Тесты профессиональных знаний
Тесты профессиональных знаний не являются в строгом смысле слова тестами на выполнение образца работы, поскольку они оценивают объем профессионально важных знаний, имеющийся у кандидата, но при этом не требуется демонстрировать поведение, связанное с выполнением работы. Тем не менее при помощи этих тестов оценивается как минимум два типа важнейших профессиональных знаний:
технологические знания, необходимые для выполнения работы, и знание процессов и оценочных критериев, обеспечивающих эффективность работы. Причиной, по которой тесты профессиональных знаний могут использоваться вместо тестов на выполнение образца работы, является важная роль профессиональных знаний, являющихся связующим звеном между опытом и способностями кандидата и его профессиональными достижениями. Однако тесты профессиональных знаний должны быть специально предназначены для конкретной должности и даже для определенной ее разновидности. Например, сварщик на судостроительном заводе, скорее всего, использует не то же самое оборудование и технологии, что необходимы сварщику в машиностроительном цехе. Особенно значительным преимуществом тестов профессиональных знаний является то, что они могут использоваться для оценки важных дополнительных характеристик работы, так как
Таблица 7.1 Пример теста на выполнение образца канцелярской работы
Должностным лицам часто приходится заполнять статистические отчеты, и в этом разделе проверяются ваши способностик этой деятельности.
Вы получите таблицы с данными, где будет отсутствовать определенная информация. На основе других данных. имеющихся в таблице, необходимо вычислить недостающие сведения. Нижеприведенный пример взят из анализа состава уволившихся сотрудников с учетом этнической принадлежности. пола и причин увольнения. В таблице имеются три пустые ячейки, которые необходимо заполнить.
Этническая группа | Причины увольнения | Доля поступления на работу, % (A/D)1 x 100 | Окончательный показатель всех уволившихся, % ([A+B]/D) x 100 | |||
A Работа | B Другие факторы рабочей среды | C Другие причины | D Всего уволившихся | |||
I II III Всего Мужчин Женщин Всего | (1) | 88.5 93.3 (2) 85.0 85.2 84.9 85.0 | 96.2 100.0 89.5 95.0 96.3 (3) 95.0 |
с помощью тестов можно получить важную информацию, которая ляжет в основу дальнейшего развития, определяя решения о приеме персонала и последующую профессиональную подготовку. Так, они идеально подходят для приема сотрудника в организацию, где важнейшую роль играет соблюдение правил техники безопасности, когда необходимо определить уровень знании кандидата но технике безопасности и других специализированных знаний.
Тесты на обучаемость
В отличие от собственно тестов на выполнение образца работы, применяемых при отборе опытных работников, тесты на обучаемость направлены в первую очередь на выявление того, насколько кандидат, не имеющий опыта работы, способен учиться. Основным различием между тестами на выполнение образца работы и на обучаемость является то, что в последнем случае предусмотрены циклы структурированного и контролируемого обучения. Инструкторы демонстрируют, как должно выполняться задание, и при этом дают стандартные инструкции; вопросы со стороны кандидатов приветствуются. Затем кандидаты пробуют выполнить задание, и их попытки оцениваются на основе контрольного перечня, при этом учитывается как процесс выполнения (т. е. количество ошибок), так и результат работы (т. е. готовая продукция). Как правило, кандидаты тоже оценивают свою деятельность и на основе этой оценки принимают решение о том, следует ли им поступать на данную должность; таким образом, можно считать, что у кандидата формируется реалистическое представление о будущей работе. Хороший пример этого мы находим в исследовании Кассио и Филипса (Cascio and Phillips, 1979), описывающем случай, когда кандидаты на должность слесаря канализационной сети отказались от участия в отборе после прохождения тестирования в подземном канализационном отстойнике. Тесты на обучаемость разработаны для нескольких областей профессиональной деятельности;
показатели валидности тестов достаточно равномерные и высокие (Robertson and Downs, 1989). Первое исследование, посвященное тестам на обучаемость, было проведено в Великобритании в 1968 году Сильвией Даунс на базе государственных учебных центров, где оценивалась способность рабочих старшего возраста к обучению профессии сварщика или плотника. Затем для использования на промышленных предприятиях были разработаны тесты по отбору швей-машинисток, сборщиков электронной техники и строительных рабочих. Также были разработаны тесты в области машиностроения, лесного хозяйства, естественного питания, стоматологии и управления вертолетами, а также тесты на некоторые руководящие и контролирующие должности (Downs, 1985).