О компетентности в логистике
Очень важно, чтобы люди, выполняющие повседневную работу в области логистики, хотя бы в общих чертах представляли, как их труд вписывается в общую картину. Логистические менеджеры должны понимать, что от недостатков в этом вопросе во многом зависит успешность общей стратегии предприятия.
Поэтому понимание и принятие существующих взаимосвязей между стратегическими целями фирмы и элементарными операциями, имеющими также цели, но локальные, требует рассматривать иерархию в системе логистики с позиций интеграции.
Следовательно, компетентность в логистике следует рассматривать с построения интегрированной схемы, определяющей и связывающей ключевые понятия.
К основным уровням компетенции в логистике относятся:
· операции – основные виды работ, выполняемые в рамках каждой функции и предназначенные для удовлетворения потребностей логистики;
· функции – традиционные области специализации в логистике, имеющие важное значение для конечного успеха. Их следует рассматривать как отдельные компетентности;
· функциональный цикл (цикл исполнения заказа) – операционная структура логистики. Это структура, определяющая временные и пространственные аспекты операций логистики и связывающая в единый процесс закупку ресурсов и материально-техническое обеспечение производство, физическое распределение;
· сферы компетентности – сферы деятельности жизненно важные для успешного осуществления универсальных процессов. Долгосрочное выживание требует компетентности в широком спектре областей! Каждая фирма обычно обладает превосходством в нескольких из них, которые называют ключевыми сферами компетентности (специализация);
· стратегические позиции и универсальные процессы.
Анализируя выбор фирмой конкурентных стратегий, следует сосредоточить внимание на следующих процессах, особо значимых для достижения успеха: создание потребительской стоимости, планирование, контроль и развитие достижений. Все эти универсальные процессы являются обязательными условиями долгосрочного выживания и роста для всех фирм.
Рассмотрим эти уровни
Операции. Имеют важное значение для бесперебойного функционирования логистики. Они разнообразны от приема запасов и грузопереработки до работы исполнительного директора по логистике. Широкий географический разброс операций по логистике означает, что огромный объем видов работ выходит за рамки непосредственного контроля вышестоящего начальства. Поэтому возникает необходимость в специализированных трудовых операциях.
Функции. Необходимо рассматривать каждую функцию (например. Организация работы транспорта, за которую отвечает транспортный отдел) не как самоцель, а как составную часть логистики, призванную содействовать достижению общих целей. Суть интеграции в том, чтобы достижения в каждой отдельной области специализации вносили максимальный вклад в общую копилку компетентности организации в логистике. Для этого следует преодолеть местничество («туннельное мышление»), характерное для функциональных структур ==> Высшие руководители в логистике играют роль межфункциональных координаторов и рассматривают специализированные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему. Функциональный цикл обеспечивает операционную структуру такой интеграции.
Функциональный цикл связывает функции и внутри функций операции необходимые для полного завершения процесса: от получения заказа, кончая поставкой продукта или услуги. Функциональный цикл имеет многоэтапную структуру и должен обладать гибкостью. Структура функционального цикла составляет ядро интегрированной логистики, которое имеет пространственно-временной характер.
Компетентность в логистике служит относительной мерой способности фирмы обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с минимальными общими издержками. Принимая решение о дифференциации на базе своей компетенции в сфере логистики, фирма стремится превзойти конкурентов во всех звеньях деятельности. Обычно это означает, что логистика призвана обслужить некоторые или даже все потребности производства и маркетинга так, чтобы в полной мере реализовать способности фирмы к полной и своевременной доставке товаров потребителям. То есть стратегия сводится к тому, чтобы обеспечить высочайший уровень обслуживания потребителей при общих издержках ниже среднеотраслевых. Сервисная база компании, более других преуспевших в логистике, отличается такими качествами, как многовариантность, гибкость, работа в режиме реального времени, оперативный контроль, отсрочки и т.п.
Стратегические позиции. Ожидания, относящиеся к уровню компетентности фирмы, зависят от того, каковы ее стратегические позиции. Предприятия должны подчинить свою логистическую деятельность основным хозяйственным целям. Стратегическое значение логистики определяется тем, в какой степени компания полагается именно на эту сферу компетентности в достижении конкурентных преимуществ. Один из универсальных процессов, в которых все фирмы без исключения должны уметь успешно конкурировать – создание потребительской стоимости. Логистика – одна из ключевых сфер, в которых фирма должна обладать компетентностью для создания потребительской стоимости. Типичное деловое предприятие обретает конкурентное преимущество, сумев превзойти других в одной или нескольких сферах компетентности (специализация). Компании мирового класса обычно демонстрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах компетентности, но стремится к особым достижениям лишь в нескольких ключевых областях. На долю других, периферийных сфер приходится меньше ресурсов и внимания менеджеров.