СИТУАЦИЯ: Можно ли отменить решение, если возражения не представлены из-за того, что акт камеральной проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки?
Вы не сможете воспользоваться своим правом представить возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ), если вам не вручат акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов.
Например, инспектор К.С. Иванов направил акт камеральной проверки по налогу на прибыль в адрес ООО "Альфа" по почте. Из-за сбоев в работе почты организация получила письмо с актом через день после даты, на которую было назначено рассмотрение материалов проверки.
Какие последствия влечет такое нарушение? Можно ли оспорить решение по проверке на этом основании?
Обратите внимание!
Пленум ВАС РФ в п. 68 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что доводы о признании недействительным решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ) могут быть приняты судом только при условии, что вы ранее заявили их в жалобе при обращении в вышестоящий налоговый орган.
Так же как в случае принятия решения до истечения срока представления возражений, однозначно суд встанет на вашу сторону, только если вас не известили о дате рассмотрения материалов проверки и вы не присутствовали на нем. В этой ситуации основание для отмены - нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Вот примеры положительных судебных решений: Постановления ФАС Московского округа от 16.06.2010 N КА-А41/5764-10, от 23.10.2009 N КА-А40/11218-09, ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2008 N А56-1230/2007.
Если же вы присутствовали при рассмотрении, то все не так однозначно. Ведь в ходе рассмотрения акт может быть оглашен, а вы можете дать свои объяснения (пп. 7 п. 1 ст. 21, п. 4 ст. 101 НК РФ). В этом случае основанием для отмены решения формально может быть только абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ, который суды применяют не так часто.
При этом суд может учесть и другие обстоятельства. Например, что вы уклонялись от получения акта.
Тем не менее в такой ситуации у добросовестного налогоплательщика есть хорошие шансы доказать в суде, что он не мог подготовиться к рассмотрению материалов налоговой проверки и дать достойные объяснения.
Некоторые суды в такой ситуации поддерживают налогоплательщиков. При этом они ссылаются на абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ, т.е. на нарушение существенных условий процедуры <9> (Постановления ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7347-09, ФАС Поволжского округа от 17.12.2009 N А55-5813/2009).
--------------------------------
<9> Напомним, что согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся:
- обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Однако на случай подобного спора мы все-таки рекомендуем запастись существенными аргументами в подтверждение своей невиновности. Ведь суд может и не увидеть в вашем случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения. И тогда у него должны быть веские основания для отмены решения, кроме допущенных процессуальных нарушений.
Примечание
По данному вопросу рекомендуем также ознакомиться с разд. 5.4.1 "Последствия невручения акта камеральной проверки".
ВОЗРАЖЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ,
НО НЕ РАССМОТРЕНЫ
На практике случается, что возражения на акт камеральной проверки, которые вы своевременно представили, по какой-либо причине не попадают в материалы проверки. Налогоплательщик, полагая, что его позиция по акту ясно отражена в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки. А руководитель инспекции (его заместитель) принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.
Отметим, что праву налогоплательщика представить возражения на акт (п. 6 ст. 100 НК РФ) соответствует обязанность инспекции принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Поэтому, если возражения налогоплательщика не рассмотрены, решение налогового органа, скорее всего, будет отменено в судебном порядке. Конечно, если возражения содержат информацию о деле (доказательства, ссылки на нормы права и т.д.), которая могла повлиять на принятие решения по итогам проверки, т.е. подтверждает правоту налогоплательщика. Суды вправе отменять подобные решения на основании абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ.
Сложившаяся судебная практика подтверждает этот подход (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 27.04.2009 N КА-А40/3197-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2007 N Ф04-5702/2007(37410-А70-29) <10>).
--------------------------------
<10> Указанное Постановление ФАС Западно-Сибирского округа касается выездной проверки. Однако, поскольку п. 14 ст. 101 НК РФ в равной степени применим к любой налоговой проверке, вывод суда в полной мере правомерен и для камеральных проверок.
Примечание
Подробнее обжалование решения по результатам налоговой проверки в судебном порядке рассмотрено в гл. 25 "Обжалование действий и решений налоговых органов в связи с налоговыми проверками".
Тем не менее во избежание спорных ситуаций рекомендуем вам обеспечить присутствие своего представителя при рассмотрении материалов проверки и основательно к этому подготовиться. В частности, на всякий случай надо захватить с собой экземпляр возражений с отметкой налоговой инспекции о принятии и его копию. Либо два экземпляра возражений, а также квитанцию и опись вложения, если возражения направлены по почте.
Это не гарантирует, что налоговики примут у вас возражения, но значительно увеличивает ваши шансы. В любом случае вы сможете использовать текст возражений для дачи объяснений в ходе рассмотрения материалов проверки.
Примечание
О процедуре рассмотрения материалов камеральной проверки и принятии решения по ее итогам рассказано в гл. 23 "Принятие решения по итогам налоговой проверки".