Основные правила и методы проверки версий
Проверка логически выводимых из выдвинутых версий конкретных следствий (фактов, явлений, закономерностей) направлена на то, чтобы установить, существуют ли они в реальной действительности. Конечная цель проверки общих и частных версий — установить, какая из них выражает объективную истину и какие несостоятельны. Средства и методы проверки криминалистических версий специфичны и отличаются от тех методов и средств проверки гипотез, которые применяются в научном познании закономерностей природы и общества. Эти отличия объясняются прежде всего тем, что, являясь средствами и методами практического познания конкретного социального явления — преступления — и будучи направлены на разрешение вопроса о виновности (или невиновности), средства и методы проверки криминалистических версий должны отвечать строгим критериям надежности, правомерности и нравственной допустимости. Проводимая в условиях определенного правового режима проверка криминалистических версий не может основываться на использовании нормативно несанкционированных методов и средств, на применении методик, не получивших должного научного обоснования и находящихся в стадии экспериментальной проверки.
Средства и методы проверки криминалистических версий применяются с учетом их разновидности. Следственные и судебные версии проверяются в основном путем производства соответственно следственных и судебных действий. Оперативно-розыскные средства и методы в ходе расследования также используются, однако носят вспомогательный характер. Наоборот, при проверке оперативно-розыскных версий используются главным образом средства и методы оперативно-розыскной деятельности; процессуальные средства при этом могут быть использованы лишь постольку, поскольку они применяются по параллельно ведущемуся уголовному делу; вне рамок судопроизводства применение процессуальных средств проверки оперативно-розыскных версий недопустимо.
Различаются и формы применения специальных познаний для проверки следственных, судебных и оперативно-розыскных версий. При проверке следственных и судебных версий специальные познания используются преимущественно в форме экспертизы и привлечения специалиста к участию в производстве следственных (суебных) действий. Для проверки оперативно-розыскных версий характерна непроцессуальная форма применения специальных познаний (различные исследования по заданиям оперативно-розыскных органов). Проверка экспертных версий осуществляется также в условиях определенной правовой регламентации с применением общенаучных и специальных методов.
Существуют общие правила проверки криминалистических версий. В теории криминалистики предложен принцип параллельной (одновременной) проверки версий, обеспечивающий наиболее оптимальный темп расследования, экономию рабочего времени следователя и затрачиваемых им сил и средств. Последовательная, поочередная проверка версий не только не гарантирует получение этих преимуществ, но и, более того, таит угрозу утраты следов преступления, ценной доказательственной информации, вызывает необходимость повторных следственных действий, приводит к нарушению процессуальных сроков.
Ни одно из вытекающих из выдвинутой версии следствий не может быть оставлено без проверки. До тех пор, пока версия не опровергнута и не отпала, каждый логически выводимый из нее факт должен быть проверен с позиции соответствия или несоответствия его реальной действительности. Ограничение проверки исследованием лишь какой-то части следствий не создает полной уверенности в том, что подтвердившаяся версия выражает объективную истину по делу. Если в ходе проверки получены противоречивые данные, когда одни из них подтверждают версию, а другие опровергают, прекращать проверку версии недопустимо, она продолжается до полного выяснения и устранения противоречий.
Для более глубокой и всесторонней проверки вытекающих из выдвинутой версии обстоятельств (следствий) необходимо использовать, по возможности, комплекс различных процессуальных и непроцессуальных средств (напр., допросить свидетелей, провести следственный эксперимент, осуществить оперативно-розыскные мероприятия и др.). Последовательность выполнения данного комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при проверке версий определяется с учетом ряда факторов. В качестве первоочередных выполняются действия, направленные на обнаружение и фиксацию быстро изменяющихся следов преступления, а также доказательств, которые могут быть утрачены или умышленно изменены. В числе первых осуществляются также действия, рассчитанные на пресечение готовящихся преступлений и на то, чтобы помешать преступнику уничтожить вещественные доказательства, скрыться или покончить с собой. Раньше других, при прочих равных условиях, выполняются действия, результаты которых имеют значение для проверки нескольких версий, а также действия, которые в том или ином конкретном случае заведомо могут дать более существенные и надежные результаты. Действия, направленные на выяснение более ранних эпизодов преступления, предпочтительнее выполнить раньше тех мероприятий, которые рассчитаны на проверку более поздних фактов. Важным общим правилом проверки версий, как уже отмечалось, является то, что она проводится до тех пор, пока выдвинутая версия не будет опровергнута либо пока не появятся условия, при наличии которых ее можно считать объективной истиной.
Философы утверждают, что предположение о каком-либо факте превращается в достоверное знание о нем, если возможно доказать, что из этого факта и только из него одного вытекают установленные следствия. Гипотеза превращается в достоверное знание и при доказанности того, что из всех предполагаемых причин данного факта надо исключить как недоказанные все причины, кроме одной, повлекшей за собой данный факт.
Указанные условия достоверности гипотезы применимы и к криминалистическим версиям.
Версия будет достоверной, если: 1) все возможные предположения относительно проверяемого обстоятельства преступления были выдвинуты и никакой другой версии, касающейся того же обстоятельства, в процессевсего расследования на основе новых, дополнительных данных не возникло. Напр., по конкретному делу об убийстве из трех возможных версий о причине смерти (умышленное убийство, неосторожное убийство, несчастный случай) нашла подтверждение версия об умышленном убийстве. Если бы в процессе расследования выяснилось, что возможных причин смерти в приведенном случае могло быть больше (напр., были основания предположить и самоубийство), то исключение двух из них не было бы достаточным доказательством истинности третьей. Версия об умышленном убийстве, как и две другие, могла оказаться ложной, а истинной — версия, не выдвинутая следователем (самоубийство); 2) все выдвинутые версии о данном обстоятельстве были проверены и все, за исключением одной, нашедшей объективное подтверждение, были опровергнуты и отпали; 3) все следствия (обстоятельства), логически выводимые из подтвердившейся версии, были всесторонне исследованы и нашли подтверждение, т. е. обнаружены в реальной действительности; 4) подтвердившаяся версия находится в полном соответствии со всеми другими обстоятельствами дела.
Совокупность указанных условий дает основание признать подтвердившуюся версию соответствующей действительности, выражающей объективную истину по делу.
Приведенные выше условия применимы лишь к однородным версиям, т. е. версиям, относящимся к одному и тому же проверяемому обстоятельству преступления. Если, напр., в числе трех проверяемых версий представлены версии о способе, мотиве и субъекте преступления, т. е. три разнородных версии (относящиеся, как видно, к различным элементам состава преступления), то подтверждение любой из них еще не может быть свидетельством ее достоверности. В данном случае указанные условия достоверности версии применить нельзя, так как проверяемые версии неоднородны. Заметим также, что в отношении трех различных элементов состава преступления в данном случае было выдвинуто лишь по одной версии, в то время как любое проверяемое обстоятельство преступления порождает минимум два предположения (версии): тезис и антитезис, напр. а) совершено хищение, б) хищения не было.