Дифференциально – аналитический опросник (ДАО)
Инструция гласит:"Имеются ли конфликты в области пунктуальности,аккуратности и так далее? Кто из вас (Вы или партнер)выше ценит пунктуальность,аккуратность...? В зависимости от конкретной ситуации вопросы могут изменяться.
Формы поведения оцениваются следующим образом:(+++) означает высшую субъективную оценку данной категории,а (---)-низшую субъективную оценку;(+-)означает безразличие по отношению к оцениваемой поведенческой области;(++),(+)и(--),(-)составляют промежуточные степени субъектвной оценки.Вторая колонка представляет самооценку пациентом своих актуальных способностей.
Третья колонка- оценка пациентом партнера;при необходимости могут быть включены добавочные колонки для других значимых людей.Последняя колонка остается для комментариев.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК,
заполненный двадцатитрехлетней пациенткой
Актуальная : :
способность : Я Партнер : Коментарии
------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------
Пунктуальность +++ : +- Когда мой партнер опаздывает
я легко могу подождать его
полчаса. Но, если я опаз-
дываю,он делается
нетерпеливым.
__
Чистоплотность ++ : ++ Нет проблем.Ни я,ни мой муж
не ныряхи.
----------------------------------------------------------------
Аккуратность + : +++ По-моему, дом должен
выглядеть как жилой.
Мой муж считает, что он
должен выглядеть как
картинка в каталоге.
------------------------------------------------------------------
Вежливость +++ : +++ Мы оба думаем, что важно
Быть внимательными
друг к другу. Я не хочу
обижать своего мужа,
и я никогда не слышала от
него оскорбительного слова.
-----------------------------------------------------------------
Послушание + - : + - Я думаю,что люди должны
приспосабливаться
друг к другу и чем-то
жертвовать. Но когда
кто-нибуть вроде моего отца
требует абсолют-
ного послушания, мне это
совершенно не нравится. Мой
муж считает так же. Он до
сих пор называет своего отца
генералом.
-----------------------------------------------------------------
Честность
Откровенность + - : ++ Мой муж склонен говорить то,
что думает.Но
мне это иногда трудно,потому
что я боюсь задеть чьи-либо
чувства.
------------------------------------------------------------------
Верность + + : ++ Здесь проблем пока не было .
Я думаю, что для нас обоих
верность очень важна.
------------------------------------------------------------------
Cправедливость +++ : +++ Я думаю, что очень
расстроялась бы, если бы
мой муж относился ко мне не
справедливо.Он к этому так
же чувствителен,как и я.
-----------------------------------------------------------------
Бережливость + - : ++ С учетом моих доходов я могу
позволить себе то,что хочу.
------------------------------------------------------------------
Старательность Я думаю, что мы оба хотели бы
достичь успеха в карьере
Деятельность +++ : +++
__
Надежность ++ : - + В том, что касается его
работы,мой муж
олицетворенная
надежность.И,когда это
касается его он ценит
надежность.Но,когда я
жду,что могу на него в чем-
то положиться,это не
срабатывает.
__
Терпение - - : + - Это что-то такое,чего у
меня нет совсем .
------------------------------------------------------------------
Время +++ : --- Наша семейная жизнь
коротка.Мой муж рабо-
тает в ночную смену.Когда я
утром ухожу, он спит,а
когда возвращаюсь,его нет
дома.
------------------------------------------------------------------
Надежда - : ++ Когда я думаю о наших
семейных проблемах,я
склонна все видеть в черном
свете.Я надеюсь,что мы
сможем изменить что-нибуть
с помощю психотерапевта.
------------------------------------------------------------------
Контакты +++ : - Мой муж-одиночка.Он
опасается того,что другие
могут отвергнуть его.Мы
живем довольно
изолированно,хотя я люблю
быть с людьми.Я довольно
сильно страдаю из-за этого.
-----------------------------------------------------------------
Секс
Сексуальность +++ : +++ Мне это нравится,думаю,что Нежность мужу тоже.
-----------------------------------------------------------------
Вера Мы оба протестанты,но
Религиозность + - : + - никогда много не
задумывались над этим
вопросом.
------------------------------------------------------------------
В рассмотреном случае конфликтными потенциалами и областями постоянного эмоционального напряжения оказались пунктуальность,аккуратность,вежливость, распределение времени и контакты.
Пунктуальность.
Небрежность мужа в этой области- очень важной для пациентки- переживаются как несправедливость.Его опоздания рассматривается даже как кризис доверия.
Аккуратность
Здесь мы видим две разных концепции порядка.Пациентка чувствует,что она загнана в тупик педантичной натурой своего мужа.Возникающий здесь конфликт для пациентки прямо связан с возможностью чувствовать себя комфортно в их общем пространстве.
Вежливость
Для обеих партнеров вежливость обладает стабилизирующей функцией.Ритуальная вежливость мешает им открыто выражать свои конфликты.Таким образом,вежливость становится признаком блокированной агрессии и причиной перехода конфликта вовнутрь.
Распределение времени
Здесь играют роль социальные и экономические факторы("Если бы мой муж не должен был работать в ночную смену...)".Время,
которое муж может проводить со своей женой,субъективно воспринимается ею как подачка.
Контакты
Здесь тоже существуют расходящиеся концепции.Пациентка интерпретирует недостаток контактов мужа как способ его защиты (воображаемые различия в статусе).Сама она выступает достаточно сильной в этой области и имеет желания,которые не находят удовлетворения ввиду расхождения с концепциями ее мужа.
Готовность к конфликту в этих областях можно проследить в биографии пациентки и ее мужа (базовый конфликт).Здесь снова использовался ДАО с вопросом:"Что больше всего ценили Ваши родители? Кто считал более важным пунктуальность (аккуратность)? На основании этого анализа актуального и базового конфликта мы смогли понять конфликтную ситуацию.
В качестве формы позитивной семейной терапии проводилась партнерская терапия,которая была закончена после пятнадцатого занятия,продлившись шестьмесяцев.После окончания лечения,а также спустя год,проводилось обследование.Пациентка оказалась свободна от симптомов.Она прокомментировала,что качество их брака явно улучшилось:"Поворотным пунктом для меня был момент,когда я отошла от мысли,что мы не подходим друг другу,и обнаружила повседневные
проблемы,находившиеся у истоков нашего напряжения».
Первое интервью в позитивной психотерапии
Фамилия _____
Имя _________
Возраст _____
Обследование проводит _______________________
I Вводные вопросы
1.Впишите сверху фамилию,имя и т.д.
2.Направлен (кем) ___________________________
_____________
II Настоящая жизненная ситуация пациента
(события,связанные с медициной,психологические проявления,
причина посещения врача)
3.Жалобы в настоящий момент:
_____________
_____________
_____________
_____________
4.Позитивное толкование симптомов:
_____________
_____________
5.Лечение до настоящего времени:
_____________
_____________
_____________
6.Результаты лечения до настоящего времени:
_____________
_____________
7.Произвольные сведения относительно заболевания,предполагаемая причина:
_____________
_____________
8.Разрешающий момент возникновения заболевания:
внезапное возникновение/травма 0
постепенное начало,обусловленное болезнью,0
Прочие:
_____________
_____________
9.Время первого возникновения симптомов ____
_____________
10.Перенесенные операции,заболевания;пребывание в больнице:
_____________
_____________
11.Факторы риска:
_____________
_____________
12.Семейный анамнез,заболевание членов семьи:
_____________
_____________
13.Ориентировочное клиническое обследование:
артериальное давление ______________________
вес ________
рост _______
Состояние питания:
нормальное 0 повышенное 0
пониженное 0
Общее физическое состояние:
хорошее 0 среднее 0 плохое 0
Общее впечатление:
соответствует возрасту 0
выглядит моложе 0
преждевременное старение 0
III Психологическая ситуация пациента
Актуальный конфликт
14.Что произошло последние 5-10 лет? ________
Назовите,пожалуйста,10 событий ______________
_____________
_____________
_____________
_____________
15.Время возникновения актуального конфликта ________________________________
_____________
Влияние заболевания и проблем пациента
на пациента и его окружение
16.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваше общее благосостояние?
большое 0 умеренное 0
никакого влияния 0
Спонтанные коментарии:
_____________
_____________
17.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Вашу професиональную дея-
тельность?
большое 0 умеренное 0 малое 0
никакого влияния 0 не занимаюсь ею 0
Спонтанные коментарии:
______________
18.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Вашего партнера и Вашу семью?
большое 0 умеренное 0 малое 0
никакого влияния 0 нет семьи и партнера 0
Спонтанные коментарии:
______________
______________
19.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваши межличностные отношения
и на Ваши контакты?
большое 0 умеренное 0 малое 0
никакого влияния 0 отсутствует 0
Спонтанные коментарии:
_____________
_____________
20.Какое влияние оказало Ваше заболевание на Ваши представления о будущем
и Ваши дальнейшие перспективы?
большое 0 умеренное 0 малое 0
никакого влияния 0 не задумывался 0
Спонтанные коментарии:
____________
_____________
21.Ощущаете ли Вы в последнее время тревогу или внутренее напряжение?
да 0 нет 0 не знаю 0
Спонтанные коментарии:
______________
Сферы пераработки конфликта(способность к познанию)
Пациент
Тело/ощущение
фантазии деятельность
будущее
контакты
Я
Партнер
Тело/ощущение
фантазии деятельность
будущее
контакты
Сфера:Тело/ощущение
22.Какое значение имеют для Вас тело и здоровье;для Вашего партнера:
- очень важное(ов), важное (в),
умеренное (у), неважно (н) -
___________
+2 +1 -1 -2
ов в у и
___________
Забота о теле 0 0 0 0
Спорт 0 0 0 0
Расслабление 0 0 0 0
Питание 0 0 0 0
Сон 0 0 0 0
Сексуальность 0 0 0 0
Физический контакт
(нежность,ласки) 0 0 0 0
Боль 0 0 0 0
Сфера: Деятельности
23.Какое значение имеют Ваша професия и работа для Вас;для Вашего партнера:
очень важны 0 важны 0 умеренно 0 не важны 0
Спонтанные комментарии:
_____________
24.Довольны ли Вы своей профессиональной ситуацией в настоящий момент?
Ваш партнкр?
Спонтанные комментарии:
_____________
Сфера:Контакты
25.Какое значение имеют для Вас социальные контакты(гости,друзья,родственники,
соседи,коллеги и другие окружающие);для Вашего партнера:
очень важны 0 важны 0
среднее 0 не важны 0
Спонтанные коментарии:
______________
26.Какое значение имеет для Вас участие в общественных событиях(политика,
организации,гражданские инициативы);для Вашего партнера:
очень важно 0 важно 0 среднее 0 не важно 0
Спонтанные коментарии
______________
27.Общаетесь ли Вы с представителями другой культуры,ваш партнер:
много 0 иногда 0 редко 0 никогда 0
Спонтанные коментарии:
______________
28.Что Вас привлекает в людях иной культуры;вашего партнера?
Спонтанные коментарии:
______________
29.Как Вы представляете себе проблемы и возможности при встрече с людьми
другой культуры,Ваш партнер?
Спонтанные коментарии:
______________
30.Довольны ли Вы своими партнерскими отношениями;
Ваш партнер:
очень 0 средне 0 мало 0 нет 0
Спонтанные коментарии:
______________
Сфера:Фантазии/будущее
31.Задумываетесь ли Вы о Вашем собственном будущем или о будущем Вашей семьи;
Ваш партнер:
часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0
Спонтанные коментарии:
______________
32.Заботитесь ли Вы о вашем профессиональном будущем или о будущем;
Ваш партнер:
да 0 нет 0 затрудняюсь ответить 0
Спонтанные коментарии:
____________
33.Задумываетесь ли Вы о далеком будущем вообще и о общем будущем челове-
чества (мировые кризисы,войны,мир);Ваш партнер:
часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0
Спонтанные коментарии:
_____________
34.Вы смотрите в будущее с надеждой;ваш партнер:
да 0 нет 0 не знаю 0
Спонтанные коментарии:
_____________
35.Задумываетесь ли Вы над вопросами о смысле жизни и смерти и о жизни после
смерти;Ваш партнер:
часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0
Спонтанные коментарии:
_____________
36.Верите ли Вы в жизнь после смерти;Ваш партнер:
да 0 нет 0 не знаю 0
Спонтанные коментарии:
_____________
37.Результаты "Четыре сферы переработки конфликта":
Пациент
Тело/ощущения
фантазии деятельность
будущее
Контакты
Партнер
Тело/ощущения
фантазии деятельность
будущее
Контакты
Родители:отец
Тело/ощущения
фантазии деятельность
будущее
Контакты
Мать
Тело/ощущения
фантазии деятельность
будущее
Контакты
Основной конфликт
(Четыре измерения способности к любви)
38.Воспитатели пациента:
оба родители 0 один из родителей 0
приют 0 прочее 0
Спонтанные коментарии:
_____________
39.Были ли Ваши родители женаты к моменту Вашего рождения?
да 0 нет 0
Спонтанные коментарии:
_____________
40.К кому Вы испытывали особенную привязанность в детстве:
мать 0 отец 0 к обоим родителям 0
родственникам 0 прочее 0
ни к кому 0
Спонтанные комментарии:
_____________
41.Кто уделял Вам особенно много времени в детстве:
отец 0 мать 0 прочие 0
Спонтанные комментарии:
_____________
42.Кто был особенно терпелив по отношению к Вам:
отец 0 мать 0 прочие 0
Спонтанные комментарии:
______________
43.Кто был Вашим примером:
отец 0 мать 0 прочие 0
Спонтанные комментарии:
_____________
44.Отношения к братьям и сестрам:
хорошее 0 обычное 0 смешанное 0
плохое 0 никакого отношения 0 нет 0
Спонтанные комментарии:
_____________
45.Как Вы в детстве воспринимали брак Ваших родителей:
очень гармоничный 0 гармоничный 0
обыкновенный 0 плохой 0 не было 0
Спонтанные комментарии:
_____________
46.Какое значение для Ваших родителей имели работа и деятельность вообще:
очень важное 0 важное 0 среднее 0
незначительное 0
Спонтанные комментарии:
_____________
47.Ваши родители были общительны:
очень 0 средне 0 мало 0 совсем нет 0
Спонтанные комментарии:
_____________
48.Говорили ли в Вашем доме на такие темы, как "смысл жизни","смерть" и им
подобные:
часто 0 иногда 0 редко 0 никогда 0
Спонтанные комментарии:
______________
49.Что в Вашем доме являлось смыслом жизни(здоровье,работа,семья и общение,
религия)
Спонтанные комментарии:
______________
50.Какой девиз был в Вашем доме?
Спонтанные комментарии:
______________
_____________
51.Какие пословицы,поговорки и принципы имели для Вас наибольшую ценность?
Спонтанные комментарии:
_____________
_____________
52.Кто Ваш любимый писатель?
Спонтанные комментарии:
_____________
53.Кто Вам читал(рассказывал) сказки,истории(мать,отей,бабушка,дедушка,
воспитательница в детском саду,)?
Спонтанные комментарии:
_____________
54.Можете ли Вы вспомнить ситуации,когда Вам рассказывали истории,как Вы
себя чувствовали?
Спонтанные комментарии:
_____________
_____________
Результаты исследования четырех измерений
идеалов/способности к любви (основной конфликт)
55.Разъяснение диагноза пациенту и его семьи:
Пациент
Я
Родители-дети-братья и сестры
Пра-Мы Ты
родители родители
религия между собой
мировоззрение
Мы
родители
и окружающие их люди
Партнер
Я
Родители-дети-братья и сестры
Пра-Мы Ты
родители родители
религия между собой
мировоззрение
Мы
родители
и окружающие их люди
Отношение родителей и братьев
и сестер к пациенту
__________________
: Мать : Отец
_____________:_________________:___________________
Время : :
: :
: :
_____________:_________________:____________________
Терпение : :
: :
____________________
: :
Идеал : :
: :
______________:_________________:____________________
Отношение родителей и братьев
и сестер к партнеру пациента
__________________
: Мать : Отец
_____________:_________________:___________________
Время : :
: :
: :
_____________:_________________:____________________
Терпение : :
: :
____________________
: :
Идеал : :
: :
______________:_________________:____________________
56.Разъяснение ДАО пациенту и его семье в смысле "внутренного конфликта"
______________
______________
______________
______________
______________
______________
______________
57.Что привлекло Вас к этой первой беседе?Можете ли Вы сказать это своими
словами?
______________
58.Разъяснение дальнейщего процесса(терапевтический план с учетом пяти
ступеней): ___
______________
59.Можете ли Вы внимательно слушать?
Спонтанные комментарии:
_____________
60.Есть ли у Вас вопросы?
Спонтанные комментарии:
_____________
61.Можете ли Вы оказать поддержку себе и другим?
Спонтанные коментарии:
_____________
62.Можете ли Вы выразить свою проблему перед другими людьми?
Спонтанные комментарии:
______________
______________
63.Можете ли Вы быть оптимистом,несмотря на проблемы?
Спонтанные комментарии:
______________
64.Какие желания есть у Вас на ближайшие 5 лет?
Спонтанные комментарии:
______________
65.Диагноз,назначенные медикаменты __________
_____________
_____________
IV Социально-демографические данные
66.Возраст пациента____________лет
Возраст партнера____________лет
67.Пол пациента:М 0 Ж 0
68.Семейное поожение:
состоит в браке 0 сколько лет__________________
одинок,без постоянного партнера 0
не в браке,с постоянным партнером 0
разведен 0
овдовел 0
живет раздельно 0
второй брак 0
овдовел иди разведен,но имею постоянного партнера 0
69.Количество детей_____
Возраст детей___________
70.Профессия (образование)_______________________________
71.Среднее образование:
средняя школа 0
средняя специальная школа 0
средне-специальное образование 0
72.Профессиональная деятельность в настоящий момент
____________
73.Профессия партнера ______________________
____________
____________
74.Родители пациента:
оба родителя живы 0
когда поженились 0
возраст отца__
возраст матери_______________________________
жив тоько один из родителей 0
кто именно______
год смерти умершего родителя_______________________
оба родителя умерли 0
годы смерти:мать_______
отец ________
иная семейная ситуация(приемные родители,попечители,приют)
75.Профессии родителей;
отец_______
мать_______
76.Количество братьев и сестер______________
Возраст братьев и сестер___________________
77.Отношение к религии;
православие 0
мусульманство 0
другая_____________________0
атеист 0
78.Национальность____________________________
АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ
Для понимания конфликта мы должны знать,как он развивался и какие
внутренние и внешние условия создали предпосылки для этого развития.Мы рас-
сматриваем при этом биографии конкретных членов семьи и отношения,повлиявшие
на склад их личности.Мы обращаемся также к концепциям,существовавшим еще до
рождения пациентов,-концепциям,в определенной степени задающими социальную
форму,в которой они росли и развивались.По их временной и причинной после-
довательности можно различать две конфликтные области:актуальный конфликт и
базовый конфликт.
АКТУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Это понятие относится к конфликтным ситуациям,порождаемым актуальными
проблемами,такими как перегрузка на работе,супружеские проблемы,отношения
между детьми и родителями... .Этот конфликт может стать катализатором имею-
щейся острой симптоматики.В содержательном отношении актуальный конфликт
выражается прежде всего через поведенческие категории актуальных способностей,
через четыре сферы переработки конфликта и четыре модели для подражания.
Содержание,опирающееся на субъективную систему ценностей,приводит к конфликтам
сразу же,как только его воздействие превышает его возможности конкретного
человека.
БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ
Актуальный конфликт не возникает случайно,как гром среди ясного неба.
Он развивается очень медленно и в конце концов достигает порога,за которым
готовность семьи или одного из его членов к конфликту перерастает в психи-
ческие или физические нарушения.Это очень похоже на каплю воды,переполняющую
бочку.Мы исследуем не только ту единственную каплю,которая вызвала актуальный
конфликт,но и множество капель,которые заполнили бочку до нее.Это означает,что
мы прослеживаем человека с его раннего детсва,с условий его развития в семье-
на несколько поколений назад,если это возможно.Снаряжением для этого путе-
шествия в прошлое вновь являются методы позитивной семейной терапии.
Понятие базового конфликта позволяет объяснить готовность к конфликту
и в контексте структуры личности,и в контексте структуры семьи.С базовым
конфликтом работают прежде всего теории психоанализа и глубинной психологии.
Цель такой терапии- осознать крнфликт и проработать его.
Согласно позитивной семейной терапии центральными элементами базового
конфликта являются концепции,тесно связанные с личностью и семейными прави-
лами игры.Эти концепции заключают в себе предрасположенность к конфликту.Так
как они усваиваются в ранние стадии развития индивида,мы называем их базовы-
ми концепциями.В жизни индивида они выступают как тема,повторяющейся во мно-
гих вариациях.Именно поэтому позитивная семейная терапия стремится к пере-
структированию не всей личности,а только концепций,и,прежде всего,базовых
концепций.Поступая так,мы не фиксируем терапевтический процесс на одном
индивиде.Скорее,он затрагивает и индивида,и структуру его отношений с группой,
к которой он принадлежит.
Почему в последнем примере мать сочла столь ужасным швыряние вещей в
угол? Почему она так рассердилась на это? Мы должны искать ответ на этот во-
прос в том,чему мать научилась в прошлом.Можно предложить следующие ситуации:
1) в детстве мать ругали и наказывали за неаккуратность; 2) в детстве с нее
была снята ответственность за поддержание порядка,и сейчас она попрежнему
ожидает,что другие должны позаботится о нем; 3) своей аккуратностью она доби-
валась поощрения тогда и продолжает придавать аккуратности большое значение
и теперь.
Анализ семейной ситуации показал, что мать подражает поведению своей
матери (традиция) и бессознательность идентифицируется с ней.Эмоциональная
вовлеченность отчасти обусловлена тем,что мать приносит жертвы ради своего
мужа, ребенка и домашнего хозяйства и игнорирует свои собственные интересы и
потребности (отношение к"Я").В результате она расценивает поведение ребенка
как неблагодарность и несправедливость.Она уделяет большое внимание ребенку,
отчасти потому,что уее мужа находится мало времени для семьи ( "Ты"),а также
потому,что у нее вряд ли есть какие-то контакты с другими людьми ("Мы").Таким
образом,надежды матери направлены на сына.Она придерживается при этом усвоен-
ных представлений об аккуратности и послушании,которые глубоко укоренились
в ней как приметы "приличного человека"("пра-Мы').
Позитивная семейная терапия не только смотрит на то,какими люди были
и какие они теперь.Она пытается также представить себе,какими они могут стать,
как эти возможности могут быть реализованы.
Установки,которые кажутся неизменными и непреложно связанными с лич-
ностью,предстают как обусловленные историей жизни индивида.Наряду с процес-
сами осознания заполнения пробелов в памяти и повторного переживания исто-
рии развития,вводится еще один процесс.Рассматривая конфликтогенные представ-
ления и поведение на фоне факторов их возникновения,члены семьи могут приоб-
ретать все больший контроль над ними.Они учатся тому,что на конфликт можно
влиять.Целью является понимание затронутых конфликтом областей(актуальный
конфликт) как обусловленных биографией (базовым конфликтом) и способных изме-
няться(отношение к будущему).
ТРИ СТАДИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Врач знает все
Человек был прикован к постели серьезной болезнью, и казалоь,что смерть
его близка. Испугавшись,его жена позвала городского врача. Врач ходил вокруг
пациента и выслушивал его более получаса,считал пульс, клал голову на грудь
больному,поворачивал его со спины на живот и обратно,поднимал его ноги и туло-
вище,открывал глаза, заглядывал в рот,а затем уверенно сказал: "Уважаемая,к
несчастью,я должен сообщить вам печальное известие:Ваш муж мертв уже два дня."
В этот момент больной в ужасе поднял голову и тревожно прохныкал:"Но,милейший,
я еще жив." Жена стукнула мужа кулаком по голове и сердито сказала:" Молчи!
Врач-специалист. Ему лучше знать."
Персидский анекдот
В своем личном развитии,так же, как и в своих супружеских и семейных взаимоот-
ношениях,человек проходит три стадии:привязанности,дифференциации(обособления)
и отделения.
СТАДИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ
Она основана на биологической зависимости от матери еще не родивше-
гося ребенка.После рождения ребенка она ослабляется социальным симбиозом.
Ребенок теперь зависит от заботы и внимания,которые он получает от своего
социального окружения.Он требует терпения,времени и внимания и нуждается в
физических и социальных контактах.Со своей стороны,рлдители ощущают связь
с ребенком через любовь,надежду и ответсвенность.Но потребность в привязан-
ности сопровождает все его жизнь.Это во многом объясняет его поиски супруга
или супруги,его желания быть с другими людьми и стремления к сплоченности
группы,например,семьи.Если потребность в привязанности становится у человека
доминирующим поведением,занимающим большую часть его времени и повторяющимся
снова и снова в его общении - мы говорим о наивно первичном поведении.Этот
тип реакции в основном вырастает из сверхопекающего типа воспитания,при
котором первичные способности стоят на первом плане.Наивно-первичный тип
соответствует структуре невротической депрессии.Ведущей реакцией является
бегство в одиночество или бегство в контакты,обеспечивающие солидарность и
убежище.
Концепции
"Я не могу делать это в одиночку".
"Другие должны помочь мне".
"Если я не получу помощи,все пропало".
СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Дифференциация-это основной принцип физического и психического раз-
вития.В процессе социальной социализации стадия дифференциации знаменуется
усвоением социально желательного поведения.Это происходит путем дифференци-
ации познавательной способности человека и формирования вторичных способ-
ностей,позволяющих ему овладевать природой и социально утверждаться.Одно-
временно дифференцируется потребность в любви.Мы учимся тому,как и кому мы
можем открыать свои чувства и в каких социальных формах мы можем удовлетворить
свои желания.Другими словами,в процессе дифференциации наши чувства принимают
социальную форму.Этот процесс происходит в столкновениях с нашим окружением.
На стадии привязанности оформляются общии концепции типа оптимизма,пессимизма,
принятия себя или самоотречения.На стадии дифференциации развиваются специа-
лизированные концепции и поведенческие нормы:"мой руки","вставай наконец",
"веди себя прилично","экономь деньги"...Это происходит путем прямого инструк-
тажа,на основе примера значимых других и путем поощрения желательного пове-
дения,игнорирования и наказания нежелательного.Как средство адаптации к окру-
жению дифференциация может помочь человеку жить без трений с окружающими.Но
если индивидуальная структура дифференциации не соответсвует аналогичным
структурам у других,это может привести к осложнениям.Дополнительных ослож-
нений можно ожидать и в том случае,если социально желательное ролевое пове-
дение не учитывает реальные потребности.Если побеждает односторонняя диф-
ференциация,мы говорим о вторичном типе реагирования.В проявлениях этого
вторичного типа,который ориентирован на вторичные способности,мы обнаруживаем
структуру компульсивного невроза(невроза навязчивых состояний).Компульсивный
человек посредством "сверхдифференциации"защищается от угрожающих побуждений
и втискивает их в тугой корсет педантичного жизненного стиля.Предметным
взаимоотношениям оказывается большее предпочтение,чем эмоциональному участию.
Для вторичного типа характерно бегство в деятельность.
Концепции
"Я могу управиться со всем в одиночку".
"Я не нуждаюсь ни в чьей помощи".
"Пусть другие работают за меня".
СТАТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ
На каждой стадии развития человека может быть достигнуто специфическое
единство.Единство относится к интеграции способностей в целостную личность.
С этим связана автономия,значение которой возрастает до тех пор,пока индивид
не достигнет зрелости.На ранних стадиях своего развития человек зависим в
смысле привязанности,а позднее он руководствуется общими правилами.Но выростая
он уже в меньшей степени нуждается в этой внешней информации.Он усвоил эту
информацию в виде концепций и на их основе принимает решение.В то же время
это означает,что он отделился от близких,самостоятельно ищет нужную ему инфор-
мацию и берет на себя ответсвенность.Здесь можно говорить о стадии отделения,
характеризующей личность,приближающейся к зрелости и достигающую ее.
Отделение значит не только выделение отдельного объекта или человека.
Это одновременно обращение к другому объекту или человеу.Эта последолва-
тельность привязанности и отделения делает возможным установление контактов с
другими людьми и группами.Человек может расширять свой спектр ценностей и ус-
ваивать новые различения,или переоценивать старые.Многие люди колеблются
между отделением и привязанностью.Они хотят быть независимыми,но обнаруживают,
что не могут вынести своей независимости,или хотят любви и внимания супруга,
но в то же время из-за желания сохранить свободу отстраняются от них.Мы назы-
ваем этот тип людей типом двойного захвата.В общих чертах этот тип поведения
сответсвует структуре истерического невроза.Такие люди откликаются на внезап-