Типология организаций на основе внутренних структурных особенностей и отношений

Классификация организаций

Основание классификации Вид организации
1. Способ социальной организованности ♦Формальные ♦ Неформальные
2. Форма собственности ♦ Государственные ♦ Частные ♦ Муниципальные
3. Отношение к прибыли ♦ Коммерческие ♦ Некоммерческие
4. Характер потребностей клиентов ♦ Индивидуальное ♦ Серийное производство ♦ Крупносерийное и массовое производство
5. Характер управления ♦ Корпоративные ♦ Индивидуалистские ♦ Эдхократические ♦ Партисипативные
6. Характер существования ♦ Реальные ♦ Виртуальные

Формальные или официальные официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должно­стей, формальные нормы и правила поведения. Действуют на основа­нии разделения труда и специализации, рациональности, обезличенности. Например, АО «ВАЗ», фабрика по выпуску кондитерских изделий «Коркунов».

Неформальные организации официально не зарегистрированы, име­ют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных сим­патий и сотрудничества. Например, музыкальная группа. Однако как только такая группа зарегистрируется в официальном порядке, то она станет официальной организацией.

Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство. Например, Московский государственный уни­верситет (МГУ). Частные организации. Основными собственниками выступают фи­зические или юридические лица. Например, частный лицей, магазин, аптека. Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Например, Московский государственный педагогический университет (МГПУ), библиотеки, детские сады, школы.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли

Некоммерческие организациине стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но мо­гут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпа­дает с достижением их целей. Например, МГПУ, не являясь коммерческой организацией, но проводит платное обучение для получения допол­нительных доходов

Индивидуальное и мелкосерийное производствосуществует для удов­летворения индивидуальной потребности отдельного клиента индивидуальный пошив одежды, сборка автомобилей по индивидуальным заказам.К особенностям : применение универсального оборудования; высокая квалификация работающих; относительно большая длительность производственного цикла;

Серийное производствоосуществляется для учета требований кон­кретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осущест­вляется сериями. К особенностям: использование работников средней квалифи­кации относительно небольшой производственный цикл изготовления изделий.Например, выпуск автомо­билей определенной марки, готовых швейных изделий небольшой се­рии, кондитерских изделий (тортов).

Массовое производство создается для удовлет­ворения обезличенной потребности клиентов. Характерными чертами этого вида производства являются: применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ; суще­ственное сокращение производственного цикла изготовления изделий; использование стандартных технологических и управленческих про­цедур. Например, АвтоВАЗ выпускал автомобили модели ВАЗ-2105 мно­го лет достаточно большими сериями.

Корпоративные организациипредставляют собой объединение лю­дей по социальным и профессиональным критериям в процессе их совместной деятельности на основе управления. Для них характерны: устойчивый ха­рактер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных цен­ностей над личными. Например, «Лукойл», «Макдоналдс».

Индивидуалистские организации— добровольное объединение инди­видов с минимальным управлением. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются самим работником. Для этих организаций характерно следующее: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена спе­циализации работников. Например, консалтинговые и страховые организации, органи­зации сетевого маркетинга, адвокатские конторы и т.п.

Эдхократические организации (ad hoc, англ. - случай) — создаются для каких-то исключительных случаев, возможно достижения разовых целей. Основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких техно­логий при сложных инновационных процессах. Иерархическое построение постоянно меняется. Эдхократические организациитакже эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных проектов, шоу, театральных постановок),

Партисипативные организации— основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдель­ные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы в вузах, при научно-исследовательских институтах, технические советы на заводах).

Реальные органи­зации существуют в реальном физическом смысле, виртуальныеосу­ществляют свою деятельность с применением современных электрон­ных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве. Это не означает, что они не выпускают реальной продукции. Это лишь вариант организации управления. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено На виртуальное.Примером виртуальной компании является Гугл, Яндекс, Озон и др.

Наши рекомендации