Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Современное состояние и перспективы использования достижений криминалистики в уголовно-исполнительных инспекциях»(на примере ФКУ УИИ УФСИН России по Пензенской области)
Выполнил:младший лейтенант вн. сл. Мишустин А.А.
Научный руководитель: профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор Гельдибаев М.Х.
_____
(решение о допуске к защите)
Дата защиты «__»________2014 г. Оценка__________________________
Подписи членов ГАК:
_
(подпись, фамилия, инициалы)
_
(подпись, фамилия, инициалы)
_
(подпись, фамилия, инициалы)
_
(подпись, фамилия, инициалы)
ПСКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций
1.1. Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций ……………………………………………………8
1.2. Отдельные направления повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций ……………………………………….17
1.3. Информатизация деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе ……………………………………………….26
Глава 2 Возможности использования криминалистики в деятельности уголовно-исполнительных инспекциях
2.1. Роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций …………………………………………………33
2.2. Новые виды криминалистических учетов и их возможности использования в уголовно-исполнительных инспекциях …………………45
2.3.Пути интеграции криминалистических учетов в деятельность уголовно-исполнительных инспекций ……………………………………….51
Заключение…………………………………………………….……......59
Список литературы………………………………………….………...62
Введение
Актуальность темы исследования. Уголовно-исполнительная политика как один из важнейших элементов политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет стратегические цели и ближайшие перспективы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера. В последнее десятилетие в России она претерпела значительные изменения, приобрела ряд особенностей, одна из которых заключается в поиске и правовом закреплении системы наказаний и мер без изоляции от общества, механизма их реализации с тем, чтобы они стали реальной альтернативой лишению свободы.
По мнению Н.А. Стручкова, «суть соответствующих мер состоит не только и не столько в том, чтобы покарать преступника, сколько в том, чтобы исправить его, вернуть обществу полезным членом, предупредить совершение новых преступлений… во время отбывания наказания преступник должен быть приспособлен, приучен к жизни среди честных людей». Задача по предупреждению преступлений стоит в том числе и перед наукой криминалистикой, достижения которой нередко используются для достижения поставленных задач в уголовно-исполнительной системе.
С момента принятия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации многое уже сделано в сфере применения альтернативных наказаний: введены новые правовые институты (обязательные работы, ограничение свободы), усовершенствована система учреждений и органов, исполняющих наказания и меры правового характера без изоляции от общества (созданы межрайонные уголовно-исполнительные инспекции, уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России), несколько повышен престиж службы в ней, заложена основа материально-технической базы.
Численность осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях (кроме воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов), в декабре 2013 г. уменьшилась на 8,58 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 639 626 человек.
В этот же период в УИС функционировало 2459 подразделений уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), в том числе 80 федеральных казенных учреждений. На конец 2013 года на учете УИИ состояло 474 775 осужденных, из них 176 746 – ранее были судимы, 172 141 – не заняты трудом или учебой. Каждый пятый совершил повторно тяжкое и особо тяжких преступление, значительная доля преступлений связана с незаконным оборотом наркотиков. Это позволяет утверждать о достаточно сложном криминогенном составе осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Об этом также свидетельствует то, что в отношении 26 486 осужденных было возбуждено уголовное дело за совершение повторного преступления после постановки на учет. Вместе с тем одна из основных задач УИИ – предупреждение повторных преступлений подучетных лиц. Именно по уровню повторных преступлений, а также количеству отклонений от отбывания наказания судят об эффективности деятельности УИИ в целом.
Предупреждение преступлений и иных правонарушений осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества; укрепление законности при исполнении этих наказаний; внедрение в деятельность УИИ системы электронного мониторинга подконтрольных лиц; модернизация системы учета и контроля за осужденными – приоритетные направления деятельности УИИ.
Задача по предупреждению преступлений стоит, в том числе и перед наукой криминалистикой, достижения которой нередко используются для решения поставленных задач в уголовно-исполнительной системе. Чем более широко будут использоваться достижения криминалистики для решения поставленных задач перед уголовно-исполнительной системой по предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений осужденными к наказаниям, не связанным к лишению свободы, тем более эффективно будут реализовываться приоритетные направления деятельности УИИ в сфере предупреждения преступлений.
Степень научной разработанности темы исследования. Современное состояние криминалистики в деятельности уголовно-исполнительных инспекций характеризуется, с одной стороны, недостаточной научной разработанностью, а с другой – реальной значимостью для практики предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Это нашло свое отражение в трудах таких авторов, как: Р. С. Белкин, Я. М. Бельсон, Ф. Бреслер, А. И. Винберг, И. А. Возгрин, И. И. Карпец, И. М. Лузгин, С. М. Потапов, К. С. Родионов, П. С. Семеновский, Н. В. Терзиев, Б. М. Шавер, Н. П. Яблоков, И. Н. Якимов и др.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, связанных с организацией деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете.
В качестве предмета исследования выступают правовые и организационные аспекты использования в деятельности УИИ ФСИН России по исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества достижений криминалистики, теоретические, организационные и правовые основы деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете.
Цель исследования – разработка и обоснование научно-теоретических и прикладных положений и рекомендаций по повышению эффективности деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете на основе использования достижений криминалистики.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
– сформулированы основные понятия, относящиеся к организации деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
– рассмотрены объект и субъект деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
–– раскрыто организационно-правовое обеспечение деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
– предложены научно обоснованные меры по совершенствованию деятельности УИИ в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на их учете;
– раскрыта роль и значение экспертно-криминалистических учетов и учетов Информационно-аналитических центров в деятельности уголовно-исполнительных инспекций
– рассмотрены новые виды криминалистических учетов и их возможности использования в уголовно-исполнительных инспекциях.
– освещены пути интеграции криминалистических учетов в деятельность уголовно-исполнительных инспекций.
Нормативная база исследования. Автор основывается на нормах Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к теме выпускной квалификационной работы, а также положениях международных правовых актов.
В процессе написания выпускной квалификационной работы автор опирался на научные концептуальные взгляды, идеи и подходы, содержащиеся в трудах: Т. В. Аверьяновой, Ф. Г. Аминева, Р. С. Белкина, А. Ф. Волынского, Н. Г. Гасымова, Е. И. Девикова, И. С. Дубровина, В. А. Жбанкова, Е. П. Ищенко, И. И. Карпеца, В. Я. Колдина, К. С. Корниенко, С. П. Митричева, В. С. Овчинского, И. И. Порубова, И. В. Путовой, К. С. Родионова, Е. Р. Россинской, В. И. Самарина, Р. А. Усманова, Н. П. Яблокова, И. Н. Якимова, С. А. Ялышева и др.
Эмпирическая основа исследования обусловлена не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей в себя теоретический и практический материал, собранный автором за время прохождения преддипломной практики в уголовно-исполнительной инспекции Пензенской области.
Структура выпускной квалификационной работы.Дипломная работасостоит из введения, двух глав в шести параграфах, выводов, списка использованной литературы.
Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций.