Базисные условия поставки
Одним из ключевых элементов договора купли-продажи, существенно влияющих на логистические издержки, связанные с транспортировкой, являются обязательства по поставке-приемке товара - базис поставки. Толкование базисных условий поставки в международной практике производится в соответствии с международными стандартными условиями поставки “Инкотермс - 2000” (место, срок, способ поставки, распределение риска, страхование). В “Инкотермс - 2000” представлены 13 базисных условий поставки, кодовые названия которых согласованы с Европейской экономической комиссией ООН. Все базисные условия классифицированы по четырем категориям, условно названным “E”, “F”, “C”, “D” с учетом различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товара. (Табл. 9.1)
Несмотря на новую редакцию терминов базисных условий поставки “Инкотермс - 2000” в логистической практике импортно-экспортных операций транспортировки все еще широко используется терминология “Инкотермс - 90”. В смешанных, комбинированных и интермодальных перевозках по логистическому принципу “от двери до двери” традиционная критическая точка (например “сходни корабля”) для условий CIF, FOB, CGF уже не рассматривается адекватно как точка, где разделяются функции, цена и ответственность за риск между сторонами, заключившими контракт. В современных ЛС эта точка переместилась в порт или наземный терминал, где товары загружаются в контейнеры, тентованные полуприцепы, платформы или паллеты.
Новой логистической технологии транспортировки в связи с внедрением компьютерной обработки документов и стандарта UN/EDIFACT было уделено большое внимание при пересмотре Инкотермс в 2000 г.
Все базисные условия поставки располагаются между двумя крайними вариантами: от минимальных обязанностей продавца по условиям EXW (когда продавцу необходимо только подготовить товар к отгрузке: упаковать, затарить, замаркировать и известить о готовности к поставке) до максимальных по условиям DDU и DDP.
Следует иметь ввиду, что все расходы, которые несет продавец по доставке товара до пункта, обозначенного в контракте, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.
Договорные отношения логистических посредников в процессе транспортировки грузов оформляются многочисленными документами, которые отличаются в зависимости от вида транспорта, способа перевозки и других факторов.
Международные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, например, для железнодорожных перевозок по единому транспортному документу - международной накладной (CMR), являющейся договором перевозки.
Железнодорожные перевозки.
Западноевропейские страны координируют деятельность железных дорог на основе договорного акта КОТИФ. В соответствии с международным транзитным тарифом (МТК) перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документами Соглашения о прямом железнодорожном сообщении (СМГС) до выходной пограничной станции последней транзитной дороги, участвующей в СМГС. В практике международных железнодорожных перевозок широко применяется форма накладной, разработанной конвенцией КОТИФ. К накладной прилагается товаро-сопроводительная документация, отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и другие документы.
Автомобильные перевозки.
Международные грузовые автомобильные перевозки регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. ЕЭК ООН (КДПГ). Конвенция применяется к любому договору о перевозке грузов автомобильным транспортом, когда пункты принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых участвуют только европейские страны. Россия присоединилась к КДПГ в 1983 г.
Воздушная перевозка.
Договор международной воздушной перевозки груза, его условия и принятие перевозчиком груза удостоверяются грузовой авиационной накладной. Отправитель обязан дать сведения и приложить к грузовой накладной все документы, которые до выдачи груза получателю необходимы для выполнения таможенных и иных формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за все убытки, которые могут произойти из-за отсутствия , недостаточности или неправильности этих сведений и документов, за исключением случаев вины со стороны перевозчика.
Морская перевозка.
Основное содержание договора морской перевозки грузов в соответствии с Кодексом морского мореплавания (КТМ) заключается в том, что перевозчик (фрахтовщик) обязуется принять от грузоотправителя (фрахтователя) груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать фрахтователю или по его указанию другому получателю груза. Грузоотправитель обязуется в согласованные сроки предоставить предусмотренный договором груз для погрузки его на судно, оплатить обусловленную провозную плату (тариф, фрахт) и принять груз от судна в месте назначения. В договоре также обуславливаются условия погрузки, права, обязанности и пределы ответственности сторон, порядок уплаты тарифа (фрахта) и т.д.
Если используется трамповое судоходство, то договор фрахтования оформляется чартером, а при перевозках на линейном судоходстве - коносаментом. При фрахтовании на время различают формы:
- тайм-чартер,
- бербоут-чартер,
- димайэ-чартер.
В практике используется также фрахтование по генеральному контракту, когда судовладелец обязуется в течение определенного времени перевести обусловленное количество груза. На каждый рейс выписывается отдельный чартер или составляется лишь букинг-нот, в котором делается ссылка на то, что перевозка, совершается в счет выполнения генерального контракта.
Коносамент.
Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Он может быть выписан трех видов:
- именной,
- на предъявителя
- ордерный и выполняет три основные функции:
удостоверяет принятие груза к перевозке;
является товаросопроводительным документом;
свидетельствует о заключении перевозки груза морским путем.
Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется также “бортовым” коносаментом. Реквизитами коносамента являются:
- сведения о названии судна,
- сведения о тоннаже,
- наименования портов погрузки и выгрузки,
- суммы фрахта,
- время и место встречи и др.
Коносамент может быть:
- прямой (на один порт),
- сквозной (морской транзит), который в настоящее время все чаще применяется как единый транспортный документ в интермодальных перевозках. При транспортировке грузов на российских судах по чартерам, не регламентирующим конкретные формы коносаментов, а также при перевозке грузов без чартеров пароходства применяют стандартные коносаменты КИ-61.