Тесты профессиональных знаний

Тесты профессиональных знаний не являются в строгом смысле слова тестами на выполнение образца работы, поскольку они оцени­вают объем профессионально важных знаний, имеющийся у кандида­та, но при этом не требуется демонстрировать поведение, связанное с выполнением работы. Тем не менее при помощи этих тестов оценива­ется как минимум два типа важнейших профессиональных знаний:

технологические знания, необходимые для выполнения работы, и зна­ние процессов и оценочных критериев, обеспечивающих эффектив­ность работы. Причиной, по которой тесты профессиональных знаний могут использоваться вместо тестов на выполнение образца работы, является важная роль профессиональных знаний, являющихся свя­зующим звеном между опытом и способностями кандидата и его про­фессиональными достижениями. Однако тесты профессиональных знаний должны быть специально предназначены для конкретной дол­жности и даже для определенной ее разновидности. Например, свар­щик на судостроительном заводе, скорее всего, использует не то же самое оборудование и технологии, что необходимы сварщику в маши­ностроительном цехе. Особенно значительным преимуществом тестов профессиональных знаний является то, что они могут использовать­ся для оценки важных дополнительных характеристик работы, так как

Таблица 7.1 Пример теста на выполнение образца канцелярской работы

Должностным лицам часто приходится заполнять статистические отчеты, и в этом разделе проверяются ваши спо­собностик этой деятельности.

Вы получите таблицы с данными, где будет отсутствовать определенная информация. На основе других данных. имеющихся в таблице, необходимо вычислить недостающие сведения. Нижеприведенный пример взят из анализа состава уволившихся сотрудников с учетом этнической принадлежно­сти. пола и причин увольнения. В таблице имеются три пустые ячейки, которые необходимо заполнить.

Этническая группа Причины увольнения Доля поступления на работу, % (A/D)1 x 100 Окончательный показатель всех уволившихся, % ([A+B]/D) x 100
A   Работа B Другие факторы рабочей среды C Другие причины D Всего уволившихся
I II III Всего Мужчин Женщин Всего (1) 88.5 93.3 (2) 85.0 85.2 84.9 85.0 96.2 100.0 89.5 95.0 96.3 (3) 95.0


с помощью тестов можно получить важную информацию, которая ляжет в основу дальнейшего развития, определяя решения о приеме персонала и последующую профессиональную подготовку. Так, они идеально подходят для приема сотрудника в организацию, где важ­нейшую роль играет соблюдение правил техники безопасности, когда необходимо определить уровень знании кандидата но технике безо­пасности и других специализированных знаний.

Тесты на обучаемость

В отличие от собственно тестов на выполнение образца работы, применяемых при отборе опытных работников, тесты на обучаемость направлены в первую очередь на выявление того, насколько канди­дат, не имеющий опыта работы, способен учиться. Основным разли­чием между тестами на выполнение образца работы и на обучаемость является то, что в последнем случае предусмотрены циклы структу­рированного и контролируемого обучения. Инструкторы демонстри­руют, как должно выполняться задание, и при этом дают стандартные инструкции; вопросы со стороны кандидатов приветствуются. Затем кандидаты пробуют выполнить задание, и их попытки оцениваются на основе контрольного перечня, при этом учитывается как процесс выполнения (т. е. количество ошибок), так и результат работы (т. е. го­товая продукция). Как правило, кандидаты тоже оценивают свою де­ятельность и на основе этой оценки принимают решение о том, сле­дует ли им поступать на данную должность; таким образом, можно считать, что у кандидата формируется реалистическое представление о будущей работе. Хороший пример этого мы находим в исследовании Кассио и Филипса (Cascio and Phillips, 1979), описывающем слу­чай, когда кандидаты на должность слесаря канализационной сети отказались от участия в отборе после прохождения тестирования в подземном канализационном отстойнике. Тесты на обучаемость раз­работаны для нескольких областей профессиональной деятельности;

показатели валидности тестов достаточно равномерные и высокие (Robertson and Downs, 1989). Первое исследование, посвященное те­стам на обучаемость, было проведено в Великобритании в 1968 году Сильвией Даунс на базе государственных учебных центров, где оце­нивалась способность рабочих старшего возраста к обучению профес­сии сварщика или плотника. Затем для использования на промыш­ленных предприятиях были разработаны тесты по отбору швей-ма­шинисток, сборщиков электронной техники и строительных рабочих. Также были разработаны тесты в области машиностроения, лесного хозяйства, естественного питания, стоматологии и управления вер­толетами, а также тесты на некоторые руководящие и контролирую­щие должности (Downs, 1985).

Наши рекомендации