Министерство информатизации и связи
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГБОУ СПО «Казанский электротехникум связи»
«УТВЕРЖДАЮ» «РАССМОТРЕНО»
Председатель
метод. совета КЭТС на заседании ЦК ПЭД
____________ Михайлова С. Н. Председатель комиссии
«__ »_______ 2013г. Баязитова Т.М.
« »_________2013 г.
Методические указания к выполнению практической работы №4
по МДК 04.02. «Современные технологии управления структурным подразделением организации»
Наименование работы: «Разработка тренинга формирования команды структурного подразделения организации»
Для специальностей: 210709 «Многоканальные телевизионные системы»
210705 «Средства связи с подвижными объектами»
210405 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
210723 «Сети связи и системы коммутации»
Работа рассчитана на 4 часа
Казань
1.Цель работы.
1.1. Оказание помощи руководителям СП, специалистам по формированию команд.
Литература.
2.1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник (гриф). - 2-е изд. - М.: Магистр, 2009.
2.2. Кнышова Е.Н. Менеджмент: учебное пособие (гриф). - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
2.3. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебник, Юнити; ГРИФ, 2006.
2.4. Интернет-ресурсы
2.5. Конспект лекции.
Подготовка к работе.
3.1. Повторить лекционный материал по теме
3.2. Прочитать с.39-43учебника [1].
3.4. Изучить понятие «командный тренинг»
Задание и порядок выполнения работы.
4.1.1 Выполните задания
Задание 1. Инструкция: «Вы начальник отдела кадров (сотрудники отдела кадров). Перед вами стоит задача отобрать сотрудников на должность ___________. Вы должны определить:
1) Каковы функциональные обязанности этого сотрудника? Необходимо перечислить эти обязанности и записать их.
2) По каким качествам или иным характеристикам вы будете отбирать сотрудников на эту должность? Каковы ваши требования?
Составьте два списка:
1. Перечислите 10 качеств, которыми должен обладать «идеальный кандидат» на рабочее место с точки зрения работодателя.
2. Перечислите 10 качеств или причин, которые мешают получить работу с точки зрения работодателя.
4.1.2. Выполните задание 2.
Задание 2. Представьте себе образ вашего «типичного конкурента» в борьбе за вакантную должность. Опишите его по следующим позициям: пол; возраст; семейное положение; образование; последнее место работы; опыт работы; почему он ищет новую работу. Далее:
А) проранжируйте качества в списках по степени важности с точки зрения работодателя.
Б) оцените степень выраженности каждого качества по 6 балльной шкале (от 0 до 5 баллов):
- у «идеального кандидата» на рабочее место (вакансию);
- у себя («я, как кандидат» на вакансию);
- у среднего «кандидата» на вакансию («моего конкурента» на рынке труда).
4.1.2 Пройти тест(приложение 2)
4.2.Оформить отчет в соответствии с требованиями.
4.3.Подготовиться к защите работы
Содержание отчета.
5.1.Титульный лист.
5.2.Цель работы.
5.3.Выполненное задание.
6.Контрольные вопросы для защиты работы.
6.1. Назовите признаки команды.
6.2. Как переводится термин «тимбилдинг»?
6.3. Что означает выражение «формирование команды»? Раскройте его сущность.
6.4. Какие бывают команды?
6.5. В чем состоят преимущества в работе команды?
6.6. Перечислите этапы развития команды.
Приложения.
7.1.Теоретический материал к работе.
7.2. Тест
Приложение 1.
Теоретический материал.
Формирование команды
Что такое команда?
Просто собранные вместе люди еще не есть команда. Команда - это группа людей, характеризующаяся высокой степенью независимости и преследующая определенные цели. Группа определяет конкретную цель и способы ее достижения.
Существует огромное количество навыков, необходимых для того, чтобы быть по-настоящему успешным лидером и суметь создать свою команду. Данный сборник предлагает набор тренингов, которые могут быть использованы с уже существующими рабочими командами или с тренинговыми группами1, участники которых впоследствии вернутся на свои рабочие места и уже там сформируют успешную команду.
1 Рабочей командой, или единой рабочей командой, называется группа людей одной организации или подразделения организации; тренинговая группа формируется из людей, работающих в разных организациях или подразделениях. –
Основные принципы, лежащие в основе всех занятий, собранных в этом методическом пособии, сосредоточены вокруг трех ключевых идей.
1. Члены команды объединены общими намерениями, задачами и целями.
2. Члены команды взаимозависимы (они нуждаются друг в друге для достижения своей цели).
3. Члены команды согласны с тем, что для достижения своей цели они должны эффективно работать вместе.
Какие бывают команды
Многие команды можно описать следующим образом. Основная рабочая команда - это руководитель и его (или ее) непосредственные подчиненные. Также бывают специальные группы или комитеты, временно созданные для решения конкретной задачи. Недавно появилась еще одна разновидность команды - многопрофильная, объединяющая различных специалистов, целью которой является разработка новой продукции, создание новых систем и решение других вопросов.
Мы можем характеризовать команды по следующим трем признакам.
1. Цель - развитие продукции, качество, сбыт, системы и т. д.
2. Срок деятельности - постоянная или временная команда.
3. Специализация членов команды - узкопрофессиональная или многопрофильная.
Самыми мощными командами являются многопрофильные, специальные команды. В том случае, если цель неясна, сложность задачи возрастает. Несмотря на потенциально положительный результат, создание эффективной команды осложнено тем, что работающие в ней специалисты предлагают различные подходы к решению задач. Временный характер взаимоотношений часто снижает мотивацию и желание формировать успешную команду.
Формирование команды и групповой тренинг
Формирование команды - это вмешательство, или интервенция, осуществляющаяся на базе исходной информации, в ходе которой оцениваются сильные стороны рабочей команды и перспективы ее усовершенствования, а затем вырабатывается и осуществляется программа действий по усилению эффективности команды. Процесс формирования команды также повышает ее способность к выявлению и решению своих собственных проблем.
Выражение "формирование команды" часто используется для обозначения того, что мы назвали бы тренингом эффективности команды. Основная задача тренинга - повышение эффективности и работоспособности каждого отдельного участника группы путем предоставления ему соответствующих знаний и тренировки необходимых навыков. Следовательно, тренинг эффективности команды - это программа, способствующая развитию коммуникативных навыков участников тренинга и помогающая успешно функционировать в качестве члена или лидера команды.
Участники тренингов могут быть из разных команд. В ряде случаев может оказаться полезным участие в тренинге всей рабочей команды. При этом тренинг будет способствовать формированию команды только в том случае, если ее участники оценят действенность данного процесса и будут использовать полученные в ходе тренинга навыки для повышения работоспособности своей команды.
Тренинг эффективности команды позволяет участникам приобрести определенные навыки и знания для повышения их личной эффективности, а в конечном итоге - и эффективности команды в целом. Тренинг включает такие темы, как решение проблем; приобретение навыков общения и умения вести переговоры; принятие решений; определение целей; разрешение конфликтов; ознакомление с методами исследования; совершенствование навыков презентации; выявление факторов, определяющих успешность команды.
Это методическое пособие состоит из практических занятий, которые могут применяться как для формирования команды, так и для тренинга. Соответственно указывается, какие занятия лучше использовать для тренинга, а какие более эффективны для формирования команды.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ
Шаг 1. Запрос на формирование команды.
Шаг 2. Составление договора с клиентом.
Шаг 3.Сбор необходимой информации в соответствии с ситуацией клиента при использовании:
• интервьюирования;
• опросников;
• фокус-группы.
Шаг 4. Обработка и анализ полученной информации и разработка рекомендаций.
Шаг 5. Предоставление клиенту обратной связи и определение необходимости и возможности применения какой-либо модели интервенции с целью формирования команды.
Шаг 6. Разработка плана интервенций и его реализация.
Шаг 7. Итоговая оценка плана и его последовательное выполнение.
МОДЕЛИ ИНТЕРВЕНЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ
Разработка моделей интервенций для формирования команды зависит от конкретной ситуации в организации и целей рабочих команд. Возможно несколько вариантов. Мы предлагаем два примера для рассмотрения.
Модель 1: Неполный день. Обсуждение собранной информации
Разработка плана действий
Шаг 1. Проведение индивидуального интервью с клиентом и членами команды.
Шаг 2. Проведение группового собрания с целью получения обратной связи.
Шаг 3. Разработка плана действий для решения намеченных задач, представленных тем и выявленных проблем, установление времени и места для последующих встреч и определение конкретных задач для выполнения.
Для реализации этой модели могут быть использованы различные упражнения из данного пособия. Например, для шага 1 подходящим будет занятие 29: "Использование интервью в рамках процесса формирования команды".
Модель 2: Полный день. Обсуждение целей, задач, работа с представлениями
Разработка плана действий
Шаг 1. Эта модель может быть использована в том случае, если необходимо прояснить цели и задачи команды или сформировать новые представления о решении поставленных задач. И снова шаг 1 - это сбор необходимой информации с целью выявления целей и задач и/или прояснения представлений участников команды относительно своих достижений.
Шаг 2. Формулирование целей и задач в письменном виде или проведение упражнения на представление, используя одно из приведенных в методическом пособии занятий. Для примера: занятие 24 ("Формулирование задач команды") и занятие 30 ("Создание образа").
Шаг 3. Обсуждение результатов работы, представленной в шаге 2. Получение участниками занятия обратной связи относительно своей работы.
Шаг 4. Выработка плана действий по осуществлению результатов шага 3.
Шаг 5. Определение дальнейших планов, времени и места встреч.
Вторая модель может быть модифицирована для решения таких вопросов, как прояснение ролей, развитие команды, решение проблем и разрешение конфликтов. Ключ к успешному использованию программ занятий - это понимание того, что они представляют собой средство повышения работоспособности членов команды и совершенствования способности команды к саморегуляции и самообновлению.
В развитии команды выделяют четыре этапа:
1. Формирование и начало совместной работы.
2. Конфликты и противостояния.
3. Нормализация.
4. Работа в полную силу.
Приложение 2
Тест
Тест с подтекстом.
Умеете ли вы подчиняться указаниям? Пройдите этот тест, имея в своем распоряжении всего 3 минуты.
1. до того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. обведите ваше имя.
4. в левом верхнем углу нарисуйте 5 мелких квадратов.
5. в каждом квадрате поставьте крестик.
6. напишите свое имя в верхней части листа.
7. под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. громко назовите номер, который вы написали, так, чтобы всем было слышно.
9. обведите этот номер.
10. поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. обведите этот знак треугольником.
12. своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.
14. в верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой маленькие дырочки.
15. громко крикните «Я почти закончил!».
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.