Национальные образовательные ресурсы
Формирование открытых образовательных ресурсов активно поддерживается на национальном уровне. Большинство развитых стран сосредоточили свои усилия на разработке интегрированных систем доступа к открытым образовательным и научным ресурсам, создаваемым образовательными и научными организациями.
Пристальное внимание развитых стран к информационным ресурсам и проблеме обеспечения доступа к ним обусловлено весомым значение, которое они имеют для создания и развития инноваций, так как именно новые сведения (новые знания) о современном уровне развития технологий, материалов, производства, методологий, рынках и о многом другом содержатся в информационных ресурсах, различных базах данных. В большинстве стран существуют собственные национальные системы доступа к образовательным и научным ресурсам.
В России ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» создана электронная библиотека учебных материалов «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru). Целью этой системы является обеспечение свободного доступа к интегрированному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Каталог учебно-методических материалов «Единого окна» содержит более 40тыс. материалов.
В США создана информационная система Educational Resources Information Center (ERIC, www.eric.ed.gov) при поддержке государственных структур: Института образования (Institute of Education Sciences) и Министерства образования (U.S. Department of Education). Система ERIC включает базы данных библиографической и полнотекстовой информации, содержит более 1,2 млн документов, с 1966 г., включая: научные журналы (более 600 журналов), книги, доклады конференций, технические отчеты и другие материалы, которые могут быть использованы в образовании. Для пользователей Интернета доступ в этой системе открыт к библиографической информации и частично к полным текстам.
Консорциум GEM (Gateway to Educational Materials, www.thegateway.org США) объединяет государственные агентства США, образовательные учреждения, некоммерческие организации и компании, всего 700 участников, предоставляют пользователям свободный доступ к 50000 учебных материалов, включая задания и учебные сценарии.
Образовательная сеть Австралии EdNA (Education Network Australia Online, www.edna.edu.au/edna/go) создана при поддержке правительства, предоставляет пользователям доступ к образовательным ресурсам, структурированным по уровням образования.
В консорциуме OCW участвуют национальные информационные системы ООР: Япония – Japanese OCW Consortium (www.jocw.jp); Китай – China Open Resources for Education (CORA www.core.org.cn/en); Корея – Korean OCW Consortium (www.kocw.net/en/); Канада – Lornet (www.lornet.org/) и др.
Международные образовательные ресурсы
Международные системы доступа к ресурсам высокого качества имеют большое значение для формирования глобального информационного общества и создания глобальных университетских сетей.Инициатива по созданию международных интегрированных систем доступа к ООР принадлежит университетам и научным центрам. Миссия таких систем заключается в создании информационной сети, поддерживающей международное сотрудничество, развитие науки и образования.
Международные системы, объединяющие университеты, студентов и преподавателей со всего мира, образуют глобальные университетские сети, позволяющие обмениваться учебными материалами, находить коллег, реализовывать международные проекты.
Одним из наиболее популярных средств доступа к ООР стала система Open Educational Resources Commons (OER,www.oercommons.org). Система ОER представляет собой сеть, в которой преподаватели образовательных учреждений различного уровня – от начальной школы до университета –могут использовать материалы своих коллег, делиться своими собственными материалами, а также сотрудничать с ними. Здесь представлено более 7,5 тыс. материалов для начального образования, более 13 тыс. для среднего и около 20 тыс. для профессионального образования.
Система OER содержит учебные и методические материалы, которые находятся в свободном доступе для каждого пользователя: образовательные курсы, модули курсов, лекции, домашние задания, викторины, лабораторные работы, игры, моделирующие системы и другие типы учебных материалов.
Реализует данную системуИнститут изучения управления знаниями в образовании (Institute for the Study of Knowledge Management in Education, ISKME, www.iskme.org) при поддержке университетов, которые разрабатывают открытые информационные ресурсы, а также ряда государственных и частных организаций. Цель создания данной системы заключается в расширении образовательных возможностей для всех граждан за счет расширения доступа к высококачественным образовательным ресурсам, а также содействии созданию, использования ООР преподавателями, студентами и самостоятельно обучающимся людьми.
Система OER выполняет следующие основные функции:
· обеспечивает единое место доступа, где все заинтересованные лица могут свободно проводить поиск необходимых ресурсов, просматривать их, копировать для дальнейшего изучения, а также обсуждения;
· способствует расширению возможностей тех, кто использует ООР для создания и представления высококачественных образовательных материалов для использования другими пользователями;
· создает образовательное сообщество для обмена информацией между преподавателями и студентами по созданию стандартов для ООР, определения, повышения и оценки качества ООР, доступных в Интернете.
В настоящее время появляются информационные сети, которые позволяют пользователям не только просматривать учебные материалы, но и размещать собственные материалы, а также создавать новые на основе технологий Web 2.0. Например, MERLOT (Multimedia Educational Resource for Learning and Online Teaching, www.merlot.org) – открытый ресурс, разработанный в США для преподавателей и студентов вузов. MERLOT содержит:
· каталог онлайновых учебных материалов, комментарии пользователей, структурированные по дисциплинам, более 20 тыс. учебных материалов;
· международный консорциум, объединяющий разработчиков ООР в целях повышения качества высшего образования;
· сообщество, объединяющее около 65 тыс. сотрудников вузов по направлениям подготовки, заинтересованных в обмене учебными материалами и опытом. Зарегистрированные пользователи сайта имеют возможность самостоятельно добавлять сведения о своих учебных материалах, находящихся в открытом доступе;
· технические и программные средства для создания и работы с ООР.