Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных образований относит вопросы обеспечения населения услугами связи, организации и содержания муниципальной информационной службы.

Связь как неотъемлемая часть производственной и социальной инфраструктуры муниципальных образований служит удовлетворению нужд граждан, предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления в услугах электрической и почтовой связи.

Деятельность в области связи осуществляется на основе принципов равенства прав физических и юридических лиц и использования ее результатов, развития предпринимательской деятельности и ограничения монополистической деятельности в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи и др. В соответствии с Федеральным законом «О связи» от 16 февраля 1995 г. взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории России, обеспеченный общим централизованным управлением независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Отношения, связанные с формированием и использованием информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, регулируются Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. Согласно Закону информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (ст. 2).

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, в реализации которой принимают участие и органы местного самоуправления, направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения важнейших задач социально-экономического развития нашего общества.

Сети и средства связи, информационные ресурсы в соответствии с действующим законодательством могут находиться в собственности муниципальных образований, которые в лице органов местного самоуправления осуществляют управление ими, взаимодействуя с соответствующими государственными органами.

Органы местного самоуправления на основе планов социально-экономического развития территории муниципального образования определяют направления и разрабатывают программы использования инвестиций в развитие связи, осуществляемых за счет средств местного бюджета.

При проектировании и развитии городов и других населенных пунктов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы архитектуры и градостроительства и проектные организации согласно Федеральному закону «О связи» обязаны предусматривать в соответствии с нормативами строительство зданий для размещения предприятий связи. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять предприятиям связи в аренду отдельные помещения в существующих (или строящихся) жилых или иных зданиях, соответствующих технологическим нормам, в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Земельные участки под строительство зданий и сооружений для железнодорожных почтамтов, отделений перевозки почты при авто-, железнодорожных станциях, аэропортах, морских, речных портах и пристанях должны отводиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а под строительство городских почтамтов и узлов почтовой связи - в центральной части города с обеспечением условий для обмена почтовых отправлений, доставленных автомобилями, почтовыми вагонами, самолетами, морскими и речными судами. Органы местного самоуправления должны контролировать, чтобы строительные организации устанавливали на первых этажах многоэтажных домов абонентские почтовые шкафы. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Поддержание в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов осуществляется жилищно-эксплуатационными организациями, владельцами или собственниками домов.

Органы местного самоуправления предоставляют организациям федеральной службы почтовой связи служебные жилые помещения. Почтальоны организаций федеральной службы почтовой связи при исполнении ими служебных обязанностей имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности - и на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения. Возмещение расходов на эти цели производится за счет средств организаций федеральной службы почтовой связи.

Кроме того, работникам предприятий связи, работающим и проживающим в сельской местности, органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения, топливо, земельные и иные угодья и другие социальные льготы, установленные для работников сельскохозяйственных предприятий в данной местности.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, в ведении которых находятся линии и сооружения связи, линии и сооружения радиофикации, в предупреждении повреждений этих линий и сооружений, а также в обеспечении обязательного выполнения всеми юридическими и физическими лицами требований Правил охраны линий и сооружений связи, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 9 июня 1995 г. При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.

С органами местного самоуправления предварительно согласовываются условия производства работ по ремонту и восстановлению кабельных линий связи и линий радиофикации, требующих снятия дорожных покрытий и разрытия грунта в пределах городов и других населенных пунктов. Если при повреждении кабельной линии отсутствует возможность организации обходной линии связи, работы по снятию дорожных покрытий и разрытию грунта могут производиться без предварительного согласования, но с обязательным вызовом на место производства работ представителя органа местного самоуправления.

Тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются согласно закону на договорной основе. Однако тарифы на универсальные услуги почтовой связи (услуги по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции, почтовых и телеграфных переводов денежных средств) регулируются законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне услуг связи, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов)» от 7 августа 1995 г. утверждены перечни услуг связи, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют федеральные органы исполнительной власти (в перечень вошли такие услуги, как пересылка почтовой карточки, письма, доставка пенсий, передача телеграмм и др.), а также органы исполнительной власти субъектов (к их ведению отнесены абонементная плата за пользование телефоном, установка телефона и др.).

Правительство Российской Федерации утверждает также Правила предоставления услуг телеграфной связи, Правила предоставления услуг местными телефонными сетями, принимает другие нормативные правовые акты в области связи, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги связи, включая и муниципальные предприятия связи.

Режим работы хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности, устанавливается по решению органов местного самоуправления, а к иным формам собственности - по решению собственника. Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы на услуги связи определенным категориям граждан за счет средств местного бюджета. По согласованию с органами местного самоуправления хозяйствующие субъекты могут предоставлять льготы на установку квартирных телефонных аппаратов лицам, не имеющим права на внеочередную установку телефона, при условии сохранения приоритета лиц, пользующихся такими льготами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечению деятельности органов местного самоуправления и организации их эффективного взаимодействия с органами государственной власти, предприятиями, организациями и учреждениями служит информационная система, т.е. организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Правовые основы формирования и функционирования информационных систем муниципальных образований составляет федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В качестве одного из основных направлений государственной поддержки местного самоуправления Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления выделяет информационную поддержку и информационное обеспечение деятельности местного самоуправления. Программа предусматривает создание информационно-аналитической поддержки на базе использования современных информационных технологий. Для этого предлагается:

создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей органов местного самоуправления и региональных аналитических центров и их сопряжение с федеральной информационно-телекоммуникационной системой;

оказание финансовой поддержки органам местного самоуправления, прежде всего, для разработки концепции информационной сети, приобретения и изготовления программных средств и необходимой техники;

разработка системы государственных и муниципальных стандартов информации;

подготовка кадров и организационно-структурное оформление информационной системы.

Важное значение для формирования муниципальных информационных систем имеет учет, сбор и обработка информации на предприятиях и в организациях, расположенных на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления взаимодействуют в этой сфере с органами государственной статистики, которые ведут учет показателей финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций.

Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» наряду с органами государственной власти, общественными объединениями, гражданами обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Вместе с тем органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам своей деятельности (речь идет об отдельных документах и отдельных массивах документов, а также документах в информационных системах - библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд.

Органы местного самоуправления организуют и содержат муниципальные архивы, осуществляют в пределах своей компетенции массовое информационное обеспечение пользователей информации по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Это является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Закон запрещает относить к информации с ограниченным доступом нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, а также права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации. Открытыми и доступными должны быть документы, содержащие информацию о деятельности органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения (за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне), а также документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г., вправе определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного местного экземпляра. Обязательный бесплатный местный экземпляр - это экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов». Целями формирования системы обязательного документа являются, в частности, формирование комплекта местных документов и краеведческих фондов.

Наши рекомендации