Структура повествовательного предложения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (институт)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ А.Д. Немцев

«___» ____________ 20__ г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В ТАБЛИЦАХ И УПРАЖНЕНИЯХ

(учебное пособие)

Тольятти 2013

Качеева А.В. Учебное пособие «Практическая грамматика английского языка в таблицах и упражнениях»

Обсуждено и рекомендовано к изданию решением кафедры РИиЛ

«___» ___________ 20__ г. протокол № ____

Завкафедрой _________________________

ФИО

Одобрено Учебно-методическим советом гуманитарного факультета

«___» ___________20__ г. протокол № ____

Председатель УМС _____________________

ФИО

Одобрено Учебно-методическим советом ВУиТ

«___» ___________ 20__ г. протокол №___

Председатель УМС _________________ А.Д. Немцев

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса неязыковых специальностей вузов. Целью его является не только повторение и обобщение сведений в области английской грамматики, приобретенных в средней школе, но и развитие навыков практического владения языком. Под этим понимается умение читать оригинальную литературу по специальности с целью получения необходимой информации, вести беседу, делать сообщения и понимать английскую речь на слух в пределах изученных тем программы.

В доступной для понимания форме в учебном пособии излагаются основы грамматики английского языка в рамках программы для высших учебных заведений неязыкового профиля.

При изложении и обобщении закономерностей грамматического строя английского языка наряду с изложением правил в пособии даются речевые образцы и большое количество упражнений по основным темам (существительное, прилагательное, артикль, наречия, местоимения, числительное, модальные глаголы, неличные формы глагола, страдательный залог, сослагательное и повелительное наклонение, причастия, косвенная речь, конструкции со сложным дополнением и сложным подлежащим), с помощью которых закрепляются изучаемые формы и обороты.

Примеры, иллюстрирующие грамматические явления, и многие упражнения построены не только на общеупотребительной бытовой лексике, но и на наиболее употребительной лексике по специальностям вуза.

Для систематизации основных грамматических явлений на этапе формирования и закрепления навыка распознавания грамматических форм и структур по формальным признакам теоретический материал представлен в пособии в виде схем и таблиц, способствующих его более быстрому зрительному восприятию. Объяснение грамматических явлений с помощью таблиц способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.

Особое внимание уделяется строевым словам, употребление которых дается также в графически-наглядной форме. Изучение правил грамматики связано с пониманием особенностей словарного состава английского языка, поэтому в пособии уделяется внимание объяснению основных продуктивных способов словообразования.

Все разделы составлены автономно, что дает возможность использовать преподавателям учебный материал пособия в любой последовательности.

В качестве приложения дается список глаголов неправильного спряжения. Настоящее пособие может использоваться при всех формах обучения в неязыковых вузах.

I. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В английском языке почти полностью отсутствуют грамматические окончания. Одинаковые по форме слова могут относиться к различным частям речи, могут выполнять в предложении различные синтаксические функции и, соответственно, иметь различный смысл.

The house is large. Дом большой.

The shop houses a large crane. Цех вмещает большой кран.

В русском языке члены предложения могут занимать различные места, не нарушая общего смысла предложения, поскольку отношения между словами в русском предложении выражаются главным образом при помощи окончаний. Сравните:

The teacher asked the pupil. Учитель спросил ученика. (Ученика спросил учитель. Спросил ученика учитель.

Морфологическая и синтаксическая функции английского слова, а значит, и его смысловое значение зависят от его места в предложении и от окружающих служебных слов.

II.СТРУКТУРА АНГЛИЙСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В английском языке в повествовательном предложении существует твердый порядок слов, поскольку утрачена система падежных и родовых окончаний.

0 место I место II место III место IV место
Обстоятель ство подлежащее сказуемое дополнение обстоятельство
Last year my friend worked as a judge in the city court

Для английского повествовательного предложения обычным является такой порядок слов: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство. Следует обратить внимание на то, что в английском предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое.

1.Если подлежащее стоит перед сказуемым, такой порядок слов называется прямым.

Students face problems.

Попробуем перевести предложение. Оно состоит из трех слов, не соединенных никакими предлогами, поэтому первое слово должно быть подлежащим, второе - сказуемым, а третье - дополнением. Первое слово students - подлежащее, выраженное существительным во мн. числе - студенты. За подлежащим должно следовать сказуемое, значит face - глагол (а не существительное в значении - лицо), и в этом качестве означает - сталкиваться (лицом к лицу). За сказуемым идет дополнение problems. Значит предложение следует переводить так: "Студенты сталкиваются с проблемами".

Сказуемое - это глагол в одной из временных форм. За сказуемым идут дополнение (прямое и косвенное) и обстоятельство. Подлежащее и дополнение часто выражаются именем существительным, к которому могут относиться другие слова. Существительное с относящимися к нему словами является членом предложения и занимает одно место. Таким образом, образуется группа слов, связанная единым смыслом: группа подлежащего, группа дополнения, группа обстоятельства.

2.Обратный порядок слов или инверсия - это такой порядок слов, при котором сказуемое или часть его стоит перед подлежащим. Полная инверсия наблюдается редко, например в вопросительных предложениях со сказуемым, выраженным глаголом to be (am/is/are... ). Частичная инверсия встречается чаще, когда только часть сказуемого - вспомогательный (или модальный) глагол ставится перед подлежащим. В основном инверсия употребляется в вопросительных предложениях, а также в некоторых других случаях, например:

1.Во всех вопросительных предложениях (кроме специальных вопросов к подлежащему предложения):

Are you coming tomorrow? Ты придешь завтра?

2.В предложениях с конструкцией there is/are:

There is a new book on the table. На столе (находится) новая книга.

3.В предложениях, начинающихся с наречия here, когда подлежащее выражено существительным (но если личным местоимением, то порядок слов прямой):

Here is your pen! Вот ваша ручка!

4.В предложениях, начинающихся словами so, either, neither. Такое построение предложения показывает, что подлежащее второго предложения может выполнять то же, что и подлежащее первого. Предложения типа: So do I. Я тоже (да). и Neither do I. Я тоже (нет).

"I can read French." "So can I". Я могу читать по-французски. - И я тоже.

"She didn’t see him yesterday." "Neither did I". Она не видела его вчера.

Я тоже.

5.В предложениях, начинающихся со следующих наречий или союзов: never никогда, hardly едва, seldom редко, neither, nor также не и др.:

Never did he come in time. Никогда он не приходил вовремя.

6.В словах, вводящих прямую речь, если они стоят после прямой речи:

"I am glad to see you," said the old man. "Рад видеть вас", - сказал старик.

7.Предложение с оборотом there is. Оборотом there is/are начинаются предложения, сообщающие о наличии или существовании (или отсутствии) в определенном месте или отрезке времени лица или предмета (лиц, предметов), еще неизвестного собеседнику. Предложение начинают оборотом there is/are, за которым следует существительное-подлежащее (с относящимися к нему словами), обозначающее название этого предмета или лица. Далее, как правило, следует обстоятельство места или времени.

There is/are + подлежащее + обстоятельство. Это характерный пример построения предложения с обратным порядком расположения главных членов, или инверсией.

1.There is a chair at the table. У стола стоит стул.

2.There were many nice days last month. В прошлом месяце было много хороших дней.

Перевод таких предложений начинается с конца, с обстоятельства места или времени, выводя в конец предложения акцентируемый элемент фразы.

УПРАЖНЕНИЯ

Наши рекомендации