Формальные и неформальные группы
Основной коллектив предприятия состоит из нескольких первичных коллективов – групп. Руководство создает группы из производственной необходимости, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). Эти группы, созданные руководством для организации процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это – формальные образования и их первейшей функцией по отношению к основному коллективу является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. На предприятии существует три основных типа формальных групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.
Командная группа руководителей состоит из руководителя предприятия и аппарата управления..
Второй тип формальной группы – это рабочая группа. Она состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием.
Третий тип формальной группы – общественные организации.
Все командные и рабочие группы, а также общественные организации предприятия должны функционировать как единый организм. Поэтому эффективное управление каждой формальной группой внутри предприятия имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие предприятие как систему. Предприятие в целом сможет эффективно выполнять свои задачи только при условии, что задачи каждого из его структурных подразделений определены для достижения общей цели. Отсюда, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством управления группой, тем больше вероятности, что руководитель сможет повысить эффективность функционирования предприятия.
Формальные группы создаются по воле руководителя, исходя из целей предприятия. Но как только они образовались, они становятся социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководителей. Люди из разных формальных групп общаются во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп – неформальных групп, которые все вместе составляют неформальную структуру предприятия.
Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярные взаимоотношения для достижения определенной цели. Как и в формальных группах, эти цели являются причиной существований неформальных групп. В большинстве предприятий существует не одна, а множество неформальных групп. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре предприятия и его задачам, одни и те же люди собираются вместе каждый день на протяжении многих лет. Естественным результатом этого социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных групп.
Неформальные структуры, как правило, функционируют в рамках формальных структур предприятия. Неформальных структур может быть столько, сколько основ для общения. К последним относятся: родственные связи, территориальная близость, производственные интересы, интересы вне производства и т.д. Неформальные группы могут быть замкнутыми или открытыми для других членов коллектива, активными или пассивными, устойчивыми или неустойчивыми, влиятельными или маловлиятельными в коллективе.
К основным причинам вступления в неформальную группу относятся: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.
Принадлежность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, – одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных образований (предприятий) сознательно лишает людей возможности социальных контактов.
Помощь. Подчиненные должны иметь возможность обращаться к своему непосредственному руководителю за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то руководителю следует разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любых случаях многие люди считают, что их руководитель плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики. В этих и других ситуациях люди предполагают прибегать к помощи своих коллег. Получение помощи от коллеги полезно обоим: дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию. Потребность в помощи приводит к возникновению неформальных образований на предприятии.
Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. И сегодня члены неформальных групп защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Защитная функция приобретает особую силу тогда, когда руководителю не доверяют.
Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это касается их работы. Роль этого фактора возрастает, если на предприятии слабо организована информированность работников или намеренно скрывается от подчиненных определенная информация. Поэтому это является одной из важнейших причин принадлежности к неформальному каналу поступления информации по слухам. Это может удовлетворить потребности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.
Тесное общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Людей обычно тянет к тем, кто может удовлетворить их потребности в принадлежности, компетентности, защите, уважении.
Для нормального функционирования формальной организации и обеспечения ее управляемости важно, чтобы существующие внутри ее неформальные группы непротиворечиво взаимодействовали между собой по принципу положительной связи, координации, положительной корреляции и интеграции элементов структуры.
Координация-- взаимодействие различных элементов структуры, соответствие поведения различных людей в группе, в общении и т.д.
Корреляция – отношение, возникающее между различными элементами и связями между ними, которые носят функциональный характер и возникают между различными людьми в силу случайных обстоятельств, встречных взаимодействий, совокупности причин.
Интеграция – поведение в группе, основанное на понимании совместных задач деятельности, на ответственном отношении к делу, т.е. суммируются вместе взятые все элементы связи в рамках социально-психологического взаимодействия и образуют целое качество, целостное поведение личности и группы. Чем сильнее интегрированы элементы структуры, тем сильнее выражена ее целостность.
Неформальные группы являются неотъемлемой частью формальных. Например, в подразделении предприятия возникает своя собственная неформальная группа, со своими нормами поведения, которые существуют параллельно с формальной организацией, с ее формальным лидером и официальными нормами поведения. Неформальная организация оказывает существенное влияние на формальную. Например, взгляды, установки, нормы поведения и структура, существующие в неформальной группе, могут оказать значительное воздействие на поведение членов формальной организации, причем влияние это может быть как положительным, так и отрицательным. Неформальная группа может совпадать с формальной, но чаще их границы расходятся. Неформальная организация, не совпадающая с формальной, обычно возникает тогда, когда нет соответствия между нормами и целями формальной организации группы и индивидуальными потребностями ее членов. В этом случае для удовлетворения этих потребностей и возникает неформальная организация группы.
Неформальная организация, не совпадающая с формальной, может привести к нежелательным результатам производства, к конфликтным ситуациям, осложняющим нормальное функционирование трудового коллектива.
Как уже отмечалось, формальная структура трудового коллектива основана на нормах, установленных вне их компетенции. Неформальная же структура создается на основе неписаных форм, которые зачастую не получают должного оформления, а часто даже не формулируются достаточно четко. Подобный характер неформальных связей и отношений с очевидностью указывает на то, что они могут возникать и, как правило, возникают стихийно, вне сферы воздействия руководителя, или даже как побочный продукт его ошибочных действий. Вместе с тем, это не свидетельствует о том, что в формировании групп нельзя вскрыть определенные закономерности. Осуждая или одобряя поведение или позиции своего члена, группа оказывает существенное влияние на положение такого лица в коллективе и даже на перспективы его работы в нем. Таким образом, неформальная группа может либо содействовать, либо противодействовать выполнению задачи и цели коллектива предприятия. Познание социальной и психологической структуры коллектива (группы) является важным в деле совершенствования управления коллективами для повышения эффективности их функционирования.
Микросреда выступает как промежуточное звено между личностью и большими группами. Действуя в том или ином конкретном малом социальном объединении, индивид включается тем самым в деятельность той или иной большой группы. Одновременно через микросреду он осознает свою принадлежность к определенной большой группе и в связи с ней и через нее осознает свои собственные интересы, потребности, обязанности. На практике каждый индивид действует как член особой группы, отождествляя себя с ней. Его поведение сообразуется с требованиями той конкретной группы, к которой он себя относит. Многоролевая структура личности определяется его членством в конкретных малых группах. Поэтому важным является познание групповой психологии.