Базисные условия поставки (БУП)

1. Базисные условия поставки'— сложившиеся в мировой торго­вой практике основные разновидности условий поставки това­ров в зависимости от увеличения/уменьшения обязанностей про­давца. Данные условия, бывшие первоначально коммерческим обычаем, в настоящее время кодифицированы и закреплены в Инкотермс-2000 — правилах толкования международных тор­говых терминов, принятых Международной торговой палатой.

2. Минимальные обязанности продавца по части транспорта -это поставка на условии EXW(франко-завод). Продавцу необ-

. ходимо только подготовить товар к отгрузке: упаковать, зата­рить, замаркировать. Все заботы по предоставлению транс­портного средства, погрузке на него, а также транспортировке лежат на покупателе (от места производства до места потреб­ления). Максимальные же заботы и обязанности по доставке товара до места назначения возлагаются на продавца при по­ставке на базисных условиях DDU(Поставлено без оплаты пошлины) и DDP(Поставлено с оплатой пошлины). Все ос­тальные термины условий поставки товара предлагают деление обязанностей по транспортировке между продавцом и покупа­телем. При морских перевозках употребляются термины FAS, FOB, CFR, CIF, DES, DEQ.

При любых видах транспорта используются термины СРТ,
CIP, DAF, FCA.Последний чаще применяется при использо­
вании железнодорожного и воздушного транспорта, а также
может быть использован вместо FOB при отгрузке товара, в
случае если груз не переходит на борт классическим способом
через поручни судна. При перевозках на условиях "ролл-он" или "ролл-офф", а также в контейнерах, когда момент перехода товара через поручни судна также не имеет практического значения, целесообразно вместо FOB применение также термина FCA, который означа­ет, что продавца считают выполнившим свое обязательство по доставке товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, с момента передачи в его распоряжение перевозчика в обу­словленном пункте.

FASозначает, что продавца считают выполнившим свое обяза­тельство по доставке, когда товар размещен вдоль борта судна, на причале в согласованном пункте отгрузки, т. е. с этого мо­мента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FAS на покупателя воз­лагается обязанность по очистке товаров от пошлин для его вывоза. Данный термин не следует применять, когда покупа­тель прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполне­ние таможенных формальностей.

FOBозначает, что продавца считают выполнившим свое обя­зательство по доставке с момента перехода товара через поруч­ни судна в порту отгрузки, т. е. с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. Он также должен произвести таможенную очистку.

CFRозначает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара, а также риск любого увели­чения расходов, возникающих после пересечения товаром бор­та судна, т. е. риск перекладывается с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгруз­ки. По условиям CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза.

CIFозначает, что продавец несет те же обязанности, что и по условиям CFR, однако он должен обеспечить морское страхо­вание от риска гибели или повреждения товара во время пере­возки. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию.

СРТозначает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск гибели или по­вреждения товара, а также любого увеличения расходов, воз­никающих после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупателя, когда товар передан в распоряжение

перевозчика. В обязанности продавца входит осуществление таможенной очистки.

CIP означает, что продавец несет те же обязанности, что и со­гласно термину СРТ, но с дополнением, что продавец должен обеспечить транспортное страхование от риска гибели или по­вреждения товара во время перевозки/Продавец заключает до­говор страхования и выплачивает страховую премию.

DAF означает, что обязанности продавца по поставке товара считают выполненными, когда товар, очищенный от пошлин для вывоза, прибывает в указанный пункт или место на грани­це, однако до поступления товара на таможенную границу принимающей страны. Под термином "граница" понимают лю­бую границу, включая границу страны экспорта. Поэтому в данном условии весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место.

DES означает, что продавца считают выполнившим свои обя­занности по поставке товара с момента предоставления не чи­щенного от таможенных пошлин товара при его передаче в распоряжение покупателя в согласованном, порту назначения. Все расходы и риски по доставке товара в согласованный порт назначения несет продавец.

DEQ означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента представления очищенного от таможенных пошлин товара при ввозе товара в распоряжение покупателя на пристани (причале) в согласован­ном порту назначения. Все расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, по дрставке товара в согласо­ванное место несет продавец. Данный термин нельзя приме­нять, если продавец прямо или косвенно не в состоянии полу­чить импортную лицензию. Если между сторонами будет со­гласовано, что таможенная очистка ввозимого товара и оплата связанных с этим пошлин возложены на покупателя, вместо слов "с оплатой пошлины" следует добавить "без оплаты по­шлины". Аналогично указывается освобождение продавца от импортных налогов.

DDU означает, что продавца считают выполнившим свои обя­занности с момента доставки товара в согласованный пункт в стране ввоза. Продавец должен нести расходы, связанные с доставкой ввозимого товара, и нести все риски, связанные с

товаром (исключая уплату налогов, пошлин и иных официаль­ных сборов, взимаемых при ввозе товара), а также все расходы и риски, обусловленные выполнением таможенных формаль­ностей. При невыполнении покупателем обязанности по та­моженной очистке товара при ввозе на него возлагают все до­полнительные расходы и риски.

DDPозначает, что продавца считают выполнившим свои обя­занности с момента предоставления товара в согласованном пункте в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров. Данный термин предполагает максимальные обязанности продавца и его нель­зя использовать, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии.

Следует иметь в виду, что все расходы, которые несет продавец по доставке товара до пункта, обозначенного в контракте, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.

Транспортировка товаров во внешне­экономической деятельности

1. В контракт купли-продажи предусматривается особый раздел — транспортные условия. В нем устанавливаются обязательства экспортера и импортера, принимаемые ими по перемещению МП. Этот раздел касается управления движением МП в про­странстве и во времени, здесь формируются логистические операции по реализации логистических функций с созданием канала перемещения МП от экспортера к импортеру до мо­мента перехода МП в управление получателю.

В него включают:

• порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки;

• размер, порядок оплаты и расчеты провозных платежей;

• проформу чартера, вид коносамента и др.

В каждом конкретном случае содержание условий зависит от вида транспорта, характера товара, типа сделки, базисного ус- Базисные условия поставки (БУП) - student2.ru ловия поставки, а также действия международных договоров, соглашений, конвенций, обычаев страны.

Перевозка товаров морем по традиции осуществляется двумя способами в зависимости от характера товара. При перевозке навалом, насыпью, наливом перевозчик может нанять судно целиком по договору о фрахтовании. При необходимости пе­ревести отдельные партии груза товар обычно укладывается в трюм или на палубу судна и перевозится на основании коно­самента. Традиционная авиаперевозка осуществляется по авиа­транспортному документу (накладной). При международных перевозках автотранспортом используются автотранспортные накладные.

В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подго­товке товара и формированию МП к отправке:

• затаривание;

• упаковка;

• заключение договорах перевозчиком на транспортировку груза и планирование необходимых транспортных средств;

• оценка экономичности доставки груза до места назначения;

• выбор наиболее рациональных путей доставки видов транспорта.

Так, экспедитор обеспечивает канал доставки движения МП. Он несет ответственность за организацию грузовых работ, хотя и не ведет их сам, готовит необходимые транспортные и това­росопроводительные документы, осуществляет расчеты с пере­возчиком, в отдельных случаях ведет контроль за продвижени­ем "товара до получателя,

Пользование услугами транспортно-экспедиторской фирмы при транспортном обслуживании внешнеторговых МП оформляется целым рядом документов ъ зависимости от рода операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организа­ции перевозки, проверке состояния упаковки и маркировки. Поручение экспедитору на выполнение определенных опера­ций оформляется специальным документом, который называ­ется отгрузочным поручением или транспортной инструкцией. Она обычно выписывается на бланке транспортно-экспеди­торской фирмы и содержит перечень операций, поручаемых экспедитору, и подробные инструкции по их выполнению. В отгрузочном поручении следует зафиксировать:

• наименование и адрес отправителя с указанием, является ли
он производителем;

дату заказа, а также точную дату поставки;

• вид упаковки или указание, как упаковать;

• порядок оформления коносамента — железнодорожный или авиационный;

• необходимость страхования товара или при наличии таковой — размер страховой суммы;

• в случаях, когда грузополучатель открывает аккредитив в поль­зу грузоотправителя, экспедитору передается копия аккредити­ва с указанием всех данных, необходимых для правильной от­грузки;

• условия поставки с указанием — какие расходы по доставке несет продавец и какие покупатель.

К отгрузочному поручению обычно прилагаются копии товар­ных счетов, импортные лицензии или валютные разрешения.

К транспортно-экспедиторским документам относятся:

• экспедиторские инструкции;

• извещение экспедитором агента импортера (экспортера);

• счет экспедитора;

• экспедиторское свидетельство о получении груза; <

• извещение об отправке;

• складская расписка экспедитора;

• складская квитанция;

• товароскладская квитанция;

• ордер на выдачу товара;

• ордер на обработку грузов;

• пропуск на товар;

• документы на портовые сборы.

2. Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних или многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие государственные органы по единому транспортному документу — международной на­кладной, являющейся договором перевозки.

Западноевропейские страны координируют деятельность же­лезных дорог на основе договорного акта КОТИФ (СНГ не участвует).

Восточно-европейские страны. имеют свое соглашение о пря­мом железнодорожном сообщении, СМГС, в котором участвуют также страны Азии (Китай, Корея, Монголия, Вьетнам). В 1991 г. из соглашения вышли европейские страны, но форма накладной при отправке грузов с территории и на территорию СНГ сохранилась. Россия имеет также транспортные соглаше­ния с Австрией, Ираном, Турцией. Доставка грузов в западные страны и обратно осуществляется с переоформлением договора перевозки на выходных пограничных станциях железных дорог стран, которые являются участниками СМГС и КОТИФ. В со­ответствии с международным транзитным тарифом перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документами СМГС до выходной пограничной станции транзитной дороги, участвующей в СМГС.

Основные условия, которые складываются в международных автомобильных грузовых перевозках, регулирует Конвенция о до­говоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. ЕЭК ООН (КДПГ), подписанная в Женеве 19 мая 1956 г. Она при­меняется к любому договору о перевозке грузов автотранспор­том, когда места принятия к перевозке и доставке груза, ука­занные в договоре, находятся в разных странах, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции, где уча­ствуют только европейские страны. К ней в 1983 г. присоеди­нилась и наша страна.

При автодорожных перевозках грузов без их промежуточной пе­регрузки через таможенные границы нескольких государств, что в нартоящее время актуально, применяется международный документ — книжка МДП (Carnet TIR). Такая перевозка грузов регулируется Таможенной конвенцией о международной пере­возке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г.). Книжка МДП выдается предоставляю­щей гарантию ассоциацией, входящей в состав международно­го Союза автомобильного транспорта и уполномоченной та­моженными властями.

Транспортировка грузов воздушным путем регулируется между­народными законодательными актами. Перевозка товаров воз­душным транспортом оформляется авиагрузовой накладной, которая выписывается грузоотправителем и подтверждает на­личие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозе грузов по авиалиниям перевозчика. Она не является товарораспорядительным документом. Выдается в трех под-линных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товара­ми. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика", под­писывается грузоотправителем; второй — "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком и следует с товарами; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят.

При морских перевозках договоры между пароходствами и рос­сийскими фрахтователями морских судов заключаются на го­довой период с распределением по кварталам с учетом направ­лений перевозки. Подача судов под перевозку внешнеторговых грузов определяется календарным планом-графиком, который составляется ежемесячно. Он является единственным докумен­том, который устанавливает ответственность перевозчика за сроки подачи тоннажа установленного типа.

Если использовать трамповое судоходство (работа судов не связана с постоянными районами плавания, портами погруз­ки-выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по соглашению сторон), то договор фрахтования оформляется чартером, а при перевозках на линейном судоходстве (перевозчик организует между уста­новленными портами регулярную доставку генеральных грузов по объявленному расписанию) — коносаментом.

Линейные компании обеспечивают устойчивую регулярную транспортную связь, услугами которой может воспользоваться любой грузоотправитель по мере необходимости. Ему не надо фрахтовать целое судно. Груз может быть предложен к пере­возке как заблаговременно, так и непосредственно в период стоянки судна в порту. Линейная компания принимает грузы к перевозке (на свои склады) задолго до подхода судна, а также организует и оплачивает погрузку и выгрузку.

Коносамент — это документ, выдаваемый судовладельцем (капи­таном) грузоотправителю в удостоверение принятия груза к пе­ревозке морским путем. Он выполняет три основные функции:

• удостоверяет принятие груза к перевозке;

• является товарораспорядительным документом, так как дает право подучить груз тому, на кого он выписан;

• свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз.

На коносаменте обязательно должно содержаться указание су­доходной компании "груз на борту", или "груз погружен", или "груз принят к погрузке". Обычно коносамент представляет со­бой напечатанный типографским способом документ, в кото­рый вписываются все необходимые данные. Как правило, вы­писываются три оригинала, один из которых является товаро­распределительным документом, и несколько копий, которые не имеют юридической силы. На оригиналах ставится штамп "оригинал", на копиях — "копия". Оригиналы предназначены: один для грузоотправителя, один для грузополучателя и один для судовладельца. Коносамент составляют на основании по­грузочного ордера, подписанного отправителем груза.

По согласованию сторон в договор комбинированной перевоз­ки можно включить Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, изданные МТП. Объединенный транспортный документ, который известен под названием КТ-документ, признается документом "с начала и до конца", с тем чтобы исключить выдачу документов на каж­дой стадии смешанной перевозки. КТ-документ может быть выдан по желанию сторон как в оборотной, так и в необорот-- ной форме. После выдачи КТ-документа смешанный перевоз­чик принимает на себя полную ответственность за работу ком­бинированного транспорта, а также ответственность на усло­виях, которые предусмотрены в Унифицированных правилах, за утрату, повреждение или задержку в доставке за весь период комбинированной перевозки.

Наши рекомендации