Виды распространителей в простом предложении. Понятие второстепенных членов предложения. Присловные и детерминирующие второстепенные члены предложения

распространители предложения. Словоформы, распространяющие предикативное ядро предложения. Термин введен и используется исследователями, критикующими теорию второстепенных членов за ее научную уязвимость (чрезмерная логическая их интерпретация, нередкая недифференцированность и противоречивость в их классификации, не всегда основанной на грамматических принципах, возможная в связи с этим искусственная схематизация предложения и т. д.). Распространители не обязательные. Словоформы с атрибутивной, объектной или обстоятельственной функцией, наличие которых в предложении не обусловлено лексико-грамматическими свойствами слов, образующих предикативно-ядро. Ср.; Студенты занимаются.— Прилежные студенты занимаются.—Студенты занимаются историей.—Студенты занимаются в читальном зале. Распространители обязательные. Словоформы (чаще всего с объектной функцией), наличие которых в предложении предопределено лексико-грамматическими свойствами предиката. Па-пример: Дети забросили мяч. Мы любовались закатом. Шофер нарушил правила дорожного движения. Ср. также распространители с обстоятельственным значением: Партизаны находились поблизости. Пуля прошла навылет. Для полноты информативности иногда обязательны распространители с определительным значением: Декабрьские дни самые короткие (ср.: Дни в декабре самые короткие). Очевидна семантическая функция распространителей в предложениях тождества: 1975 год — завершающий год девятой пятилетки.

Традиционные учения о второстепенных членах предложения – 2 направления:

1. по значению (логическое)

2. по виду синтаксической связи (формальное)

Начало логического направления – труды Востокова и Греча. Они выделяли дополнение и определение, обстоятельство включали в определение,( т.е использовали семантический критерий.)

Буслаев (середина XIX века) ввел понятие обстоятельства и 2 принципа классификации второстепенных членов

§ по типу подчинения

§ по значению (семантический)

Потебня наметил формальную классификацию – по типу подчинения.

Пешковский в последних изданиях «Русского синтаксиса в научном освещении» говорит членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих, отказывается от понятий дополнения, определения и обстоятельства.

В школьную программу они были возвращены в 1938 году.

В практике современной школы традиционная классификация – второстепенные члены предложения рассматриваются как логическо-грамматические разряды. В конкретных словосочетаниях грамматическое значение связано с лексическим значением.

говорить с человеком – дополнение различное значение, хотя однотипные говорить с волнением – обстоятельство грамматические конструкции

При вычленении второстепенных членов важно учитывать характер их вхождения в предложение – входят они в словосочетании (красивые розы – нет присловной зависимости) или относятся ко всему предложению в целом – детерминант (По вечерам доктор оставался один – детерминативное обстоятельство).

В русской грамматике 80 традиционно второстепенные члены предложения распределяются по группам распространяющих членов предложения (Шведова)

§ члены с присловной зависимостью

§ детерминанты

Все присловные связи характеризуются только в разделе словосочетания. Остаются только неприсловные связи, которые отражены в структурной схеме: студенты пишут диктант в аудитории – детерминант. N1VfN2loc.

Золотова – у нее второстепенный член предложения может стать подлежащим – ему весело – так как она считает, что не существует односоставных предложений.

Понятие детерминанта. Вопрос о детерминантах в современной лингвистике. Функции детерминантов в предложении.

Белошапк.

Д.- ситуативный (неконститутивн. непредикативн.)определитель. Относится ко всему комплексу «предикат+конст. и неконст чл.,зависящие непоср.от него»

У окна отец читает газету.

Учение Шведовой: сущ. чл.П.,связ с его предик.центром,к-рые1)не обусл.его грам.формой или ЛЗ,2)не непоср.отн.к нему,а опр.его вместе со всеми отн. к нему чл.П Такие чл.П могут входить в состав П, построенных по разн. структурам. Сегодня идет дождь.-Сегодня потеплело.-Сегодня ему уезжать.

Приложение-второст.чл.П,к-рый закл.в себе второе наименование предмета,обозначенного опр.сущ., выступает только в аппозитивн.сл.с. Подчин.чл. в этих сл.с.-приложение-не только называет тот же предмет, обозначенный гл.сл.,но и поясн. это слово.Связь прилож-я с согл.словом- аппозиция(Лекант)

В шк.грамматике прилож-е отн. к разновид-ти опр-я.Но знач-е прилож-я трудно подвести под понятие признака,т.к. они обладают КЗ предметности,они более самост-ны,автономны.

В аппозитивн.сл.с. нар.сущ.+нар.сущ. – приложение то,к-рое имеет кач.-оценочн.знач-е,или тон. к опр. как вид к роду:бродяга-ветер,трава-осока.

Личн. имена людей игр.роль определяемых.Др. собств. имена(города,реки) выр.уточнения: Кот Мурзик сидел на крыльце.

Наши рекомендации