Скрытое противоборство

Педагог и ученик пытаются друг друга обмануть, обхитрить, подловить, используя "слабые места". Доверие отсутствует. Распространены игры, "защиты", манипуляции. К сожалению, данная модель закладывается ещё в общеобразовательной школе, и вузовскому педагогу, нацеленному на сотрудничество, очень трудно бывает эту модель преодолеть.

Более того, в настоящее время данная модель повсеместно поддерживается общественным сознанием. Не случайно можно встретить подобного рода объявления на городских столбах:

Скрытое противоборство - student2.ru

Данный текст как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию "скрытого противоборства". Во-первых, педагог здесь воспринимается как "недруг", в которого не вредно "вселить комплексы". Под "удачей" понимается не учёба, не общение с преподавателем - а возможность выдать чужой реферат за свой, то есть возможность обмана, плагиата.

Изоляция (отчуждение)

Данная модель предполагает формальный контакт педагога и ученика или отсутствие контакта вообще. Известны случаи, когда профессора консерваторий не знали учеников своего класса даже в лицо (профессор гастролирует, а с его классом занимается ассистент).

Отчуждение может также наступить в результате конфликта или взаимного непонимания.

Условия успешного взаимодействия педагога и воспитанника (ученика) - желание, доверие, и активное "отношение" к педагогическому процессу.

Желание

Желание или позитивная мотивация - важнейшее условие успешности воспитания и развития. Если отсутствует желание, сложно (а иногда и невозможно) заставить ученика заниматься. Проблема многих музыкальных школ - нежелание учеников учиться и нежелание родителей учеников, чтобы те учились. Посещение музыкальной школы воспринимается ими как развлечение, в котором нет места серьёзным занятиям. В результате практически невозможно обеспечить нормальный учебный процесс с некоторыми учениками.

Доверие

Должно быть взаимное доверие между учеником (воспитанником) и педагогом. Когда педагог доверяет ученику, верит в него, то результаты намного эффективнее, чем в иных случаях. Известен случай, основанный на так называемом "синдроме Пигмалиона". В общеобразовательную школу пришла группа психологов тестировать детей на наличие способностей к обучению. Педагогам было сказано, что тесты позволят выявить самых талантливых детей вне зависимости от уровня их нынешней успеваемости. Детям было поручено выполнить множество разных заданий, а затем педагоги назвали "самых талантливых", указав на имена первых попавшихся детей. Через полгода группа психологов снова пришла в школу. Оказалось, что у означенных детей показатели успеваемости достоверно улучшились.

Сила доверия учеников иллюстрируется случаями из мастер-классов, когда 10 минут занятий с педагогом-"звездой" приносит больше пользы, чем месяцы уроков с собственным преподавателем. После мастер-класса ученик с "горящими" глазами говорит своему педагогу, что "наконец-то понял, как надо исполнять данное произведение, потому что ведущий мастер класса сказал, что...". На что педагог устало отвечает: "А что я тебе говорю из урока в урок?". Причина проста - доверие ученика к "звезде" настолько сильное, что каждое слово воспринимается как откровение, чего нельзя сказать о восприятии слов своего педагога...

3. Активное "отношение" к педагогическому процессу предполагает собственные усилия ученика. Воля, собранность, настойчивость в преодолении трудностей, ответственность - всё это является составными элементами активного "отношения".

Стили взаимоотношений педагога и воспитанника

Авторитарный стиль

Педагог относится к ученику или воспитаннику как начальник к подчинённому.

Педагог занимает позицию "Родителя", обращающегося к "Ребёнку" (см. "Трансактный анализ")

Воспитательный подход, в основном, - нормативный и информационный

Модель взаимодействия (чаще всего) - скрытое противоборство

Абсолютное преобладание функционального уровня в общении

Типы педагогов-авторитаров:

а) Сильная личность, авторитарность выступает как личностная черта. Такой педагог, как правило, пользуется уважением. Он может заставить ученика работать, добиваясь любой ценой от него результата. Поэтому педагогические результаты у такого педагога могут быть отличные.

Однако творческому самостоятельному ученику, не любящему жёстких "рамок" и давления, с таким педагогом будет сложно; он попытается либо выйти из-под влияния педагога-авторитара, всё делая по-своему, либо откажется заниматься вообще в знак протеста

Проблемы могут возникнуть и у слабого ученика. Привыкнув к руководству педагога-авторитара, такой ученик не сможет работать самостоятельно или под руководством педагога иного типа.

б) Слабый человек, который применяет авторитарные меры для самозащиты ("Надсмотрщик"). Перед таким педагогом ученики испытывают страх, но не уважение. В педагогическом процессе - постоянные "игры", манипуляции. Воспитанники пытаются найти слабые места такого педагога, чтобы играть на них.

в) Скрытый авторитар ("Волк в овечьей шкуре"). Про такого говорят, что "мягко стелет, да жёстко спать". Исподтишка принимает силовые меры. Нередко действует "чужими руками" (например, приглашает других педагогов или администрацию, чтобы "навели порядок"). Чаще всего, это слабый человек, который боится действовать открыто. Довольно опасен, так как его бывает трудно распознать в начале общения.

Демократический стиль

Педагог относится к ученику или воспитаннику как руководитель к сотруднику.

Педагог, в основном, стремится занимать равную позицию по отношению к ученику ("Взрослый", который обращается к "Взрослому")

Воспитательный подход - развивающий. Педагог ориентирован на творчество, на развитие продуктивных взаимоотношений с учеником.

Модель взаимодействия - сотрудничество

Равновесие личностного и функционального уровней в общении

Хороший, ясный психолого-педагогический контракт, нет тотального контроля, педагог делится ответственностью с учениками или воспитанниками.

Педагог-демократ - зрелая сильная открытая личность. Он мастер общения, способен продуктивно решать конфликты. Такому педагогу нельзя "сесть на шею".

Заискивающий стиль

У педагога трудности с выстраиванием функциональных отношений. Он стремится быть "добрым и любимым" в ущерб педагогическим задачам. Чаще всего, это происходит по причине страха быть отвергнутым, страха потерять своё место, зарплату и т.д.

Это - распространённая проблема молодых начинающих педагогов, а также частных педагогов в богатых семьях.

Стиль непродуктивный. Педагогические результаты, как правило, низкие.

Существует явная опасность превратиться в скрытого авторитара (если проблемы страхов не будут решены).

Наши рекомендации