Дифференциально – аналитический опросник (ДАО)

Инструция гласит:"Имеются ли конфликты в области пунктуальности,аккуратности и так далее? Кто из вас (Вы или партнер)выше ценит пунктуальность,аккуратность...? В зависимости от конкретной ситуации вопросы могут изменяться.

Формы поведения оцениваются следующим образом:(+++) означает высшую субъективную оценку данной категории,а (---)-низшую субъективную оценку;(+-)означает безразличие по отношению к оцениваемой поведенческой области;(++),(+)и(--),(-)составляют промежуточные степени субъектвной оценки.Вторая колонка представляет самооценку пациентом своих актуальных способностей.

Третья колонка- оценка пациентом партнера;при необходимости могут быть включены добавочные колонки для других значимых людей.Последняя колонка остается для комментариев.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК,

заполненный двадцатитрехлетней пациенткой

Актуальная : :

способность : Я Партнер : Коментарии

------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------

Пунктуальность +++ : +- Когда мой партнер опаздывает

я легко могу подождать его

полчаса. Но, если я опаз-

дываю,он делается

нетерпеливым.

__

Чистоплотность ++ : ++ Нет проблем.Ни я,ни мой муж

не ныряхи.

----------------------------------------------------------------

Аккуратность + : +++ По-моему, дом должен

выглядеть как жилой.

Мой муж считает, что он

должен выглядеть как

картинка в каталоге.

------------------------------------------------------------------

Вежливость +++ : +++ Мы оба думаем, что важно

Быть внимательными

друг к другу. Я не хочу

обижать своего мужа,

и я никогда не слышала от

него оскорбительного слова.

-----------------------------------------------------------------

Послушание + - : + - Я думаю,что люди должны

приспосабливаться

друг к другу и чем-то

жертвовать. Но когда

кто-нибуть вроде моего отца

требует абсолют-

ного послушания, мне это

совершенно не нравится. Мой

муж считает так же. Он до

сих пор называет своего отца

генералом.

-----------------------------------------------------------------

Честность

Откровенность + - : ++ Мой муж склонен говорить то,

что думает.Но

мне это иногда трудно,потому

что я боюсь задеть чьи-либо

чувства.

------------------------------------------------------------------

Верность + + : ++ Здесь проблем пока не было .

Я думаю, что для нас обоих

верность очень важна.

------------------------------------------------------------------

Cправедливость +++ : +++ Я думаю, что очень

расстроялась бы, если бы

мой муж относился ко мне не

справедливо.Он к этому так

же чувствителен,как и я.

-----------------------------------------------------------------

Бережливость + - : ++ С учетом моих доходов я могу

позволить себе то,что хочу.

------------------------------------------------------------------

Старательность Я думаю, что мы оба хотели бы

достичь успеха в карьере

Деятельность +++ : +++

__

Надежность ++ : - + В том, что касается его

работы,мой муж

олицетворенная

надежность.И,когда это

касается его он ценит

надежность.Но,когда я

жду,что могу на него в чем-

то положиться,это не

срабатывает.

__

Терпение - - : + - Это что-то такое,чего у

меня нет совсем .

------------------------------------------------------------------

Время +++ : --- Наша семейная жизнь

коротка.Мой муж рабо-

тает в ночную смену.Когда я

утром ухожу, он спит,а

когда возвращаюсь,его нет

дома.

------------------------------------------------------------------

Надежда - : ++ Когда я думаю о наших

семейных проблемах,я

склонна все видеть в черном

свете.Я надеюсь,что мы

сможем изменить что-нибуть

с помощю психотерапевта.

------------------------------------------------------------------

Контакты +++ : - Мой муж-одиночка.Он

опасается того,что другие

могут отвергнуть его.Мы

живем довольно

изолированно,хотя я люблю

быть с людьми.Я довольно

сильно страдаю из-за этого.

-----------------------------------------------------------------

Секс

Сексуальность +++ : +++ Мне это нравится,думаю,что Нежность мужу тоже.

-----------------------------------------------------------------

Вера Мы оба протестанты,но

Религиозность + - : + - никогда много не

задумывались над этим

вопросом.

------------------------------------------------------------------

В рассмотреном случае конфликтными потенциалами и областями постоянного эмоционального напряжения оказались пунктуальность,аккуратность,вежливость, распределение времени и контакты.

Пунктуальность.

Небрежность мужа в этой области- очень важной для пациентки- переживаются как несправедливость.Его опоздания рассматривается даже как кризис доверия.

Аккуратность

Здесь мы видим две разных концепции порядка.Пациентка чувствует,что она загнана в тупик педантичной натурой своего мужа.Возникающий здесь конфликт для пациентки прямо связан с возможностью чувствовать себя комфортно в их общем пространстве.

Вежливость

Для обеих партнеров вежливость обладает стабилизирующей функцией.Ритуальная вежливость мешает им открыто выражать свои конфликты.Таким образом,вежливость становится признаком блокированной агрессии и причиной перехода конфликта вовнутрь.

Распределение времени

Здесь играют роль социальные и экономические факторы("Если бы мой муж не должен был работать в ночную смену...)".Время,

которое муж может проводить со своей женой,субъективно воспринимается ею как подачка.

Контакты

Здесь тоже существуют расходящиеся концепции.Пациентка интерпретирует недостаток контактов мужа как способ его защиты (воображаемые различия в статусе).Сама она выступает достаточно сильной в этой области и имеет желания,которые не находят удовлетворения ввиду расхождения с концепциями ее мужа.

Готовность к конфликту в этих областях можно проследить в биографии пациентки и ее мужа (базовый конфликт).Здесь снова использовался ДАО с вопросом:"Что больше всего ценили Ваши родители? Кто считал более важным пунктуальность (аккуратность)? На основании этого анализа актуального и базового конфликта мы смогли понять конфликтную ситуацию.

В качестве формы позитивной семейной терапии проводилась партнерская терапия,которая была закончена после пятнадцатого занятия,продлившись шестьмесяцев.После окончания лечения,а также спустя год,проводилось обследование.Пациентка оказалась свободна от симптомов.Она прокомментировала,что качество их брака явно улучшилось:"Поворотным пунктом для меня был момент,когда я отошла от мысли,что мы не подходим друг другу,и обнаружила повседневные

проблемы,находившиеся у истоков нашего напряжения».

Первое интервью в позитивной психотерапии

Фамилия _____

Имя _________

Возраст _____

Обследование проводит _______________________

I Вводные вопросы

1.Впишите сверху фамилию,имя и т.д.

2.Направлен (кем) ___________________________

_____________

II Настоящая жизненная ситуация пациента

(события,связанные с медициной,психологические проявления,

причина посещения врача)

3.Жалобы в настоящий момент:

_____________

_____________

_____________

_____________

4.Позитивное толкование симптомов:

_____________

_____________

5.Лечение до настоящего времени:

_____________

_____________

_____________

6.Результаты лечения до настоящего времени:

_____________

_____________

7.Произвольные сведения относительно заболевания,предполагаемая причина:

_____________

_____________

8.Разрешающий момент возникновения заболевания:

внезапное возникновение/травма 0

постепенное начало,обусловленное болезнью,0

Прочие:

_____________

_____________

9.Время первого возникновения симптомов ____

_____________

10.Перенесенные операции,заболевания;пребывание в больнице:

_____________

_____________

11.Факторы риска:

_____________

_____________

12.Семейный анамнез,заболевание членов семьи:

_____________

_____________

13.Ориентировочное клиническое обследование:

артериальное давление ______________________

вес ________

рост _______

Состояние питания:

нормальное 0 повышенное 0

пониженное 0

Общее физическое состояние:

хорошее 0 среднее 0 плохое 0

Общее впечатление:

соответствует возрасту 0

выглядит моложе 0

преждевременное старение 0

III Психологическая ситуация пациента

Актуальный конфликт

14.Что произошло последние 5-10 лет? ________

Назовите,пожалуйста,10 событий ______________

_____________

_____________

_____________

_____________

15.Время возникновения актуального конфликта ________________________________

_____________

Влияние заболевания и проблем пациента

на пациента и его окружение

16.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваше общее благосостояние?

большое 0 умеренное 0

никакого влияния 0

Спонтанные коментарии:

_____________

_____________

17.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Вашу професиональную дея-

тельность?

большое 0 умеренное 0 малое 0

никакого влияния 0 не занимаюсь ею 0

Спонтанные коментарии:

______________

18.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Вашего партнера и Вашу семью?

большое 0 умеренное 0 малое 0

никакого влияния 0 нет семьи и партнера 0

Спонтанные коментарии:

______________

______________

19.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваши межличностные отношения

и на Ваши контакты?

большое 0 умеренное 0 малое 0

никакого влияния 0 отсутствует 0

Спонтанные коментарии:

_____________

_____________

20.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваши представления о будущем

и Ваши дальнейшие перспективы?

большое 0 умеренное 0 малое 0

никакого влияния 0 не задумывался 0

Спонтанные коментарии:

____________

_____________

21.Ощущаете ли Вы в последнее время тревогу или внутренее напряжение?

да 0 нет 0 не знаю 0

Спонтанные коментарии:

______________

Сферы пераработки конфликта(способность к познанию)

Пациент

Тело/ощущение

фантазии деятельность

будущее

контакты

Я

Партнер

Тело/ощущение

фантазии деятельность

будущее

контакты

Сфера:Тело/ощущение

22.Какое значение имеют для Вас тело и здоровье;для Вашего партнера:

- очень важное(ов), важное (в),

умеренное (у), неважно (н) -

___________

+2 +1 -1 -2

ов в у и

___________

Забота о теле 0 0 0 0

Спорт 0 0 0 0

Расслабление 0 0 0 0

Питание 0 0 0 0

Сон 0 0 0 0

Сексуальность 0 0 0 0

Физический контакт

(нежность,ласки) 0 0 0 0

Боль 0 0 0 0

Сфера: Деятельности

23.Какое значение имеют Ваша професия и работа для Вас;для Вашего партнера:

очень важны 0 важны 0 умеренно 0 не важны 0

Спонтанные комментарии:

_____________

24.Довольны ли Вы своей профессиональной ситуацией в настоящий момент?

Ваш партнкр?

Спонтанные комментарии:

_____________

Сфера:Контакты

25.Какое значение имеют для Вас социальные контакты(гости,друзья,родственники,

соседи,коллеги и другие окружающие);для Вашего партнера:

очень важны 0 важны 0

среднее 0 не важны 0

Спонтанные коментарии:

______________

26.Какое значение имеет для Вас участие в общественных событиях(политика,

организации,гражданские инициативы);для Вашего партнера:

очень важно 0 важно 0 среднее 0 не важно 0

Спонтанные коментарии

______________

27.Общаетесь ли Вы с представителями другой культуры,ваш партнер:

много 0 иногда 0 редко 0 никогда 0

Спонтанные коментарии:

______________

28.Что Вас привлекает в людях иной культуры;вашего партнера?

Спонтанные коментарии:

______________

29.Как Вы представляете себе проблемы и возможности при встрече с людьми

другой культуры,Ваш партнер?

Спонтанные коментарии:

______________

30.Довольны ли Вы своими партнерскими отношениями;

Ваш партнер:

очень 0 средне 0 мало 0 нет 0

Спонтанные коментарии:

______________

Сфера:Фантазии/будущее

31.Задумываетесь ли Вы о Вашем собственном будущем или о будущем Вашей семьи;

Ваш партнер:

часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0

Спонтанные коментарии:

______________

32.Заботитесь ли Вы о вашем профессиональном будущем или о будущем;

Ваш партнер:

да 0 нет 0 затрудняюсь ответить 0

Спонтанные коментарии:

____________

33.Задумываетесь ли Вы о далеком будущем вообще и о общем будущем челове-

чества (мировые кризисы,войны,мир);Ваш партнер:

часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0

Спонтанные коментарии:

_____________

34.Вы смотрите в будущее с надеждой;ваш партнер:

да 0 нет 0 не знаю 0

Спонтанные коментарии:

_____________

35.Задумываетесь ли Вы над вопросами о смысле жизни и смерти и о жизни после

смерти;Ваш партнер:

часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0

Спонтанные коментарии:

_____________

36.Верите ли Вы в жизнь после смерти;Ваш партнер:

да 0 нет 0 не знаю 0

Спонтанные коментарии:

_____________

37.Результаты "Четыре сферы переработки конфликта":

Пациент

Тело/ощущения

фантазии деятельность

будущее

Контакты

Партнер

Тело/ощущения

фантазии деятельность

будущее

Контакты

Родители:отец

Тело/ощущения

фантазии деятельность

будущее

Контакты

Мать

Тело/ощущения

фантазии деятельность

будущее

Контакты

Основной конфликт

(Четыре измерения способности к любви)

38.Воспитатели пациента:

оба родители 0 один из родителей 0

приют 0 прочее 0

Спонтанные коментарии:

_____________

39.Были ли Ваши родители женаты к моменту Вашего рождения?

да 0 нет 0

Спонтанные коментарии:

_____________

40.К кому Вы испытывали особенную привязанность в детстве:

мать 0 отец 0 к обоим родителям 0

родственникам 0 прочее 0

ни к кому 0

Спонтанные комментарии:

_____________

41.Кто уделял Вам особенно много времени в детстве:

отец 0 мать 0 прочие 0

Спонтанные комментарии:

_____________

42.Кто был особенно терпелив по отношению к Вам:

отец 0 мать 0 прочие 0

Спонтанные комментарии:

______________

43.Кто был Вашим примером:

отец 0 мать 0 прочие 0

Спонтанные комментарии:

_____________

44.Отношения к братьям и сестрам:

хорошее 0 обычное 0 смешанное 0

плохое 0 никакого отношения 0 нет 0

Спонтанные комментарии:

_____________

45.Как Вы в детстве воспринимали брак Ваших родителей:

очень гармоничный 0 гармоничный 0

обыкновенный 0 плохой 0 не было 0

Спонтанные комментарии:

_____________

46.Какое значение для Ваших родителей имели работа и деятельность вообще:

очень важное 0 важное 0 среднее 0

незначительное 0

Спонтанные комментарии:

_____________

47.Ваши родители были общительны:

очень 0 средне 0 мало 0 совсем нет 0

Спонтанные комментарии:

_____________

48.Говорили ли в Вашем доме на такие темы, как "смысл жизни","смерть" и им

подобные:

часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0

Спонтанные комментарии:

______________

49.Что в Вашем доме являлось смыслом жизни(здоровье,работа,семья и общение,

религия)

Спонтанные комментарии:

______________

50.Какой девиз был в Вашем доме?

Спонтанные комментарии:

______________

_____________

51.Какие пословицы,поговорки и принципы имели для Вас наибольшую ценность?

Спонтанные комментарии:

_____________

_____________

52.Кто Ваш любимый писатель?

Спонтанные комментарии:

_____________

53.Кто Вам читал(рассказывал) сказки,истории(мать,отей,бабушка,дедушка,

воспитательница в детском саду,)?

Спонтанные комментарии:

_____________

54.Можете ли Вы вспомнить ситуации,когда Вам рассказывали истории,как Вы

себя чувствовали?

Спонтанные комментарии:

_____________

_____________

Результаты исследования четырех измерений

идеалов/способности к любви (основной конфликт)

55.Разъяснение диагноза пациенту и его семьи:

Пациент

Я

Родители-дети-братья и сестры

Пра-Мы Ты

родители родители

религия между собой

мировоззрение

Мы

родители

и окружающие их люди

Партнер

Я

Родители-дети-братья и сестры

Пра-Мы Ты

родители родители

религия между собой

мировоззрение

Мы

родители

и окружающие их люди

Отношение родителей и братьев

и сестер к пациенту

__________________

: Мать : Отец

_____________:_________________:___________________

Время : :

: :

: :

_____________:_________________:____________________

Терпение : :

: :

____________________

: :

Идеал : :

: :

______________:_________________:____________________

Отношение родителей и братьев

и сестер к партнеру пациента

__________________

: Мать : Отец

_____________:_________________:___________________

Время : :

: :

: :

_____________:_________________:____________________

Терпение : :

: :

____________________

: :

Идеал : :

: :

______________:_________________:____________________

56.Разъяснение ДАО пациенту и его семье в смысле "внутренного конфликта"

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

57.Что привлекло Вас к этой первой беседе?Можете ли Вы сказать это своими

словами?

______________

58.Разъяснение дальнейщего процесса(терапевтический план с учетом пяти

ступеней): ___

______________

59.Можете ли Вы внимательно слушать?

Спонтанные комментарии:

_____________

60.Есть ли у Вас вопросы?

Спонтанные комментарии:

_____________

61.Можете ли Вы оказать поддержку себе и другим?

Спонтанные коментарии:

_____________

62.Можете ли Вы выразить свою проблему перед другими людьми?

Спонтанные комментарии:

______________

______________

63.Можете ли Вы быть оптимистом,несмотря на проблемы?

Спонтанные комментарии:

______________

64.Какие желания есть у Вас на ближайшие 5 лет?

Спонтанные комментарии:

______________

65.Диагноз,назначенные медикаменты __________

_____________

_____________

IV Социально-демографические данные

66.Возраст пациента____________лет

Возраст партнера____________лет

67.Пол пациента:М 0 Ж 0

68.Семейное поожение:

состоит в браке 0 сколько лет__________________

одинок,без постоянного партнера 0

не в браке,с постоянным партнером 0

разведен 0

овдовел 0

живет раздельно 0

второй брак 0

овдовел иди разведен,но имею постоянного партнера 0

69.Количество детей_____

Возраст детей___________

70.Профессия (образование)_______________________________

71.Среднее образование:

средняя школа 0

средняя специальная школа 0

средне-специальное образование 0

72.Профессиональная деятельность в настоящий момент

____________

73.Профессия партнера ______________________

____________

____________

74.Родители пациента:

оба родителя живы 0

когда поженились 0

возраст отца__

возраст матери_______________________________

жив тоько один из родителей 0

кто именно______

год смерти умершего родителя_______________________

оба родителя умерли 0

годы смерти:мать_______

отец ________

иная семейная ситуация(приемные родители,попечители,приют)

75.Профессии родителей;

отец_______

мать_______

76.Количество братьев и сестер______________

Возраст братьев и сестер___________________

77.Отношение к религии;

православие 0

мусульманство 0

другая_____________________0

атеист 0

78.Национальность____________________________

АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ

Для понимания конфликта мы должны знать,как он развивался и какие

внутренние и внешние условия создали предпосылки для этого развития.Мы рас-

сматриваем при этом биографии конкретных членов семьи и отношения,повлиявшие

на склад их личности.Мы обращаемся также к концепциям,существовавшим еще до

рождения пациентов,-концепциям,в определенной степени задающими социальную

форму,в которой они росли и развивались.По их временной и причинной после-

довательности можно различать две конфликтные области:актуальный конфликт и

базовый конфликт.

АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Это понятие относится к конфликтным ситуациям,порождаемым актуальными

проблемами,такими как перегрузка на работе,супружеские проблемы,отношения

между детьми и родителями... .Этот конфликт может стать катализатором имею-

щейся острой симптоматики.В содержательном отношении актуальный конфликт

выражается прежде всего через поведенческие категории актуальных способностей,

через четыре сферы переработки конфликта и четыре модели для подражания.

Содержание,опирающееся на субъективную систему ценностей,приводит к конфликтам

сразу же,как только его воздействие превышает его возможности конкретного

человека.

БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ

Актуальный конфликт не возникает случайно,как гром среди ясного неба.

Он развивается очень медленно и в конце концов достигает порога,за которым

готовность семьи или одного из его членов к конфликту перерастает в психи-

ческие или физические нарушения.Это очень похоже на каплю воды,переполняющую

бочку.Мы исследуем не только ту единственную каплю,которая вызвала актуальный

конфликт,но и множество капель,которые заполнили бочку до нее.Это означает,что

мы прослеживаем человека с его раннего детсва,с условий его развития в семье-

на несколько поколений назад,если это возможно.Снаряжением для этого путе-

шествия в прошлое вновь являются методы позитивной семейной терапии.

Понятие базового конфликта позволяет объяснить готовность к конфликту

и в контексте структуры личности,и в контексте структуры семьи.С базовым

конфликтом работают прежде всего теории психоанализа и глубинной психологии.

Цель такой терапии- осознать крнфликт и проработать его.

Согласно позитивной семейной терапии центральными элементами базового

конфликта являются концепции,тесно связанные с личностью и семейными прави-

лами игры.Эти концепции заключают в себе предрасположенность к конфликту.Так

как они усваиваются в ранние стадии развития индивида,мы называем их базовы-

ми концепциями.В жизни индивида они выступают как тема,повторяющейся во мно-

гих вариациях.Именно поэтому позитивная семейная терапия стремится к пере-

структированию не всей личности,а только концепций,и,прежде всего,базовых

концепций.Поступая так,мы не фиксируем терапевтический процесс на одном

индивиде.Скорее,он затрагивает и индивида,и структуру его отношений с группой,

к которой он принадлежит.

Почему в последнем примере мать сочла столь ужасным швыряние вещей в

угол? Почему она так рассердилась на это? Мы должны искать ответ на этот во-

прос в том,чему мать научилась в прошлом.Можно предложить следующие ситуации:

1) в детстве мать ругали и наказывали за неаккуратность; 2) в детстве с нее

была снята ответственность за поддержание порядка,и сейчас она попрежнему

ожидает,что другие должны позаботится о нем; 3) своей аккуратностью она доби-

валась поощрения тогда и продолжает придавать аккуратности большое значение

и теперь.

Анализ семейной ситуации показал, что мать подражает поведению своей

матери (традиция) и бессознательность идентифицируется с ней.Эмоциональная

вовлеченность отчасти обусловлена тем,что мать приносит жертвы ради своего

мужа, ребенка и домашнего хозяйства и игнорирует свои собственные интересы и

потребности (отношение к"Я").В результате она расценивает поведение ребенка

как неблагодарность и несправедливость.Она уделяет большое внимание ребенку,

отчасти потому,что уее мужа находится мало времени для семьи ( "Ты"),а также

потому,что у нее вряд ли есть какие-то контакты с другими людьми ("Мы").Таким

образом,надежды матери направлены на сына.Она придерживается при этом усвоен-

ных представлений об аккуратности и послушании,которые глубоко укоренились

в ней как приметы "приличного человека"("пра-Мы').

Позитивная семейная терапия не только смотрит на то,какими люди были

и какие они теперь.Она пытается также представить себе,какими они могут стать,

как эти возможности могут быть реализованы.

Установки,которые кажутся неизменными и непреложно связанными с лич-

ностью,предстают как обусловленные историей жизни индивида.Наряду с процес-

сами осознания заполнения пробелов в памяти и повторного переживания исто-

рии развития,вводится еще один процесс.Рассматривая конфликтогенные представ-

ления и поведение на фоне факторов их возникновения,члены семьи могут приоб-

ретать все больший контроль над ними.Они учатся тому,что на конфликт можно

влиять.Целью является понимание затронутых конфликтом областей(актуальный

конфликт) как обусловленных биографией (базовым конфликтом) и способных изме-

няться(отношение к будущему).

ТРИ СТАДИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Врач знает все

Человек был прикован к постели серьезной болезнью, и казалоь,что смерть

его близка. Испугавшись,его жена позвала городского врача. Врач ходил вокруг

пациента и выслушивал его более получаса,считал пульс, клал голову на грудь

больному,поворачивал его со спины на живот и обратно,поднимал его ноги и туло-

вище,открывал глаза, заглядывал в рот,а затем уверенно сказал: "Уважаемая,к

несчастью,я должен сообщить вам печальное известие:Ваш муж мертв уже два дня."

В этот момент больной в ужасе поднял голову и тревожно прохныкал:"Но,милейший,

я еще жив." Жена стукнула мужа кулаком по голове и сердито сказала:" Молчи!

Врач-специалист. Ему лучше знать."

Персидский анекдот

В своем личном развитии,так же, как и в своих супружеских и семейных взаимоот-

ношениях,человек проходит три стадии:привязанности,дифференциации(обособления)

и отделения.

СТАДИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

Она основана на биологической зависимости от матери еще не родивше-

гося ребенка.После рождения ребенка она ослабляется социальным симбиозом.

Ребенок теперь зависит от заботы и внимания,которые он получает от своего

социального окружения.Он требует терпения,времени и внимания и нуждается в

физических и социальных контактах.Со своей стороны,рлдители ощущают связь

с ребенком через любовь,надежду и ответсвенность.Но потребность в привязан-

ности сопровождает все его жизнь.Это во многом объясняет его поиски супруга

или супруги,его желания быть с другими людьми и стремления к сплоченности

группы,например,семьи.Если потребность в привязанности становится у человека

доминирующим поведением,занимающим большую часть его времени и повторяющимся

снова и снова в его общении - мы говорим о наивно первичном поведении.Этот

тип реакции в основном вырастает из сверхопекающего типа воспитания,при

котором первичные способности стоят на первом плане.Наивно-первичный тип

соответствует структуре невротической депрессии.Ведущей реакцией является

бегство в одиночество или бегство в контакты,обеспечивающие солидарность и

убежище.

Концепции

"Я не могу делать это в одиночку".

"Другие должны помочь мне".

"Если я не получу помощи,все пропало".

СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Дифференциация-это основной принцип физического и психического раз-

вития.В процессе социальной социализации стадия дифференциации знаменуется

усвоением социально желательного поведения.Это происходит путем дифференци-

ации познавательной способности человека и формирования вторичных способ-

ностей,позволяющих ему овладевать природой и социально утверждаться.Одно-

временно дифференцируется потребность в любви.Мы учимся тому,как и кому мы

можем открыать свои чувства и в каких социальных формах мы можем удовлетворить

свои желания.Другими словами,в процессе дифференциации наши чувства принимают

социальную форму.Этот процесс происходит в столкновениях с нашим окружением.

На стадии привязанности оформляются общии концепции типа оптимизма,пессимизма,

принятия себя или самоотречения.На стадии дифференциации развиваются специа-

лизированные концепции и поведенческие нормы:"мой руки","вставай наконец",

"веди себя прилично","экономь деньги"...Это происходит путем прямого инструк-

тажа,на основе примера значимых других и путем поощрения желательного пове-

дения,игнорирования и наказания нежелательного.Как средство адаптации к окру-

жению дифференциация может помочь человеку жить без трений с окружающими.Но

если индивидуальная структура дифференциации не соответсвует аналогичным

структурам у других,это может привести к осложнениям.Дополнительных ослож-

нений можно ожидать и в том случае,если социально желательное ролевое пове-

дение не учитывает реальные потребности.Если побеждает односторонняя диф-

ференциация,мы говорим о вторичном типе реагирования.В проявлениях этого

вторичного типа,который ориентирован на вторичные способности,мы обнаруживаем

структуру компульсивного невроза(невроза навязчивых состояний).Компульсивный

человек посредством "сверхдифференциации"защищается от угрожающих побуждений

и втискивает их в тугой корсет педантичного жизненного стиля.Предметным

взаимоотношениям оказывается большее предпочтение,чем эмоциональному участию.

Для вторичного типа характерно бегство в деятельность.

Концепции

"Я могу управиться со всем в одиночку".

"Я не нуждаюсь ни в чьей помощи".

"Пусть другие работают за меня".

СТАТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ

На каждой стадии развития человека может быть достигнуто специфическое

единство.Единство относится к интеграции способностей в целостную личность.

С этим связана автономия,значение которой возрастает до тех пор,пока индивид

не достигнет зрелости.На ранних стадиях своего развития человек зависим в

смысле привязанности,а позднее он руководствуется общими правилами.Но выростая

он уже в меньшей степени нуждается в этой внешней информации.Он усвоил эту

информацию в виде концепций и на их основе принимает решение.В то же время

это означает,что он отделился от близких,самостоятельно ищет нужную ему инфор-

мацию и берет на себя ответсвенность.Здесь можно говорить о стадии отделения,

характеризующей личность,приближающейся к зрелости и достигающую ее.

Отделение значит не только выделение отдельного объекта или человека.

Это одновременно обращение к другому объекту или человеу.Эта последолва-

тельность привязанности и отделения делает возможным установление контактов с

другими людьми и группами.Человек может расширять свой спектр ценностей и ус-

ваивать новые различения,или переоценивать старые.Многие люди колеблются

между отделением и привязанностью.Они хотят быть независимыми,но обнаруживают,

что не могут вынести своей независимости,или хотят любви и внимания супруга,

но в то же время из-за желания сохранить свободу отстраняются от них.Мы назы-

ваем этот тип людей типом двойного захвата.В общих чертах этот тип поведения

сответсвует структуре истерического невроза.Такие люди откликаются на внезап-

Наши рекомендации