Анализ внутренней среды
Реферат
по дисциплине:
Современный стратегический анализ
на тему:
Анализ организационной среды
Выполнили: студентки (магистры) 1 курса 119 группы
Маркова Наталья Руслановна
Старикова Елена Олеговна
направление подготовки «Менеджмент»
магистерская программа
«Международный менеджмент»
Принял: к. х. н., доцент
Цветков Геннадий Алексеевич
Иваново – 2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Анализ макроокружения…………………………………………………...4
2. Анализ микроокружения…………………………………………………..8
3. Анализ внутренней среды………………………………………………..10
4. Определение критических точек организационной среды…………….12
5. Оценка информации о внутренней и внешней среде…………………...15
Выводы…………………………………………………………………………...18
Список использованных источников литературы……………………………..19
Введение
В современной экономике большинство компаний представляют собой открытую систему, то есть происходит непрерывное взаимодействие между компанией и окружающей ее внешней средой. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Для этого существует разветвленная система различных связей.
Задача стратегического планирования – обеспечить такое взаимодействие с внешней средой, которое позволяло бы поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для нормального функционирования и развития. При этом внешняя среда исследуется, в первую очередь, для того, чтобы выявить возможности и угрозы, которые необходимо учитывать при постановке своих целей и их достижении.
Анализ внутренних факторов организации должен оценить, позволят ли внутренние силы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Целью данного реферата является раскрытие изучение вопроса «Анализ организационной среды».
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены положения, связанные с анализом макроокружения, микроокружения и внутренней среды предприятия;
2. изучены, существующие критические точки организационной среды;
3. исследованы методы анализа основных элементов организационной среды.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия Виханский О.С., Лапыгин Ю.Н., Маленков Ю.А., ресурсы интернета.
Анализ макроокружения
Макроокружение компании представляет собой совокупность глобальных факторов внешней среды, которые опосредованно влияют на ее деятельность. В свою очередь, компания не может воздействовать на эти факторы, а может только реагировать на их изменения. Непосредственное окружение находится в более сильном взаимодействии с компанией, оказывает влияние на принятие стратегических решений. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, активно участвовать в формировании новых возможностей и предотвращении угроз [4].
Рис. 1.1 – Взаимосвязь макроокружения и окружения компании
На рисунке 1.1 наглядно проиллюстрирована сложность взаимосвязи факторов макроокружения и непосредственного окружения компании. Глобальные факторы макросреды оказывают влияние не только на саму компанию, но и на ее ближнее окружение. В то же время организация находится во взаимодействии с факторами непосредственного окружения, на которые она может оказывать обратное влияние. При этом важно подчеркнуть, что степень влияния каждого фактора на компанию зависит от ее специфических особенностей, черт (например, форма собственности, сфера деятельности, категория товара). При проведении анализа внешней среды, чтобы снизить вероятность выявления и оценки несущественных факторов, данные моменты следует учесть [2].
Современная научная литература предлагает несколько подходов оценки состояния и прогноза внешней среды компании. Анализ основных методик выявил их недостатки и преимущества. Часть предложенных методик основывается на анализе только факторов макроокружения организации (PEST, PESTplus-анализ). В этом состоит их главный недостаток для целей анализа внешней среды – отсутствие факторов непосредственного окружения компании. Учет факторов только макросреды организации не дает полного представления о состоянии внешней среды и прогнозах ее развития. Такой анализ можно назвать односторонним, как и анализ только факторов непосредственного окружения организации (конкурентный анализ по Портеру). Для получения адекватного результата необходимо проводить комплексный анализ внешней среды компании, включающий в себя анализ микро- и макросреды. К таким методикам можно отнести SNW-анализ, анализ по И. Ансоффу и М. Мескону, по М. Альберту и Ф. Хедоури, составление профиля среды О.С. Виханского. При этом стоит отметить, что первые две методики основываются только на выявлении факторов внешней среды и определении их позиций в заданной системе. На основании экспертных оценок определяется, в какой квадрант попадает тот или иной фактор, после чего можно определить его влияние на компанию. Последние две методики базируются на определении расчетных весовых коэффициентов влияния факторов внешней среды на деятельность компании с положительным или отрицательным направлением воздействия. Результаты анализа окружающей среды с использованием последних двух методик являются более адекватными и корректными.
Существуют и такие методики анализа внешней среды, в основу которых положен принцип соотнесения факторов внутренней среды компании и окружения (SWOT-анализ, TOWS-анализ Вайхриха Х.). Эти методики базируются на выявлении факторов, оказывающих существенное влияние как изнутри компании, так и извне. Далее проводится анализ соответствия факторов внутренней среды компании требованиям внешней среды, в ходе чего выявляются проблемные зоны в деятельности организации. Несмотря на то, что указанные методики достаточно просты в применении, лица, проводящие анализ, могут столкнуться с некоторыми трудностями: определение значимости каждого фактора, оценка степени влияния этих факторов. Следовательно, результаты такого анализа могут быть некорректными, искажать реальную ситуацию, что может существенно повлиять на выбор стратегической альтернативы.
Рис. 1.2 – Схема проведения анализа внешней среды компании
Необходимо использовать комплексную методику анализа окружающей среды компании для принятия актуальных и корректных стратегических решений, состоящую из четырех этапов (рис. 1.2). Первый этап основывается на проведении отраслевого анализа, то есть определяются специфические характеристики той сферы деятельности, в которой компания осуществляет свою деятельность. На втором этапе необходимо провести анализ непосредственного окружения компании: конкуренты, поставщики, потребители, контактные аудитории. На третьем этапе нужно провести анализ факторов макроокружения, степени их влияния на компанию. Четвертый этап основывается на осуществлении итоговой оценки всех факторов деловой среды компании. Результат итоговой оценки может быть использован для принятия стратегических решений, например, о выборе вида деловой стратегии компании, корректировки существующей стратегии.
На первом этапе комплексного анализа внешней среды компании необходимо провести отраслевой анализ, в результате чего мы получаем информацию о привлекательности отрасли. Анализ отрасли включает в себя исследование шести аспектов, указанных на рис. 1.2, с использованием различных методов. Специфика отрасли определяется с помощью метода экспертных оценок, сложность вхождения на рынок анализируются с применением конкурентного анализа, емкость рынка и прибыльность отрасли рассчитываются на основании результатов методов выборочного исследования и экстраполяции. В ходе проведения отраслевого анализа необходимо определить фазу жизненного цикла отрасли (рынка) с использованием кривой жизненного цикла и тенденции развития.
Результаты анализа отрасли дают понимание того факта, привлекательна ли она для осуществления деятельности компанией или нет. При этом стоит отметить, что в ходе проведения данного исследования определяется не только текущее состояние отрасли, но и перспективы ее развития в будущем, что соответствует целям стратегического анализа внешней среды организации [4].
Анализ микроокружения
Вторым этапом анализа внешней среды компании является анализ факторов микросреды, к которым относятся конкуренты, поставщики, потребители и контактные аудитории (биржа труда, кадровые агентства, финансовые учреждения, консалтинговые и страховые компании и т.д.). Основными методами данного анализа являются маркетинговые исследования и конкурентный анализ по каждому компоненту в отдельности (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Основные методы анализа факторов микросреды компании
Компонент микросреды | Суть анализа | Источники информации | Методы анализа |
Конкуренты | Определение профиля конкурентов, их позиций на рынке, количество, оценка потенциальных конкурентов, перспективы конкурентной ситуации | Результаты маркетинговых исследований, СМИ, статистические сборники | Конкурентный анализ, метод экспертного прогнозирования |
Потребители | Определение профиля потребителей, сегментирование, выявление их удовлетворенности, перспектив повышения мотивации | Результаты маркетинговых исследований, СМИ, статистические сборники | Анкетирование, опрос, расчет коэффициентов удовлетворенности, маркетинговые исследования |
Поставщики | Формирование профиля поставщиков, оценка существующих и потенциальных поставщиков, перспективы работы с поставщиками | Внутренняя отчетность компании, результаты мониторингов | Конкурентный анализ, метод экспертного прогнозирования |
Контактные аудитории | Выявление всех организаций, с которыми компания находится во взаимодействии (за исключением конкурентов, потребителей и поставщиков), формирование их профиля, оценка перспектив дальнейшего сотрудничества | Внутренняя отчетность компании, СМИ, официальные данные государственных учреждений | Сравнительный анализа, метод экспертного прогнозирования |
Проанализировав существующие методики оценки факторов макроокружения компании, можно выделить следующие основные группы факторов:
● Политические – степень политической стабильности, влияние политических выборов, программа правящей партии;
● Экономические – ВВП, ВНП и динамика их изменений, уровень инфляции, динамика изменений курсов валют, покупательная способность населения;
● Социальные – изменение социальной структуры общества, уровень образования в обществе, половозрастные характеристики общества и их динамика;
● Правовые – изменение законодательных актов, порядок и изменение системы налогообложения, уровень защиты прав потребителей;
● Технологические – динамика технологических изменений, влияние изменений технологий на поведение потребителей;
● Международные – вступление и членство в международных союзах, ассоциациях, изменение политических режимов стран – партнеров;
● Экологические – изменение экологического статуса территории, нормы загрязнения окружающей среды, экологическая политика [3].
Анализ внутренней среды
Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность [1]. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки.
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы – это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.
Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров [2].
Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы.
Таблица 3.1