Формальные и неформальные группы.

В организации выделяются два типа групп: формальные инеформальные.Формальная группа представлена в правах и обязанностях ее членов по отношению к друг к другу. Они представлены в штатном расписании, инструкциях и документах. В зависимости от личного вклада и степени ответственности в общем деле все члены формальной группы занимают четко фиксированную позицию. Неформальная группа – это объединение лиц, взаимоотношения между которыми имеют эмоционально- психическую окраску и основаны на личных предпочтениях. Формальная власть обращается к человеку – к занимаемой сотрудником должности, неформальная – к личности. В каждой группе обычно взаимодействуют формальный и неформальный лидеры.

Неформальным лидером группы обычно является индивид, обладающий наивысшим статусом, который наделяется значительной неформальной властью. Менеджеру необходимо постоянно взаимодействовать с неформальным лидером, для того, чтобы обеспечить поведение, способствующее достижению целей организации.

Достоинство неформальной группы – ее гибкость. Она может облегчить управленческую нагрузку:

· способствует сокращению разрыва в способностях менеджеров,

· может привести к повышению уровня удовлетворенности от труда сотрудников и стабильности рабочих групп,

· становится весьма эффективным коммуникативным каналом,

· выполняет функции эмоционального клапана.

Функционирование неформальных систем создает и определенные проблемы. Одна из основных проблем – противостояние переменам, т.к. каждая группа стремится оградить принятые в ней взаимодействия от внешнего влияния. Кроме того, нередко деятельность организации осложняется ролевыми конфликтами, когда сотрудники пытаются соответствовать как требованиям неформальных групп, так и работодателя. Менеджменту необходимо научиться взаимодействовать с неформальными группами, оказывать влияние на их членов. Для этого необходимо:

1. Принять и понять неформальные группы своей компании.

2. Определить принятые в неформальных группах установки и образцы поведения.

3. Оценивать возможные последствия, прежде, чем предпринять какие-либо действия по отношению к неформальным группам.

4. Находить взаимоприемлемый компромисс между интересами неформальной группы и требованиями компании.

5. Избегать ненужных угроз в отношении участников неформальных организаций.

Социальная роль.

Позиция человека в социальной групповой жизни, ее называют статус, связана с понятием социальная роль – это нормативно одобренный способ поведения действий, который ожидают от человека, занимающего определенный статус в обществе. Норматив означает относительно мягкие или жесткие правила и репертуар поведения, исходя из которых члены группы оценивают друг друга и прибегают к групповым санкциям типа: запрещение – поощрение, одобрение – осуждение и т.д.

Набор функций каждой роли составляет характеристику роли. Исторически роль может приобретать новые и терять старые функции. Нормы группы формируются на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых ценностей. Одновременно каждая группа вырабатывает ценностные отношения к различным социальным явлениям. Они наполняют системы требований – ожиданий, предъявляемых к индивиду как исполнителю той или иной роли.

Формальные и неформальные роли. Главный признак формальной роли – требования-ожидания общества. Межличностная роль – поведение, которое мы принимаем на себя с учетом ожиданий, предъявляемых на неформальном уровне.

Таблица 4.3.1. Формальные и неформальные роли

  Формальная роль Неформальная роль
1. Роль задается на основе официальной организации группы. Роль принимается и предлагается на основе эмоционально-личностных предпочтений.
2. Интенсивность и направленность контактов определяются совместной деятельностью Интенсивность контактов зависит от уровня их напряжения, потребности в общении и субъективных оценок.
3. Жесткие предписания и групповые нормы. Мягкие предписания и групповые нормы.
4. Роль деиндивидуализирует личность. Роль несет максимальный отпечаток личности.
5. Большая дистанция между внутренним «Я» партнеров. Маленькая дистанция между «Я» партнеров.
6. Слабая степень эмоциональной близости. Высокая степень эмоциональной близости.
7. Ориентирована на срабатываемость, довлеет дело. Ориентирована на совместимость, довлеет самодостаточное общение.
8. Высокий уровень самоконтроля. Исходная основа исполнения роли – ожидания общества. Низкий уровень самоконтроля. Исходная основа – ожидания партнеров по общению.
9. Механизмы санкций – поощрения и запрещения. Типы санкций – позитивный и негативный тип отношений.
Преобладает обмен действиями между партнерами и более выраженное напряжение отношений по линии рангов власти. Преобладает обмен чувствами. Более выраженное напряжение отношений по линии одного ранга.


Человек – сосредоточение множества ролей и групповых связей. Однако группа, членом которой он является, не всегда совпадает с референтной группой.

Метод социометрии. Межличностные отношения (эмоционально-субъективные предпочтения) можно измерить с помощью метода социометрии. Этот метод выявляет статус личности в группе. Социограмма позволяет осмыслить аспекты групповой жизни, ускользающие при внешнем наблюдении, также позволяет определить 4 типа позиций в группе. Первый статус – звезды. Второй – популярные. Третий – отвергаемые. Четвертый – изгои. Отвергаемые и изгои должны попадать в зону повышенного внимания руководителя: среди них наблюдается низкая производительность и большая текучесть кадров. При этом неформальные группировки составляют зародыш общественного мнения в группе. Способность тонко чувствовать и понимать эти процессы, направлять их в позитивное русло общих интересов составляет важную сторону искусства руководства.

Критерии ролевого поведения. Человек по-разному относится к своим ролям. Это отношение зависит от включенности, принятия и усвоения роли. Включенность – это стремление охватить весь комплекс ролевых функций с высокой степенью активности их исполнения. Принятие – индивид связывает процесс своего самовыражения с данной формой и способом ролевого поведения. Усвоение – стремление личности приобрести полный объем необходимых знаний, умений и навыков для того, чтобы как можно успешнее выполнять данную роль. Из разнообразных параметров-оппозиций складывается форма и содержание конкретного варианта ролевого поведения человека.

Человек имеет «веер ролей». Необходимо выделить одну или несколько ролей, в исполнении которых он стремится персонифицироваться, проявить свою индивидуальность.

Внутри- и межролевые конфликты.Внутриролевой конфликт возникает в тех случаях, когда к исполнителю одной и той же роли предъявляют разные требования. Межролевой конфликт – индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей, часто плохо совместимых друг с другом: с одной стороны у него нет времени и сил, с другой, он не может привести к общему знаменателю эти несовместимые требования.

Барьеры непонимания во взаимоотношениях друг с другом чаще происходят от того, что мы не можем или не хотим приспособить наше поведение к ожиданиям других. С другой стороны, мы не всегда стремимся правильно воспринять и оценить поведение партнера и его ожидания – происходит расхождение восприятий роли окружающими людьми.

Внутренние притязания являются важным аспектом ролевого поведения человека. Высокие притязания на успех реально возможны при условии интенсивной включенности в роль, сопряженной со стремлением к ее принятию и усвоению.

Команды и их создание.

Особую роль в организации играют группы-команды. Команда – это небольшая группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия сотрудников. Организации призваны упорядочить совместный труд, образуя структуру, способствующую формированию предсказуемых отношений между индивидами, технологиями, рабочими зданиями и ресурсами. Предмет классической организационной теории – распределение элементов процесса труда между подразделениями, отделами, должностями и индивидами, которым назначается соответствующий объем обязанностей. Данное распределение осуществляется посредством разделения труда (создание уровней ответственности и функциональных единиц) и делегирования (назначение заданий, полномочий и обязанностей). Классическая организационная структура нацелена на обеспечение рабочих заданий, и в меньшей степени на уровень психологической поддержки.

Выделяют два основных аспекта организации труда. Первый – связан с потоком властных полномочий, второй - который называется процедура, связан с собственно процессом труда и потоком его операций. В основе процесса труда – взаимодействие работников. Взаимоотношения работников в рабочей системе имеют не меньшее значение, чем взаимосвязи ее этапов и элементов. Игнорирование взаимоотношений работников при проектировании рабочих систем негативно отражается на показателях производительности процедур.

Типы команд:

· Кружок – группа свободно объединившихся личностей, нуждающихся в наставнике, организаторе.

· Комбинат – иерархически организованная система закрытого типа с четким распределением функций.

· Клика – закрытая хорошо организованная система, с явно выраженным лидером и сплоченным коллективом, обладающим собственным кодексом поведения.

· Команда лидеров – группа профессионалов, каждый из которых готов выступить в качестве лидера в своей области деятельности.

Каждая команда проходит определенные этапы развития:

· Адаптация. Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы. Преобладает поведение вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью.

· Группирование и кооперация. Члены группы конкурируют за обладание более высоким статусом, за относительное влияние. Дискутируют о направлении развития. Группа испытывает внешнее давление, между ее участниками складываются напряженные отношения.

· Нормирование деятельности. Группа начинает совместное движение к общим целям, устанавливаются равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов, сотрудничество членов команды становится все более эффективным.

· Функционирование. Группа вступает в стадию зрелости, она способна решать самые сложные задачи, каждый ее член исполняет несколько функциональных ролей.

· Расформирование. Рано или поздно расформировываются самые успешные группы, команды, интенсивные социальные отношения их участников постепенно сходят на нет.

Основные условия эффективной командной работы:

· Формирование внешней среды, поддерживающей создание команд.

· Оказание менеджментом всемерной помощи рабочим группам в формировании общих целей. Выделение необходимого для совместной работы времени и демонстрация веры в способности членов групп. Совершенствование организационной культуры.

· Наличие у членов команды необходимой для выполнения задач квалификации и желания совместно участвовать в процессе деятельности.

· Удержание менеджментом членов команды на «маршруте», ведущем к достижению общей цели.

· Стимулирование командной работы материальным и моральным вознаграждением, которое должно иметь ценность для членов группы, восприниматься как заслуженное и побуждать сотрудников к выполнению общих задач.

Поскольку для командной работы характерны комплексность и высокая динамичность, группа отличается повышенной чувствительностью ко всем аспектам организационной среды. Отрицательно влияют на показатели производительности команд необоснованные изменения в ее составе, переводы сотрудников. Кроме того, когда работник считает, что его вклад в результаты группы не поддается оценке, он может резко уменьшить свои трудовые усилия. Вызвать это могут: ощущение несправедливости при распределении работ в команде, уверенность члена группы в том, что коллеги не прилагают особых усилий к выполнению задания или желание спрятаться в «толпе» что позволит избежать порицания.

Необходимые в командном строительстве навыки и уменияУправляющим в командном строительстве менеджерам и сотрудникам необходимы навыки и умения в бизнес-консультировании (диагностирование, ведение переговоров, проведение изменений и развитие), поддержании межличностных контактов (доверие, управление, восприятие), исследованиях (планирование и проведение исследований и оценка результатов), презентациях (связи с общественностью и подготовка докладов). Консультации по процессу – это последовательность действий, которая позволяет членам команды сконцентрироваться на наиболее важных в данный момент проблемах. Консультант по процессу держит перед членами команды «зеркало», в котором они имеют возможность увидеть самих себя в действии, помогает участникам группы воспринять, понять и конструктивно отреагировать на текущие поведенческие события.

Устойчивая обратная связь позволяет членам команд осознать, как их воспринимают коллеги и окружающие, и предпринять корректирующие воздействия.

Глава 5. РУКОВОДСТВО

Наши рекомендации