Принципиальная схема логистической организации перевозки с участием нескольких видов транспорта. Сравнение основных характеристик смешанной перевозки и интермодальной перевозки.
Организация технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса
Выбор перевозчика. Методы выбора перевозчика: метод Feddin, метод матриц, метод стоимостной оценки, метод абстрактного перевозчика, метод, учитывающий технологические параметры, метод элиминирования по параметрам.
Коэффициент доступности транспорта. Допустимый интервал отправления, допустимый интервал доставки, нормативный интервал перевозки.
Технологический процесс выполнения заказа на перевозку транспортной логистической системой. Модульный принцип управления транспортной логистической системой.
Перспективы развития транспортной логистики:
- автоматизация информационных потоков,
- внедрение бездокументарных технологий,
- внедрение унифицированной системы кодирования грузов, грузоотправителей, грузополучателей, транспортных средств, железных дорог, автостанций и портов,
- построение банка данных нормативно-справочной и оперативной информации.
Тема 5: Производственная логистика. Внутрипроизводственные логистические системы: промышленное предприятие, оптовое предприятие. Концепции организации производства: традиционная и логистическая. Качественная гибкость производственных систем. Количественная гибкость производственных систем.
Моделирование процессов внутрипроизводственных логистических систем. Материальные модели в логистике: макеты, технологические планировки, пилотные установки, схемы грузопотоков и материальных потоков. Абстрактные модели в логистике: знаковые, языковые, аналитические, имитационные. Расчет показателей, применяемых для моделирования процессов в логистике: товарооборачиваемость, скорость товарооборота, время обращения товаров, готовность к поставке, доля запасов в обороте, затраты на связанный капитал, наличие в поставленной партии дефектного товара, грузооборот склада, грузопереработка, суммарная работа склада, расходы склада, себестоимость хранения грузов и др.
Пять уровней управления внутрипроизводственной логистической системой: административный, уровень управления положением, уровень управления отдельных заказов по плану-графику, оперативное управление, управление в режиме реального времени отдельными технологическими агрегатами.
Основные способы управления материальными потоками во внутрилогистических логистических системах: метод толкающей и тянущей логики
Основные положения и схема действия управления с системе МРП (модель ресурсов производства). Этапы развития и оптимальные сферы применения этой модели управления.
Основные положения и схема действия системы КАНБАН. Область применения, преимущества и недостатки системы КАНБАН.
Основные положения и схема действия системы ОПТ.
Расчет длительности производственного цикла партии деталей.
Расчет оптимального размера партии (экономически целесообразный размер партии выпуска продукции).
Расчет длительности производственного цикла изделия.
Анализ АВС («кривая 80:20»).