Скрытое и открытое наблюдения

Респонденты не знают о том, что они стали объектом наблюдения.

Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны менять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают.

Скрытое наблюдение достигается использованием затемненных стекол, скрытых камер или незаметных технических устройств. Респонденты не знают, что за ними ведется наблюдение.

Наблюдатели могут выполнять роли продавцов или покупателей и т.п.

Открытое наблюдение -

респонденты знают, что за ними ведется наблюдение.

Исследователи расходятся во мнении по вопросу о том, в какой мере присутствие наблюдателя влияет на поведение респондента.

Например,

Одни считают, что такое влияние минимально и быстро преходяще,

Другие —что присутствие наблюдателя может серьезно повлиять на поведение респондента.

Наблюдение в естественных условиях

проводится в привычной для объекта наблюдения среде.

например, кто-либо может наблюдать за поведением респондентов, обедающих в ресторане быстрого питания, гостинице.

Наблюдение в искусственных условиях -

респондента могут наблюдать в искусственно созданной обстановке, например на кухне в центре тестирования.

Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого объекта ближе к поведению реальных потребителей.

Недостаток — ожидание необходимой для наблюдения ситуации и сложность измерения и оценки поведения объекта наблюдения в естественных условиях.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

Методы наблюдения:

• личное наблюдение,

• наблюдение с использованием технических средств,

• аудит,

• контент-анализ,

• анализ следов.

Личное наблюдение -

наблюдатель записывает все происходящие с объектом события по мере их наступления.

Он не пытается контролировать или направлять события, происходящие с объектом наблюдения.

Наблюдатель просто записывает все, что происходит в естественных (например, в магазине) или в искусственных условиях (в исследовательском центре).

например, наблюдатель может записывать число посещений и наблюдать за потоками покупателей в универмаге.

Наблюдение с использованием технических средств -

запись результатов проводится техническими устройствами.

При этом может потребоваться, а может и не потребоваться непосредственное участие респондентов. Затем записи используются для изучения текущего поведения респондентов.

Технические устройства:

• аудиометр А. Нильсена (А.С. Nielsen)

• турникеты

• регистраторы движения

• фото-, видеокамеры

• штрих-коды товаров

• анализаторы движений глаза

• глазные регистраторы

• психогальванометры

• частотный анализатор голоса

• устройства для измерения задержки ответа.

Аудит -

исследователь собирает информацию либо непосредственно обследованием имеющихся запасов либо с использованием записей об их поступлении и расходовании.

Аудит имеет две особенности:

1. Данные собирает лично исследователь.

2. Данные получают при подсчете обычно каких-либо физических объектов.

Например, при аудите потребительских запасов исследователь проводит инвентаризацию марок потребительских продуктов, их количества и расфасовки на дому у респондента при личном опросе, что значительно сокращает риск неправдивых ответов и других форм ошибки ответа

Аудит чаще проводится в розничной и оптовой торговле

Контент-анализ - объективная, систематическая и количественно определенная характеристика основных параметров коммуникативной связи.

Он уместен, если объектом наблюдения является коммуникативная связь, а не поведение или материальные объекты.

Контент-анализ включает:

• наблюдение

• анализ.

Объекты анализа:

• слова (употребление различных слов или словосочетаний в сообщении),

• характерные признаки(индивидов или объектов),

• тематика (высказываний),

• параметры места и времени(длина и продолжительность сообщения)

• темы (предмет сообщения).

Анализ следов -информация собирается на основе физических признаков или свидетельств прошедших событий. Эти признаки, или свидетельства, могут быть оставлены респондентами как намеренно, так и непреднамеренно.

АС не требует больших затрат при условии творческого применения.

Объекты:

• анализ состояния полав помещениях музеев;

• количество разных отпечатков пальцевна страницах журналов;

• настройка радиоприемниковв машинах, поставленных на техобслуживание;

• год выпуска и состояние машинв местах парковки возле торговых центров;

• названия журналов, переданных в благотворительных целях, для определения наибольшей популярности;

• пользователи Internet оставляют следы, которые можно проанализировать для получения информации об их интересах и моделях поведения.

АС может применяться тогда, когда применение любого другого метода невозможно

Наши рекомендации