Типология организаций на основе внутренних структурных особенностей и отношений
Классификация организаций
Основание классификации | Вид организации |
1. Способ социальной организованности | ♦Формальные ♦ Неформальные |
2. Форма собственности | ♦ Государственные ♦ Частные ♦ Муниципальные |
3. Отношение к прибыли | ♦ Коммерческие ♦ Некоммерческие |
4. Характер потребностей клиентов | ♦ Индивидуальное ♦ Серийное производство ♦ Крупносерийное и массовое производство |
5. Характер управления | ♦ Корпоративные ♦ Индивидуалистские ♦ Эдхократические ♦ Партисипативные |
6. Характер существования | ♦ Реальные ♦ Виртуальные |
Формальные или официальные официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и правила поведения. Действуют на основании разделения труда и специализации, рациональности, обезличенности. Например, АО «ВАЗ», фабрика по выпуску кондитерских изделий «Коркунов».
Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных симпатий и сотрудничества. Например, музыкальная группа. Однако как только такая группа зарегистрируется в официальном порядке, то она станет официальной организацией.
Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство. Например, Московский государственный университет (МГУ). Частные организации. Основными собственниками выступают физические или юридические лица. Например, частный лицей, магазин, аптека. Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Например, Московский государственный педагогический университет (МГПУ), библиотеки, детские сады, школы.
Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли
Некоммерческие организациине стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпадает с достижением их целей. Например, МГПУ, не являясь коммерческой организацией, но проводит платное обучение для получения дополнительных доходов
Индивидуальное и мелкосерийное производствосуществует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента индивидуальный пошив одежды, сборка автомобилей по индивидуальным заказам.К особенностям : применение универсального оборудования; высокая квалификация работающих; относительно большая длительность производственного цикла;
Серийное производствоосуществляется для учета требований конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляется сериями. К особенностям: использование работников средней квалификации относительно небольшой производственный цикл изготовления изделий.Например, выпуск автомобилей определенной марки, готовых швейных изделий небольшой серии, кондитерских изделий (тортов).
Массовое производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов. Характерными чертами этого вида производства являются: применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ; существенное сокращение производственного цикла изготовления изделий; использование стандартных технологических и управленческих процедур. Например, АвтоВАЗ выпускал автомобили модели ВАЗ-2105 много лет достаточно большими сериями.
Корпоративные организациипредставляют собой объединение людей по социальным и профессиональным критериям в процессе их совместной деятельности на основе управления. Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными. Например, «Лукойл», «Макдоналдс».
Индивидуалистские организации— добровольное объединение индивидов с минимальным управлением. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются самим работником. Для этих организаций характерно следующее: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников. Например, консалтинговые и страховые организации, организации сетевого маркетинга, адвокатские конторы и т.п.
Эдхократические организации (ad hoc, англ. - случай) — создаются для каких-то исключительных случаев, возможно достижения разовых целей. Основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах. Иерархическое построение постоянно меняется. Эдхократические организациитакже эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных проектов, шоу, театральных постановок),
Партисипативные организации— основаны на участии работников в управлении. Возможно участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдельные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы в вузах, при научно-исследовательских институтах, технические советы на заводах).
Реальные организации существуют в реальном физическом смысле, виртуальныеосуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве. Это не означает, что они не выпускают реальной продукции. Это лишь вариант организации управления. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено На виртуальное.Примером виртуальной компании является Гугл, Яндекс, Озон и др.