Визуальные невербальные средства

Визуальные невербальные средства - это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации (до 80%). В визуальные невербальные средства включаются физический облик человека (постоянные параметры: телосложение, национальность, возраст и переменные: настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (прическа, макияж, украшения) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют.

Невербальные визуальные средства устной речи - значащие движения: прежде всего жесты, мимика, позы (т.е. кинесика), и имеющая значение для речи статика: взаиморасположение в пространстве (проксемика).

Ведущими невербальными средствами на письме являются графики, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные средства выделения, с помощью которых передается информация логического плана.

Акустические невербальные средства.

Акустические невербальные средства - это средства, которые воспринимаются на слух. К ним в основном относится голос и интонация, а также ее слагаемые - тембр, темп, ритм, мелодика. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь.

Первое впечатление от человека мы получаем не только благодаря его внешнему виду, но и голосу. Голос очень многое может сказать о человеке.

На интонационный рисунок высказывания оказывает большое влияние темп речи. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контакта, от стиля произношения. Медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

Тембр зависит от высоты основного тона, характерной для вашего индивидуального голоса, а также от обертонов (изменений резонирующей ротовой полости), которые придают голосу особую качественную окраску звучания (теплую, холодную, мягкую).

Основным средством смыслового выделения главного во фразе является логическое ударение. Мастерство постановки логических ударений заключается в том, чтобы наиболее сильным ударением выделить самое главное слово или слова, менее сильным - слова второстепенные, а остальные слова «стушевать». Логическое ударение часто «выступает в паре» с логическими паузами, помогающими разделять поток речи на смысловые такты, облегчающие слушателю восприятие основной информации.

Правила оформления курсовых и дипломных работ, рефератов.

1. Объем работы – реферат 15-20 страниц, курсовая работа 30-40 страниц, дипломная работа 60-70 страниц.

Структура работы

• Оглавление (содержание);

• Введение;

• Главы ( I , II , III и т.д.);

• Заключение;

• Список использованных источников и литературы.

В оглавлении перечисляются разделы работы с указанием страниц.

Во введении рекомендуется отразить следующие положения:

• Обосновать необходимость разработки данной темы;

• Показать актуальность избранной темы;

• Показать новизну постановки избранной темы;

• Кратко рассмотреть литературу, написанную по данной теме;

• Объем введения не должен превышать 5-7 стр.

В главах излагается основное содержание дипломной работы. Рекомендуется иметь три главы, разбитые на параграфы.

В заключении кратко излагаются основные результаты проделанной работы, приводятся выводы и предложения, даются рекомендации по практическому использованию работы.

В список использованных источников и литературы включаются только те источники и литература, которые были использованы для подготовки дипломной работы.

К источникам относятся: законы, указы, манифесты и другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы, памятные записки, протоколы и другие архивные материалы, разрешенные к открытому использованию, исследуемые тексты.

К литературе относятся: монографии, книги, брошюры, периодические издания и газеты.

Характеристики реферата:

- объективность

- логичность

- доказательность

- обобщенность и отвлеченность

- насыщенность фактической информацией.

Конспект и аннотация.

Конспект - это свертывание информации текста первоисточника в удобной форме для последующего восстановления исходного содержания.

По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на монографические, составленные по одному источнику, и сводные, или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.

В зависимости от объема выделяются конспекты краткие (отбираются положения общего характера), подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями) и смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других - более кратко.

Интегральные конспекты - это конспекты, которые передают все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя.

Селективный конспект - это конспект включающий отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Он носит индивидуальный характер и отражает конкретные потребности составителя.

Аннотация - это краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, проблематики, структуры, читательского адреса. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» и перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, но не раскрывает самого содержания этих вопросов.

Объем аннотации колеблется от 150 до 200 знаков. Этот текст имеет жесткую структуру.

Классификация аннотаций:

1. В зависимости от объема различают краткие (характеристика текста с точки зрения основной тематики), и развернутые (освещающие поставленные вопросы и характеристику новизны).

2. С точки зрения метода анализа и наличия/отсутствия оценки исходного текста можно выделить описательные аннотации, раскрывающие тематику первичного текста, но не дающие критической оценки. Рекомендательные аннотации, оценивающие первичный текст с точки зрения его пригодности для данной категории читателей со стороны, например, используемого метода решения задач.

3. В зависимости от тематического охвата материала первоисточника можно говорить об общих аннотациях, характеризующих весь текст в целом, и специализированных аннотациях, которые составляются в тех случаях, когда тематика исходного текста шире тематики, интересующей категорию читателей. Эти аннотации рассчитаны на узкий круг специалистов.

4. Крайне редко встречаются обзорные аннотации, содержащие обобщенную характеристику нескольких первичных текстов, близких по тематике.

Аргументирующая речь.

Этот тип речи один из самых распространенных. В риторике к нему относят как убеждающую, так и агитирующую речи, поскольку они имеют много общего. Коммуникативная цель- убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также уговорить его на что-то, склонить к действию (агитирующая речь). Аргументирующая речь связана с понятиями, как тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Его необходимо ясно, понятно, точно сформулировать, следить, чтобы он не содержал логического противоречия. Тезис не должен меняться на протяжении всей речи. Если он нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы. Нечеткость формулировок может привести к потери тезиса. Самое главное, чтобы тезис был доказан.

Для доказательства используют аргументы - суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса). Аргументы должны быть истинными и достаточными, при этом они не могут существовать независимо друг от друга, а объединяются в особую систему утверждений.

Типы аргументов:

- Сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Сила аргумента определяется слушателем, а не говорящим.

- Аргумент рациональный («к делу») и психологический («к человеку»). Первый тип аргументов - это факты, подтверждающие справедливость выдвинутого тезиса, а также законы природы, аксиомы - все то, что может рассматриваться как безусловно истинное, не требующие отдельного доказательства. Второй - иррациональный, психологический, взывающий к чувствам. Логические и психологические доводы часто выступают в единой системе, которая и называется системой аргументации. Ее воздействие связано не только к разуму, но и к чувствам человека.

- Аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору.

Наши рекомендации