Координация научных исследований в сфере культуры. Информационное и методическое сопровождение учреждений культуры
Как вариант развития системы информационного обеспечения и методического обеспечения учреждений культуры области, возможно создание одного или нескольких информационно-аналитический центров, которые проводили бы ряд социологических исследований по проблемам социально-культурной жизни области.
В проекте концепции такого центра (центров) могли быть обозначены приоритетные направления аналитической и информационной работы:
- создание целостного образа культурной сферы региона;
- описание социально-культурного разнообразия и его типологизация, прогнозирование перспектив развития культурных феноменов;
- разработка рекомендаций для усовершенствования культурной политики в регионе.
Кроме того, центром обозначены главные цели областной культурной политики, которые должны быть реализованы по следующим направлениям:
Формирование самобытной региональной культуры и её распространение среди населения области;
Поддержание, сохранение традиций и передача их последующим поколениям;
Развитие, модернизация, приспособление существующих в регионе культурных феноменов к меняющейся реальности.
В целях предварительного анализа явлений социокультурной жизни необходимо было бы организовать и провести встречи с представителями областных и муниципальных учреждений культуры, этнических и религиозных культурных групп. В качестве результата таких встреч, могла быть проделана существенная работа по подготовке инструментария для проведения качественных обследований культурно-ценностных установок, формирующих идейно-нравственный, художественно-эстетический и профессионально-деловой уровни работников учреждений культуры.
Необходимо разработать программу социологического исследования «Социально–профессиональный портрет работников учреждений культуры». Целью программы должно стать исследование культурно-ценностного пространства, в котором происходит социализация и аккультурация личности работников учреждений культуры. Необходимо разработать анкеты для преподавателей и учащихся образовательных учреждений культуры, работников иных учреждений культуры. Итоги программы необходимо подвести с представлением практических рекомендаций и предложений по улучшению работы областных учреждений культуры.
На протяжении деятельности аналитического отдела непрерывно необходимо проводить мониторинги информационных агентств, периодических публикаций и отчетов с целью отбора и систематизации информационных данных о культуре Омской области и соответственно о её кадрах. Необходимо осуществлять сбор и анализ данных через Интернет о характере, направлениях и видах культурных мероприятий других регионов Российской Федерации для сравнительных характеристик с учреждениями культуры нашей области.
Планом информационно-аналитического центров должны быть предусмотрены:
-подготовка информационно-аналитического отчёта и практических рекомендаций по программе социологического исследования «Социально-профессиональный портрет работников учреждений культуры»;
-проведение социологического исследования деятельности различных общественных объединений, действующих при учреждениях культуры области;
-проведение контент-анализа освещения культурной жизни региона в СМИ по тематическому дайджесту лент новостей информационных агентств, периодических публикаций, и отчётов;
-изучение существующей в России законодательной базы в области культурной политики;
-организация и проведение научно-практических семинаров по обучению работников учреждений культуры и специалистов по культуре местных органов власти в проведении прикладных социологических исследований.
Информационно-методический отдел предлагаемого центра решал бы вопросы информационно-методического обеспечения учреждений культуры досугового типа. Проводил бы курсы, семинары, мастер-классы, под руководством высококвалифицированных специалистов с целью повышения профессионального мастерства работников культуры. Вёл бы разработку нормативных документов (положений), методических рекомендаций и материалов по различным жанрам любительского искусства, традиционной культуре, прикладному творчеству. Вёл бы работу по обеспечению центров методической литературой и распространению литературы на национальных языках. Фонд методической и учебной литературы пополнялся бы как силами самих центров, так и за счет поступлений из районов. Как смежное направление деятельности - занятие издательской работой.
Предлагаемые центры целенаправленно занимались бы организацией и проведением фестивалей, праздников, конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, творческих лабораторий.
Как отдельное направление деятельности реализовывались бы программы по повышению квалификации кадров учреждений культуры города и области. Хорошим подспорьем в деле методического обеспечения стало бы создание периодического издания, к примеру, газеты или журнала, затрагивающих на своих страницах проблемы исключительно культуры области. Газета освещала бы значительные события подробно и разнообразно. Кроме развёрнутых статей и интервью, в каждом номере могла бы публиковаться хроника культурных событий. Увеличилось бы количество материалов, рассказывающих о культурной жизни городов и районов области. Регулярно публиковались бы акты администрации области, положения о различных конкурсах, планы мероприятий в сфере культуры области.
Особое внимание в материалах газеты могло бы уделяться перспективам и проблемам сферы культуры и образования в ней, темам православия, народного творчества, нравственности. Газета рассказывала бы о представителях литературы и искусства, предлагала бы им свои страницы для размышлений и воспоминаний. Учитывая неоднородность мировоззренческих позиций представителей различных кругов творческой интеллигенции, газета предоставляла бы им возможность для дискуссий на своих страницах.
Полноцветные обложка и внутренний разворот могли бы дать газете уникальную возможность не только иллюстрированно отражать художественную жизнь области, но и в цвете показывать наиболее яркие страницы культурных событий.
Рекомендуемая литература
1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство
культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М. Просвещение, 1989.
2. Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой
деятельности. - М.: МГУК, 1989.
3. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы, -
М.: Просвещение, 1989.
4. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность:
теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М.: МГУК,
1994.
5. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения:
Учеб. пособ. - М.: МГУК, 1989.
6. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения:
Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1989.
7. Организация и методика художественно-массовой работы/Под ред.
Генкина Д.М. - М.: Просвещение, 1987.
8. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной
работы. - М., 1988.
9. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности:
Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991.
Приложения
МАСТЕР-КЛАСС
ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ
Обстоятельства вынуждают ведущих игровых программ или клубных вечеров отдыха самостоятельно сочинять сценарии таких мероприятий и самим же воплощать их в жизнь на зрительской аудитории. Какие советы можно дать людям, взявшим в руки перо и бумагу, как облегчить им творческие муки?
Сочинительство требует быть не элементарно, а хорошо грамотным, чутко относиться к русскому языку. К сожалению, большинство ведущих развлекательных программ в родном языке «плавает». Сценарист находится у истоков праздника, ему надо придумать концепцию, ход события от начала до конца, всевозможные «манки» и «зацепки», на что уходит обычно много энергии. А изложение всего этого на бумаге считается «техникой», и люда позволяют себе о чистоте языка не задумываться. На одном из конкурсов ведущих развлекательных программ я столкнулся с таким случаем. Девушка представила интересную программу на спортивную тему, хорошо играла с залом. Но когда я попросил сценарий, протянула мне полторы странички текста. Это был каркас, развернутый план действия, отталкиваясь от которого она импровизирует. Так, может, и не надо писать сценария? Только в том случае, если у человека есть культура мышления. Но лучше все-таки полностью написать сценарий, по которому, кстати, никто не возбраняет импровизировать. В чем беда всех сценаристов? Их язык полон штампов: «ваша задача, вы должны, а сейчас мы посмотрим» и т.д. Импровизируя, они чаще всего этими штампами пользуются, обойтись без них удается редко кому. А вот если положить текст на бумагу, потом внимательно его отредактировать, найти слова - синонимы для более точного и яркого выражения мысли, убрать повторы, придумать интересное обращение к аудитории вместо набившего оскомину «участники вечера» — выступление будет более удачным. Многое в этом жанре зависит от человека, которому необходимо постоянно заниматься самообразованием, а некоторые успокаиваются на достигнутом, в результате топчутся на месте. Известный в среде шоуменов Александр Владимирович Зайцев, выпускник нашей кафедры, может с ходу импровизировать на высоком уровне, так как он очень начитанный человек, имеет богатый словарный запас, внимательнейшим образом изучает книжные и журнальные новинки, связанные с художественным словом, организацией досуга. Основная задача ведущего - не только научиться придумывать всяческие шутки, но и излагать их литературным языком. Часто мне задают вопрос: существует ли стандартная форма записи сценария и насколько трудно ее усвоить?
Отвечаю: имеется давно отработанная форма записи пьес, и она вполне подходит нам. Раскройте любую пьесу, посмотрите, надо ли ставить точку или двоеточие после слов действующих лиц, когда употребляется курсив и т.д. Сложностей никаких в форме записи нет, и если вы будете ей следовать, то читатель, взяв в руки ваш сценарий, легко в нем разберется, поймет, о чем там речь, что вы прогнозируете. Форма записи — это своеобразный «ГОСТ», а значение последнего, думаю, объяснять не надо. Во время обучения студентов сценарному мастерству заметил, что формальные признаки ребята постигают быстро и дальше они работают, как говорится, на автопилоте. Придумывают всяческие ходы, репризы, трюки, игру, не отвлекаясь на форму записи.
Когда я сам пишу сценарий, то начинаю с титульного листа, с заглавия, количества действующих лиц и только потом приступаю к сценарию. Всегда пишу подробную ре - марку, причем обязательно эмоциональную, чтобы постановщик понял настроение действующего лица, проникся его темпераментом, характером. Так часто делает драматург в пьесе, а пьеса, повторяюсь, для нас, сценаристов, — профессиональный пример.
В книге Выготского «Психология искусства», я ее считаю очень важной для постижения сценарного мастерства, есть анализ басни Крылова «Ворона и Лисица». В чем мораль басни, она же идея? Крылов говорит: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок...» Он учит нас, что льстец гнусен, но, читая басню, мы ловим себя на том, что Лиса нам нравится, хотя должно быть наоборот, а Ворона — кажется этакой дурочкой. Что же дедушка Крылов обманывает нас? Да, обманывает. Идея утверждается компонентами формы. И возникает она к финалу басни. Вот и у сценариста одна из задач состоит в том, чтобы доказать свою идею, словесно ее не формулируя, то есть не в лоб, а скрытно. Приведу в пример один анекдот. Муравей с большого бодуна просыпается под танком, оглядывается и говорит: «И чего только по пьянке не притащишь!» О чем анекдот? О вреде пьянства, о тщеславии? Это само собой, но прежде — о вере в собственные силы. Муравей убежден, что смог это сделать! И не надо пафосных слов. Можно рассказать смешной анекдот и выразить нечто важное. В этом и заключается хитрость сценариста.
Мне пришлось как-то выступать в Башкирии перед ведущими игровых программ. Тему дали свободную, и я определил ее так: «»Прямо» и «криво» в сценарии». Объясняю, делается, только через образ, ассоциацию. Например, хотите пожелать человеку здоровья. Впрямую в игровой программе этого делать нельзя. Как быть? Прокрутите мысленно слово «здоровье» и остановитесь на какой-то ассоциации, связанной с ним, с нее и начните. Ну, хотя бы так: благодарю наш киоск «Союзпечать» за то, что в нем можно приобрести журнал «Здоровье», читая который вы совершаете... Дальше фантазируйте в зависимости от того, кто перед вами на сцене. Ведущих развлекательных программ, особенно тех, кто работает в небольших городках, поселках часто приглашают провести свадьбу, юбилей. Такие мероприятия тоже требуют сценария. И очень важно, какое место в нем ведущий отведет тостам, которые, как правило, сочиняет сам. На мой взгляд, это хорошее упражнение для развития сценарных навыков. Приведу пример. Лежат на блюде три вареных рака. Один говорит: «Был бы тигром, убежал бы в джунгли или тайгу». Другой говорит: «Был бы орлом, взлетел бы в поднебесье». А третий: «Раньше надо было думать, а то глаза выпучили и все галдели: «По девочкам, по девочкам». Так выпьем за то, чтобы нам не краснеть за свои поступки.
В тосте пропускается объяснение, что рак краснеет после варки — это остается в подтексте. А слушателю между первой и последней фразой тоста надо догадаться об этом — в этом хитрость воздействия ведущего, его искусство заставить слушателя стать соучастником. Если же вы «разжевали и в рот положили» и слушателю остается только «проглотить», ему, как правило, скучно это делать. Когда же зрителю надо вдумываться, напрягаться, а потом он еще вдруг попадает в унисон с ведущим, вот такой момент радует человека, ему интересно с вами общаться. Поэтому будущему сценаристу очень важно научиться говорить не впрямую. Очень хорошо, если в сценарии большое место занимает загадка. Я всегда говорю студентам: «Чем больше загадок на квадратный сантиметр сценария, тем лучше. Тем увереннее сумеете держать аудиторию». Простой пример. У вас тематический вечер. Необходимо вызвать на сцену героя. Можно фразу построить так: приглашаю на сцену героя Сидорова Ивана Ивановича, заслуженного металлурга, 25 лет проработавшего у мартена и т.д. А можно так: приглашаем на сцену человека, который четверть века простоял у мартеновской печи... Чувствуете разницу? Мы уже загадали загадку, так как даем признак предмета, не называя сам предмет. Вы заставили зрителя думать-гадать. Говорите дальше: у которого старший сын тоже мастер горячего производства, да и младший после учебы стремится сюда же... Подсказка сужается, делается более подробной, а человек все более узнаваемым. И часто бывает так, что его фамилию называет не ведущий, а зрительный зал. Прием загадки помогает сценаристу поддерживать зрительский интерес.
Николай ШИЛОВ,
профессор, заведующий кафедрой
театрализованных представлений и праздников Челябинской академии культуры и искусств