Уровень логистического сервиса
Логистический сервис имеет ряд особенностей:
1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также объясняется трудностью со стороны покупателя в его оценке.
2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
3. Услуги потребляются в больших размерах в то же время, в которое они производятся, то есть услуги не могут складироваться и транспортироваться.
4. Покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.
5. Сервис — это деятельность (процесс) по доставке услуг, и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель купит услуги.
6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) операций, причем покупатель оценивает эти субсервисные операции. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).
Качество сервиса в логистике будет определяться совокупным ожиданием покупателя в смысле минимальных расхождений между ожиданиями и фактическими параметрами, хотя, конечно, оценка расхождения и самих измерений будет субъективна. Наиболее важными компонентами (параметрами) измерения качества сервиса будут следующие: • осязаемость — та физическая среда, в которой предоставлен сервис, удобство, оргтехника, оборудование, внешний вид персонала и т.п.;
• надежность — последовательность исполнения «точно в срок», то есть, например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Также надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
• ответственность — желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
• законченность — обладание требуемыми навыками и компетентностью, знаниями для выполнения сервиса;
• доступность — легкость установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания услуг;
• безопасность — свобода от опасности, риска, недоверия, сохранность груза при физическом распределении;
• вежливость — поведение поставщика сервиса, корректность, любезность контактного персонала; способность разговаривать на языке, понятном покупателю.
Необходимо отметить, что стандартизация сервиса играет важную роль в логистике. В большинстве ведущих компаний логистический сервис регламентируется стандартами, установленными Международной организацией по стандартизации — ISO.
Расчет уровня логист. сервиса выполняют по следующей формуле: η = m : М 100% , где η — уровень логистического сервиса; М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса; m — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
27 Логистическое стратегическое планирование
Стратегическое планирование — процесс определения главных целей и стратегических линий исследуемого объекта, которым подчинено развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей.
Стратегический логистический план, как правило, охватывает период в пять и более лет и должен включать следующие компоненты:
1. Обзор управления, описывающий стратегию логистики в общих терминах и ее взаимосвязи с другими основными функциями бизнеса.
2.Заявление о целях логистики в плане затрат и услуг с разбивкой по видам продукции и потребителям.
3.Описание стратегий предоставления отдельных потребительских услуг, работы с запасами, складирования, обработки заказов и транспортировки, необходимые для поддержки общего плана.
4.Обзор основных логистических программ или операционных планов, описанных с достаточной степенью детализации, для документального подтверждения планов, связанных с ними расходов, времени реализации и их влияния на бизнес.
5.Прогноз запросов в отношении персонала и капитала.
6.Финансовый отчет о логистике с подробным изложением операционных издержек, требований капитала и потоков наличных денежных средств.
7.Описание влияния логистической стратегии на бизнес в параметрах прибыли корпорации, показателях обслуживания потребителей и воздействия логистики на другие функции бизнеса.
Разработка логистической стратегии предполагает интегрирование:обслуживания потребителей; проектирования цепей поставок; стратегии формирования сети; проектирования склада и его операций; управления транспортировкой; материального менеджмента; информационных технологий; управления организацией и изменениями.
Принято выделять пять этапов стратег планирования:
1) определение целей,
2) анализ внутренней и внешней среды предприятия,
3) выбор стратегии и определение альтернатив,
4) реализация выбранной стратегии;
5) контроль за выполнением.
Первый этап — основной целью логистической системы являются оптимизация управления материальными и информационными потоками во внутренней и внешней среде.
На втором этапепроводится стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия.
На третьем этапедолжны формироваться варианты функционирования логистической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды.
Четвертый этап —на этом этапе создается организационная структура для осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, материальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь.
пятый этап — результаты реализации стратегии сравниваются с целевыми ориентирами логистической системы.