Аутсорсинг в логистике

Основная задача логистики заключается в управлении информационными, финансовыми и материальными потоками с минимальными издержками, идеальным решением в этом случае – использовать аутсорсинг в логистике.

Сейчас активно развивается аутсорсинг логистики, под которым подразумевается контрактная передача отдельных логистических функций специализированной логистической компании, располагающей и опытом, и средствами, и широкой инфраструктурой для выполнения соответствующих операций. На Западе уже действует большое число фирм, предлагающих свои услуги в области логистики.

Аутсорсинг в логистике обеспечивает повышение рентабельности предприятия путем снижения издержек и себестоимости. Если судить по опыту зарубежных фирм, то сокращение логистических издержек, если используются услуги аутсорсинга, всего равна 1%, что можно сравнить с 10%-ным увеличением продаж.

В настоящее время в подавляющей части зарубежных промышленных и торговых компаний выполнение логистических бизнес-процессов давно передано на аутсорсинг. Взяв начало с базовых транспортно-складских операций в 80-е годы прошлого века, компании - логистические посредники (операторы 3PL-провайдеры) создали целую отрасль, годовой оборот которой только на территории США, по данным 2005 г., составлял около 90 миллиардов долларов. Такой объем обусловлен тем, что логистические компании готовы предоставить широкий спектр логистических услуг по приемлемым ценам, внося, тем самым, весомый вклад в развитие и повышение доходности бизнеса и конкурентоспособности промышленных и торговых компаний в глобальной экономике.

Главной концепцией, на которой строятся услуги аутсорсинга, является отсутствие необходимости задействования собственных ресурсов компании для осуществления логистических операций.

Анализ зарубежной практики логистического аутсорсинга показывает, что компании могут получить значительные преимущества при использовании комплексных логистических посредников в своем бизнесе.

По данным компании «Datamonitor Forecast», уже в первый год использования компанией полного пакета услуг 3PL-провайдера позволяет снизить издержки, связанные с логистикой, на 22 процента (Рис.1.).

Аутсорсинг в логистике - student2.ru

Рис.1. Экономия при передаче логистических функций на аутсорсинг.

В следующие два года эффективность использования аутсорсинга возрастет еще на 15 процентов. Что это может дать компании? По данным «Mc.Kmsey», на современном рынке прямые логистические издержки составляют у средней промышленной компании до 20% от прибыли. Следовательно, выигрыш компании от обращения к комплексному логистическому посреднику составит не менее 6-7 процентов от объема получаемой прибыли только в первые три года, что весьма существенно в условиях увеличивающейся конкуренции, особенно на глобальных рынках.

Спектр видов логистической деятельности, передаваемых на аутсорсинг

Виды логистической деятельности Северная Америка Западная Европа
Складирование
Международная транспортировка
Услуги таможенного брокера
Таможенная очистка
Кросс-докинг
Внутренняя транспортировка
Фрахтовые расчеты и аудит
Сопровождение грузов
Выполнение заказов и дистрибьюция
Возврат товаров
Маркировка товаров
Возврат продукта и ремонт
Консультирование
IT-решения
Контрактное производство
Управление поставками
Управление запасами
Переговоры о тарифах
Выбор перевозчика/экспедитора
4PL услуги
Управление водным транспортом
Работа с заказами
Содержание запасов

Как видно из данных таблицы 1, первые строчки видов логистической деятельности, передаваемых компаниями на аутсорсинг, представляют складирование, транспортировка, грузопереработка (перевалка грузов), таможенные услуги. Эти виды услуг традиционно оказываются клиентам так называемыми узкофункциональными логистическими посредниками – перевозчиками, экспедиторами, складскими операторами, таможенными брокерами и т.п. Однако сегодня рынок логистического сервиса все больше развивается в направлении повышения количества и комплексности предлагаемых услуг.

Целесообразность перехода компании на аутсорсинг в логистике:

· - необходимость концентрации на том, что штатные сотрудники могут делать наиболее хорошо («компетентная концентрация»), в то время как аутсорсинг персонала возьмет на себя все остальное;

· - руководство компании понимает, что фирма нуждается в преобразованиях, конкретность которых может определить лишь организация, предоставляющая услуги аутсорсинга;

· - появление новых идей, для реализации которых компания должна «пережить» некоторые изменения, помощь в их осуществлении может оказать аутсорсинг персонала;

· - ощущение дефицита управляемости в развитии, необходимо навести порядок в организации при его значительном отставании от эффективности бизнеса и темпов его роста;

· - потребность в получении более интересного опыта, который можно получить, только используя аутсорсинг персонала, который вольет в компанию новые идеи;

· - необходимость быстрой и качественной оптимизации логистического отдела без каких-либо потерь на обучение новых сотрудников, услуги аутсорсинга позволят избежать снижения общей производительности предприятия;

· - желание перевода второстепенных затрат из постоянных в переменные, самым эффективным способом будет аутсорсинг в логистике;

Как показывает практика, фирма, которые оказывает услуги аутсорсинга, отличается более высокой мотивацией для повышения эффективности, чем собственные отделы компании. Ведь аутсорсинг в логистике, как и в любой другой сфере производства, характеризуется тем, что организация-исполнитель несет прямые финансовые обязательство за качество работ, которые выполняются.

Основные выгоды и преимущества, которые дает аутсорсинг в логистике:

· - снижение рисков, связанных с реализацией логистических процессов, поскольку они перекладываются на фирму, которая предоставляет услуги аутсорсинга;

· - уменьшение процентной доли капитальных инвестиций, которые чаще всего также переходят на компанию-исполнителя;

· - фокусировка на основных компетенциях, реализация второстепенных процессов компании за счет того, что применяется аутсорсинг персонала, способствует усовершенствованию ключевых процессов и получению дополнительного конкурентного преимущества.

· лучшее отслеживание рынка и запросов потребителей,

· уменьшение операционных логистических издержек,

· более простую оценку эффективности логистики,

· улучшение гибкости и уровня адаптации фирмы к возможным изменениям окружающей внешней среды,

· возможность оптимизации логистических решений в закупках и распределении,

· расширение доступа к технологиям мирового уровня,

· уменьшение времени (длительности) основного логистического цикла,

· уменьшение логистических рисков.

Можно также предположить, что логистический бизнес в России будет развиваться более динамично и определяться не только необходимостью сокращения затрат отечественных компаний на логистику, но и потребностями оптимизации транспортных издержек западных компаний с использованием российских транзитных коридоров.

Отсюда можно сделать вывод, что аутсорсинг в логистике обладает мощнейшим потенциалом для развития на современном рынке.

Наши рекомендации