Сертификация продукции и систем качества
Сертификация (лат certum – "верно" + facere - "делать") - одна из форм подтверждения соответствия какого-либо объекта заданным требованиям.
Подтверждение соответствия – процедура, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.
Формы сертификации.
Форма обязательной сертификации - это способ подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов.
Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.
Основными формами сертификации являются:
· сертификация третьей стороной - осуществляется независимыми органами по сертификации, аккредитованными на право такого рода деятельности.
· самосертификация (сертификация первой стороной) - осуществляется изготовителем или продавцом, который берет на себя полную ответственность за качество продукции.
· сертификация, осуществляемая потребителем (сертификация второй стороной) - выполняется покупателем, заказчиком или предприятием, выпускающем конечную продукцию, у своих поставщиков.
Одной из важнейших особенностей сертификации является то, что все операции (процедуры, правила, испытания и другие действия) осуществляются в рамках определенной системы, которая устанавливает четкие правила их выполнения и функционирует под руководством специально уполномоченного органа. Этот орган в роли третьей стороны осуществляет руководство организацией и функционированием системы в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами страны или ряда стран.
Система сертификации – система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации.
Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. В Российской федерации действует национальная Система сертификации ГОСТ Р.
Цели сертификации заключаются в следующем: первое – это помощь потребителям выбрать наиболее качественный продукт. Кроме того, в этом случае формируется рыночный спрос, который связан с качественной стороной товара или услуги, а не количественной. Второе – защита потребителя от недобросовестного производителя. В настоящее время на рынке существует большое количество идентично продукции, среди которой очень сложно выбрать качественную. Обычно потребитель формирует свой выкус методом проб и ошибок, но при наличии сертификата у товара можно не колебаться при выборе. Третье – это безопасность продукции для здоровья человека и окружающей среды. В этом контексте подразумевается безопасное производство продукта и безопасное его потребление. Четвертое – перед сертификацией производитель представляет экспертной организации определенные документы, которые говорят, что товар или услуга соответствует определенному качеству. При аудите эти качества тщательно проверяются и если качество соответствует заявленному, компания получает сертификат соответствия.
Существует два вида сертификации: обязательная и добровольная.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, могут представлять собой: законы Российской Федерации, государственные стандарты (ГОСТ), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила сертификации, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Подлежащая сертификации продукция маркируется знаком соответствия. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации (Номенклатура по ОКП), утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование) от 30 июля 2002 г. N 64. Подтверждение соответствия продукции, товарная номенклатура, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Перечень товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии, также утвержден Постановлением Госстандарта от 30 июля 2002г. N 64. На продукцию, подлежащую обязательной сертификации, участникам ВЭД (внешнеэкономической деятельности) нужно предоставлять сертификат соответствия на таможенном посту при растамаживании продукции. ФТС России своим Письмом N 01-06/07 от 12.01.2005г. утвердил Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при перевозках на таможенную территорию Российской Федерации (товарная номенклатура по ТН ВЭД).
В отличие от обязательной сертификации добровольная сертификация, как правило, проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических условий, рецептур и других отраслевых или государственных стандартов.
Добровольная сертификация распространяется и на те показатели качества продукции, которые не входят в систему обязательных требований по безопасности.
Добровольная сертификация возможна тогда, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или других нормативно-технических документов на продукцию не предусмотрено, то есть в них не заложены требования безопасности и они носят добровольный характер для производителей, например стандарты ГОСТ Р или ИСО 9000.
Если продукция или процесс не обозначен в Постановлении Госстандарта РФ от 30 июля 2002г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии", то нет необходимости в обязательной сертификации, но существует возможность получить добровольный сертификат.
Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
При добровольной сертификации товаров и услуг необходимо предоставить те же документы, что и для обязательной сертификации, но при этом заказчик сам определяет по каким параметрам испытывать продукцию.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Для получения добровольного сертификата соответствия в системе ГОСТ Р на некоторые виды продукции необходимо предоставлять санитарно-эпидемиологические заключения, отказные письма, пожарные сертификаты, разрешение к применению и т.п.
Сертификат соответствия (как обязательный, так и добровольный) можно получить в любом компетентном сертификационном центре (например, Евротест), а если нужно то и разрешение к применению (или разрешение Ростехнадзора), отказное письмо, при необходимости официально подтвердить, что продукция обязательной сертификации не подлежит в системе ГОСТ Р или пожарной безопасности. Для российских производителей помогут оформить технические условия и конструкторскую документацию.
Добровольная сертификация поможет в конкурентной борьбе, так как при проведении многих тендеров наличие сертификатов является обязательным условием участия, кроме того, добровольная сертификация повышает доверие к качеству изделий, упрощает выбор продукции потребителем, защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками не сертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта.
Закон «О сертификации» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации в России, а также ответственность, права и обязанности участников сертификации.
В законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации Гос. комитет РФ по стандартизации, сертификации и метрологии (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.
Закон определяет следующие цели сертификации:
- создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя;
- контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;
- подтверждение показателей качества, заявленных изготовителем.
Закон определяет правовые основы организации схемы сертификации. В нем установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.
Маркировка товаров
Маркировка товаров - графическая или текстовая (буквенный символ, число) информация на товаре или упаковке, позволяющая определить товар или его свойства, выполняющая функции идентификатора, источника информации и эмоционального стимулятора. Маркировка товаров отображает их различные особенности и характеристики, место и время их производства, соответствие товаров стандартам качества, а так же некоторую информацию о производителе товара, к примеру, его награды. Всем знакомый Знак качества так же является маркировкой товаров, которые прошли проверку на соответствие стандартам качества, что значительно повышает уважение к товарам.
Применяются следующие виды маркировки - специальная, отправительская, товарная, транспортная. Наносимая при маркировке информация должна соответствовать действующей классификации стандартов. Отсутствие надлежащей маркировки товаров может лишить страхователя права на получение возмещения ущерба в случае возникновения страхового случая. Так же маркировка является одним из существенных объектов таможенного контроля.
Упаковка и маркировка товара должна обеспечиваться поставщиком, изготовителем, импортером или распространяющей товар организацией, несущей ответственность за качество её исполнения и достоверность информации в соответствии с действующим законодательством. Содержание и состав маркировки товаров должны обеспечивать безопасное с ними обращение. Информацию, необходимую для маркировки, получают от компетентных источников или в результате самостоятельных испытаний, проводимых соответственно действующим нормативам и документам. Требования к маркировке товара предъявляются стандартные почти ко всем его категориям и видам. Маркировка должна быть контрастного цвета по отношению к фону изделия или цвету упаковки, на которой она размещается, четкой, разборчивой и устойчивой к холоду, жаре и влаге. Она должна быть четкой на протяжении всего срока годности или гарантии хранения для фасованных товаров. Способы изготовления этикеток, нанесения маркировки и применяемые при этом материалы должны учитывать особенности маркируемого товара и обеспечить наилучшее качество изображения. Если размеры или характер товара (упаковки) не могут обеспечить качественной маркировки, необходимая информация должна излагаться в сопроводительной документации, прилагающейся к каждой единице товара или продукции. Маркировка товаров требования к способам нанесения, месту, качеству маркировки и контролю за ней устанавливаются в договоре или нормативно-технической документации.
Маркировка продовольственных товаров может наноситься непосредственно на товар в виде клейма или штампа. Клеймят чаще всего мясные продукты, мясо, яйца, субпродукты методом выжигания или нанесения специальной краски. Также штампы могут выдавливаться или вдавливаться, как на головках сыра. Непосредственно на упаковку товара наносится штамп с кодовым номером завода изготовителя, номером партии и датой изготовления. Обычно это делается на жестяных банках и на металлических крышках для стеклянных банок с консервами. Похожие штампы, нанесенные краской, наносятся на упаковки масложировой и молочной продукции.
Если упаковка не предназначена для нанесения на неё информации, к ней приклеивается этикетка с содержанием обязательной информацией о товаре. Бумажная основа этикетки позволяет сделать маркировку яркой и качественной, с точки зрения дизайна, печати и цветового решения. Еще один носитель информации - вкладыш, он чаще всего используется в коробках с продукцией кондитерской промышленности, например в коробках печенья и шоколадных конфет.