Контрольная работа студента 51 кс __
1. Дайте определение понятию "наука" *
2. Процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний - это ... *
(выберите один ответ)
o научное исследование
o научная деятельность
o наука
o научное знание
3. Форма научного знания, вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании, или "белое пятно на карте науки", или это "знание о незнании" называется ... *
(выберите один ответ)
o объект исследования
o актуальность темы
o научная проблема
o тема исследования
4. Творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (обучающего и обучаемого) по поиску решения неизвестного, в результате которого усваивается процедура проведения исследования, формируются исследовательский тип мышления и навыки самостоятельной исследовательской работы, - это ... *
(выберите один ответ)
o научно-исследовательская деятельность
o учебно-исследовательская деятельность
o учебное исследование
o учебная дисциплина
5. Учебно-исследовательская работа студентов формирует знания и навыки … деятельности *
(выберите пропущенное слово)
o творческой
o практической
o спортивно-тренировочной
o научно-методической
6. Учебно-исследовательская работа студентов осуществляется в процессе … *
(выберите четыре ответа)
o выполнения различных видов учебных заданий
o двигательно-практической подготовки
o участия в конференциях, олимпиадах, конкурсах
o выполнения заданий методического характера
o организации игровой деятельности детей
o написания исследовательских работ (статей, рефератов, курсовых и ВКР)
7. Способы изучения явлений (процессов), получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий, обоснования нового знания в науке, выработки рекомендаций - это ... *
(выберите один ответ)
o методы исследования
o предмет исследования
o эксперимент
o наблюдение
8. Отнесите перечисленные методы к соответствующей группе методов *
(напротив каждого метода в таблице выберите соответствие и поставьте галочку)
методы работы с информацией метод "мозговой атаки" методы обработки полученной информации эксперимент методы поиска научной информации метод записной книжки | методы научного познания | методы творческого решения | проблемы исследования наблюдение |
9. Из перечня методов исследования выберите те, которые относятся к группе теоретических методов исследования *
(выберите три ответа)
- сравнительно-исторический анализ
- конкретизация
- педагогический эксперимент
- синтез
- наблюдение
10. К количественным методам обработки результатов эксперимента относятся: *
(выберите три ответа)
- классификация
- шкалирование
- ранжирование
- систематизация
- математико-статистические методы
11. Метод исследования, который заключается в активной деятельности экспериментатора, преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе запланированного, целенаправленного, специально организованного его развития и функционирования, называется ... *
(выберите один ответ)
o наблюдение
o эксперимент
o тестирование
o анализ результатов деятельности
12. Метод целенаправленного, систематического, активного изучения предметов, явлений, процессов, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента, называется ... *
(выберите один ответ)
o наблюдение
o эксперимент
o тестирование
o анализ результатов деятельности
13. Метод получения информации путём постановки стандартизированной системы вопросов называется ... *
(впишите ответ)
14. Тип вопроса в анкете или тесте, содержащий в себе варианты ответа *
(выберите один ответ)
o проективный
o открытый
o альтернативный
o закрытый
15. Тип подхода к чтению научно-литературных источников, необходимый для тщательной проработки произведения в целом или отдельных его частей называется ... *
(выберите один ответ)
o беглое чтение
o беглое чтение
o выборочное чтение
o сплошное чтение
o техника чтения
16. Записи, относящиеся к аналитическим формам проработки книги: *
(выберите три ответа)
o тезисы
o закладки с надписями
o ксерокопирование текста
o конспект
o выписки-цитаты
o опорные таблицы и схемы
17. Точная выдержка из какого-нибудь текста называется ... *
(выберите один ответ)
o рецензия
o цитата
o реферат
o аннотация
18. Письменная работа, в которой критически оценивают основные положения и результаты научного исследования, называется ... *
(впишите ответ)
19. Работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания отдельного документа, учебных пособий, научных трудов, научных статей по заданной теме называется ... *
(выберите один ответ)
o доклад
o реферат
o курсовая работа
o дипломная работа
20. Исследовательская работа, представляющая собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в конкретной области знания *
(выберите один ответ)
o доклад
o реферат
o курсовая работа
o дипломная работа
21. Установите последовательность этапов выполнения исследовательской работы студента *
(напротив названия этапа укажите его номер)
теоретическое исследование | ||||||||||||
формулирование темы исследования | ||||||||||||
защита исследовательской работы | ||||||||||||
подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы | ||||||||||||
формулирование цели, задач, гипотезы | ||||||||||||
анализ и оформление результатов исследования | ||||||||||||
22. Научная задача, охватывающая определенную область научного исследования - это ... *
(выберите один ответ)
- предмет исследования
- тема исследования
- объект исследования
- актуальность исследования
23. Признаки актуальности (значимости) темы включают … *
(выберите три ответа)
- материально-техническую оснащенность исследования
- общий интерес ученых и практиков к проблеме
- системность
- потребность практики в разработке проблемы на данном этапе
- необходимость разработки проблемы в связи с определенными условиями
24. Научное предположение, вытекающее из теории для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов , которое еще не подтверждено и не опровергнуто, называется ... *
(впишите ответ)
25. Тип гипотезы, в которой даётся объяснение возможным следствиям из определённых причин, а также характеризуются условия и факторы, при которых эти следствия обязательно последуют*
(выберите один ответ)
- описательная
- рабочая
- объяснительная
- причинно-следственная
26. Явление, процесс, который содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию, избрано для изучения, называется ... *
(выберите один ответ)
- предмет исследования
- тема исследования
- объект исследования
- актуальность исследования
27. В курсовой и дипломной работах рекомендуется вести изложение ... *
(выберите один ответ)
o от первого лица единственного числа
o в безличной форме
o от первого лица множественного числа
28. Установите последовательность в структуре курсовой работе *
(напротив каждого структурного элемента курсовой работы укажите номер его следования)
Содержание | |||||||
Заключение | |||||||
Титульный лист | |||||||
Основная часть | |||||||
Приложения | |||||||
Список использованной литературы | |||||||
Введение |
29. Выберите структурные компоненты "Введения" дипломной работы *
(выберите четыре ответа)
- обоснование актуальности и новизны работы
- описание собственного отношения к проблеме исследования
- формулировка объекта, предмета, гипотезы
- описание используемых методов исследования
- составление списка использованной литературы
- постановка цели и задач исследования
30. Вид эксперимента, где предполагается разработка нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой гипотезой называется ... *
(выберите один ответ)
- естественный эксперимент
- формирующий (преобразующий) эксперимент
- модельный эксперимент
- лабораторный эксперимент
31. Собрание конкретных материалов опытно-экспериментальной работы (программ, конспектов и т.п.), а также работ детей, учащихся и др. респондентов находится в ... *
(выберите один ответ)
o накопительной папке
o практической части
o приложении
o не прикладывается к работе
32. Структурная часть исследовательской работы, в которой отражается общий вывод, вытекающий из анализа результатов исследования - это ... *
(выберите один ответ)
o приложение
o заключение
o обобщение
o ссылка
33. Принцип, которому придерживаются при составлении списка использованной литературы *
(выберите один ответ)
o принцип расположения источников в порядке упоминания в тексте работ
o алфавитный принцип
o принцип расположения источников в хронологическом порядке
o принцип группировки источников по областям науки
34. Исправьте ошибки в библиографическом оформлении источника литературы: Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М., Издательский центр «Академия», 2012 г., 464 с. *
(впишите библиографическое описание предложенного источника с исправлениями)
35. Правильное оформление журнальной статьи *
(выберите один ответ)
o Голубева Е.И. Как составить реферат [Текст] // Школьная библиотека. - 2004. - №2. – С.12-13
o Голубева, Е.И. Как составить реферат // Школьная библиотека. - 2004. - №2. – С.12-13
o Голубева, Е.И. Как составить реферат / Е.И. Голубева // Школьная библиотека. - 2004.- №2. – С.12-13
o Голубева, Е.И. Как составить реферат [Текст] / Е.И. Голубева // Школьная библиотека. - 2004. - №2. – С.12-13
36. Показатели правильного технического оформления курсовой и дипломной работы: *
(выберите четыре ответа)
o размер шрифта №14 (Times New Roman)
o нумерация в нижнем правом углу
o межстрочный интервал - 1,5
o абзацный отступ - 1,25 см
o поля страницы: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм
o выравнивание текста по правому краю
37. Выберите правильное оформление ссылки на информационный источник по тексту работы *
o [4; с.25-26]
o (4, с.25-26)
o [4, с.25-26]
o [4; 25-26]
38. Объем курсовой работы должен быть ... печатного текста *
(выбрать один ответ)
o не менее 10-15 страниц
o не менее 40, но более 60 страниц
o не менее 25 страниц
39. При подготовке к защите дипломной работы необходимо: *
(выберите три ответа)
o составить текст (тезисы) выступления примерно
o оформить средства наглядности (презентацию и т. д.)
o провести самостоятельный анализ теоретических концепций по изучаемой проблеме
o подготовить варианты ответов на замечания рецензента
o провести контрольный этап исследования
40. Обязательной для дипломной работы должна быть процедура … *
(выберите один ответ)
o редактирования
o консультирования
o рецензирования
41 ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА –
1 это совокупность взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения функций.
2 это совокупность элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций
3 это совокупность упорядоченно взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций
42 Техническая Система имеет фундаментальные признаки:(убрать лишнее)
1 функциональность
2 целостность
3 организация
4 системное качество
5 структура
6 качественность
43 Назовите типы структур тс.
|
45 Третий этап - творческий: "Написание рецензии на научную статью".
Оценка результатов: Критерии оценки: 1) выдержанность стиля написания рецензии; 2) полнота раскрытия вопроса; 3) логика в написании рецензии; 4) аргументированность. За каждый критерий насчитывается два балла, если критерий представлен недостаточно полно - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов, максимальное количество баллов - 8.
Инструкция: Прочитайте научную статью, представленную ниже, и запишите в форму рецензию на нее.
СТАТЬЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА
Э. А. Биштова
Преобразования, происходящие в нашей стране, приводят к изменениям и в сфере образования, предъявляя к выпускникам профессиональных учебных заведений новые требования к обученности и воспитанности. Необходимо достигнуть такого уровня профессиональной подготовки, при котором молодые специалисты будут обладать всеми свойствами, необходимыми для самостоятельного совершенствования своих знаний, то есть владеть исследовательскими навыками. Достижение этой цели в современных условиях все больше связывается с совершенствованием управления развитием научно-исследовательской деятельности в высших и средних учебных заведениях.
Исследователи, изучающие особенности организации и управления НИД (В. В. Балашов, В. И. Богославский, М. В. Богуславский, В. И. Мареев, А. А. Малахов и др.), приходят к выводу, что для эффективного функционирования и управления научно-исследовательской деятельностью необходимо систематически обращаться к педагогической науке. Однако далеко не на все поставленные практикой вопросы имеются ответы. Поэтому возникла необходимость определить круг проблем, связанных с особенностями научно-исследовательской деятельности, осуществляющем подготовку будущего педагога.
В качестве основной цели исследования выступает выявление эффективных условий, форм и методов работы учреждения, направленных на формирование познавательного интереса к педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности у будущих выпускников.
Н. В. Бордовская отмечает: «Научно-исследовательская деятельность - один из видов деятельности педагога, направленной на познание и преобразование педагогической реальности на основе достижений педагогической науки и применения научных методов; результатом этой деятельности является получение нового педагогического знания и опыта и развитие методологической культуры педагога-исследователя»1.
Исходя от данного определения, мы понимаем научно-исследовательскую деятельность студентов как процесс профессионального становления личности будущего педагога, развивающий способности к научному и педагогическому исследованию; самостоятельности, инициативы в учебе, умений и навыков индивидуального и коллективного решения профессиональных задач. Особенностью процесса НИД студентов является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого.
Среди современных тенденций, обозначенных нами в системе подготовки студентов вуза к научно-исследовательской работе, можно выделить то, что ее качество обоснованно связывается с ориентацией на формирование такой личности будущего педагога, которая готова была бы обратить свои силы на благо развития науки, осознавая свои возможности, внести серьезный вклад в изменение существующих порядков в конкретной профессиональной области. Считая эту тенденцию весьма правильной, нам представляется, что организация научных исследований студентов вузов и сузов должна отвечать актуальным задачам и потребностям.
Раскрытие профессионально-исследовательской деятельности педагога, которую он осуществляет, основана на наблюдении, анализе, построении и реализации гипотез, экспериментировании, то есть по существу глубоко креативна.
Перечень исследовательских умений современного педагога включает:
• способности ориентироваться в потоке научной информации;
• способности к осваиванию перспективных, постоянно развивающихся технологий обучения;
• умения оценки и выбора альтернативных и вариативных программ и создания на их основе собственных авторских программ;
• умения в изучении и применении эффективного педагогического опыта других коллег.
Отсюда следует, что сегодня нужны учреждениям сферы образования педагоги с таким личностным потенциалом, которые творчески подходили бы к решению любой профессиональной задачи.
Научно-исследовательская деятельность имеет свою яркую специфику, свои задачи и сопровождает будущего специалиста на протяжении всех лет обучения в вузе и сузе. Говоря о научно-исследовательской деятельности студентов и ее возможностях как составляющей профессионального развития студента, следует отдельно поставить вопрос о ее процессуальных характеристиках, то есть о выделении различных этапов постепенного усложнения задач формирования исследовательской компетенции будущего педагога. Следует отметить, что усложнение и углубление профессионального развития студентов обусловлено двумя его уровнями. С одной стороны, это уровень освоения будущей профессиональной квалификации в рамках стандартизированных профессиональных образовательных программ (стандарт высшего и среднего педагогического образования), с другой - уровень активного поэтапного включения студентов в научно-исследовательскую деятельность нерегламентированного характера на основе индивидуальных программ их продвижения к исследовательской компетенции во внеучебное время. Соответственно, можно ставить вопрос о дифференциации задач включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность, в одном случае, носящую обязательный характер (УИРС), в другом - их творческой самореализации в процессе участия в НИРС в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями каждой отдельной личности студента. В результате, к окончанию учебного заведения можно ожидать достижения соответствия подготовленного специалиста критерию «профессионально-исследовательская компетенция», которая может быть измерена с помощью определенных показателей.
Выполнение этой задачи требует конкретизации комплекса «знания, умения, навыки», участия студентов в научно-исследовательской деятельности.
В самом общем смысле, знания - «это результат познания объективного мира, т. е. коллективный опыт человечества, взятый в обобщенной форме»2.
Предметно определяясь в рамках данного исследования, речь идет о знаниях студентов в области деятельности познания. Сюда входит целый комплекс осведомленности студентов об исследовании как самостоятельном виде деятельности человека; о самой науке и ее потенциале как двигателе человеческой цивилизации вообще и условии развития профессиональной деятельности в каждой отдельной области. В нашем случае, речь идет о расширении диапазона знаний студентов о научно-исследовательской деятельности как аспекте профессионально-педагогической деятельности.
Другим компонентом исследовательской компетенции студента выступают умения в области научно-исследовательской деятельности.
Определяя понятие «умения» в общепедагогическом смысле, здесь следует подразумевать наличие способности сознательного, легко переносимого в разнообразные ситуации выполнения действия, связанного с мотивационной и эмоциональной сферами деятельности. Умение следует рассматривать как сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания3.
Умения в области осуществления НИД связаны с освоением опыта профессиональной деятельности в выполнении функций обучения, воспитания, развития детей на креативном уровне в условиях реальной практики. Другим возможным уровнем творческой самореализации студента может также выступать углубленное, проблемно-исследовательское изучение любой дисциплины, в особенности, дисциплин специального цикла на уровне проведения достаточно самостоятельного исследования с возможными практическими выходами.
Свое особое место занимает в развитии творческого потенциала у студентов задача формирования навыков научно-исследовательской деятельности.
Здесь следует вспомнить о том, что в каждой деятельности есть стабильные, стереотипно повторяющиеся компоненты, которые могут при многократном повторении автоматизироваться, т. е. осуществляться при свернутом контроле сознания. Автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. С этих позиций, навык и умение соотносятся как часть и целое4.
В широком понимании навыки являются специфическими компонентами умения. Наличие тех или иных навыков свидетельствует о достаточно высоком уровне освоенности деятельности в ее практических характеристиках, способствуя обретению все более усложняющейся компетентности в будущей профессии, включая ее творческий компонент.
Навыки студентов в области НИД предполагают развитие их подготовленности к выполнению творческих действий при решении разнообразных исследовательских задач: на уровне планирования исследования, сбора информации, ее обработки, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы; уверенного использования полученных результатов в практической работе.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что именно сформированность навыков студентов в области научно-исследовательской деятельности следует считать основным показателем эффективности их участия в этой деятельности.
Дальнейшая конкретизация процесса развития личности будущего педагога, его научно-исследовательской компетенции связана с определением программы развития соответствующих знаний, умений и навыков на каждом из выше выделенных уровней организации научно-исследовательской деятельности в условиях их профессиональной подготовки: на уровне учебно-исследовательской работы (обязательной, регламентированной учебным планом и программами) и уровне организации внеучебной деятельности (нерегламентированной). Рассмотрим возможность программирования роста научно-исследовательской компетенции студентов более детально в рамках выделенных направлений.
I уровень - учебно-исследовательская работа вносит творческую составляющую в занятия по учебному плану, при этом учитываются индивидуальные склонности и научные интересы обучающихся.
Выполнение учебно-исследовательской работы имеет своей целью:
1) привить каждому студенту первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ;
2) обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;
3) развивать у студентов творческое, аналитическое мышление, расширять теоретический кругозор;
4) вырабатывать умение применять теоретические знания к решению конкретных практических задач;
5) формировать у студентов потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности;
6) расширять знания студентов по основным для данной специальности направлениям педагогической науки и областям преподаваемых в школе знаний;
7) развивать высокие деловые и моральные качества, культуру, способствовать формированию личности.
II уровень развития научно-исследовательской компетенции студентов является дополняющей компонентой процесса их профессионально-творческого развития во внеучебное время, способствуя творческой самореализации личности согласно ее индивидуальным возможностям. На этом уровне можно выделить две формы включения студентов в НИД:
• научно-исследовательская деятельность, дополняющую учебный процесс;
• научно-исследовательскую деятельность, протекающую параллельно учебному процессу.
Научная деятельность, дополняющая учебный процесс, предполагает привлечение студентов к участию в работе научных конференций и семинаров, олимпиад и конкурсов и т. п.
Организацию этого вида НИРС, по мнению В. В. Балашова5, целесообразно строить как механизм, способствующий поиску наиболее талантливых студентов, повышению уровня их профессионально-творческой подготовки.
Исследовательская работа, параллельная учебному процессу, осуществляется в следующих формах:
• работа кружков НСО, исследовательских групп, выполняющих исследования по проблемам, связанным с научными интересами как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;
• участие в международных исследовательских программах;
• встречи студентов с ведущими специалистами, учеными-педагогами России и зарубежных стран;
• участие в работе международных, всероссийских, региональных, межвузовских, общевузовских научных конференциях, семинарах, чтениях и др.;
• организация и участие в конференциях НСО;
• участие студентов в конкурсе на лучшую научную студенческую работу.
Цель работы студентов в научных кружках состоит в углубленном освоении различных учебных дисциплин, разработке определенных научных проблем, решении практических вопросов и т. п. Основной задачей включения студентов в выполнение индивидуальных исследований является развитие научных способностей и навыков студентов.
Таким образом, сформированность навыков студентов в области НИД следует считать основным показателем эффективности их участия в этой деятельности. Результативность этого процесса требует четкого определения состава осваиваемых студентами навыков в области НИД: общенаучные; инновационной и педагогической деятельности; передачи творческих способов деятельности учащимся; креативной активности в разработке социальных проектов.
Литература
- Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
- Низамов Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / P.A. Низамов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975.
- Марквард К. Г. В целях активизации познавательной деятельности студентов / К. Г. Марк-вард // Вестн. высш. шк., 1997. № 10. С. 23-30.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975.
- Организация научно-исследовательской деятельности студентов вузах России / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов и др.; Под ред. В. В. Балашова. Ч. 1. М.: ГУУ, 2002.
Статья взята с сайта научной библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-studenta