Образовательные ресурсы

В формировании информационного общества ведущая роль отводится университетам, которые, с одной стороны, должны обеспечить подготовку кадров, отвечающих требованиям информационного общества, а с другой – свободный доступ к знаниям. Обеспечение свободного доступа к знаниям и информационного обмена возможно на основе единого информационного пространства.

Инициативы по созданию открытых ресурсов в области образования и науки принадлежат правительствам отдельных стран, межправительственным организациям, негосударственным фондам и вузам. Приоритетной задачей государственной политики является поддержка развития инноваций в экономике и информационного общества. Ведущую роль в этом вопросе играет создание открытых информационных ресурсов образовательной и научной информации.

Университеты являются главными разработчиками образовательных ресурсов, которые имеют большую ценность для всего образовательного сообщества. В начале XXI в. сформировалось движение по созданию, развитию и популяризации открытых образовательных ресурсов (ООР). С каждым годом все большее число университетов со всего мира участвует в нем.

Образовательные ресурсы являются ключевым элементом интеллектуальной собственности учебных организаций и преподавателей. Однако все больше информационных ресурсов размещаются в Интернете для бесплатного использования как ООР. Понятие ООР впервые обсуждалось в 2002 г.

В результате международного обсуждения было выработано определение понятия «открытые образовательные ресурсы» как цифровые материалов, размещенных в свободном доступе для преподавателей, студентов и других заинтересованных лиц для использования в преподавании, изучении, научных исследованиях и самообучении.

В соответствии с этим определением к открытым образовательным ресурсам также могут быть отнесены научные журналы, программное обеспечение и материалы, создаваемые в музеях, государственных и межправительственных организациях.

Основное отличие ООР от популярного ресурса Википидея состоит в том, что они направлены на распространение качественных информационных ресурсов, создаваемых ведущими университетами и специалистами всего мира. Пользователь может получить информацию об авторах учебного курса, дате его разработки и публикации, а также о том, где и когда читался этот курс.

Открытый доступ к отдельным материалам предоставляют ведущие университеты мира, занимающие верхние позиции в рейтинге в международных рейтингах:

· Yale University (США,http://oyc.yale.edu/),

· Princeton University (США, www.princeton.edu/WebMedia/lectures),

· Harvard University (США, http://ocp.hul.harvard.edu),

· Massachusetts Institute of Technology (США, http://ocw.mit.edu),

· Nagoya University (Япония, http://ocw.nagoya-u.jp/index.php?lang=en)

· University of Nottingham (Великобритания, http://unow.nottingham.ac.uk)

· University of Southern Queensland (Австралия, http://ocw.usq.edu.au) и др.

Университеты являются одним из главных источников научных и образовательных ресурсов, которые создаются преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами. Эти ресурсы, как правило, проходят процедуры рецензирования ведущими специалистами в соответствующих областях, содержат результаты научных исследований и отражают уровень современных образовательных методик и технологий. Данные ресурсы имеют огромную ценность для развития и распространения образования в мире.

В поддержанной ЮНЕСКО инициативе по созданию открытых образовательных ресурсов сегодня участвуют более 300 крупнейших университетов, уже создано более 3000 курсов на базе консорциума «Open Coursе Ware» (OCW www.ocwconsortium.org). Цель данного консорциума состоит в разработке ООР высокого качества в виде курсов для высшего образования. В создании международной системы ООР участвуют университеты из 29 стран мира, в том числе Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Японии, Южной Кореи, Мексики, Голландии, Саудовской Аравии, Южной Африки, Испании, Португалии, США, Великобритании, России и др. С полным списком стран и университетов, участвующих в программе создания ООР можно ознакомиться на веб-сайте консорциума.

Большинство участников академического сообщества разделяют идею о том, что информация и знания должны распространяться свободно, так как это стимулирует развитие научных дисциплин и повышение качества образовательных услуг. В пользу создания ООР также выступают следующие факторы:

1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование, должны обеспечивать свободный доступ и использование своих материалов, так как они отчасти создаются на налоги граждан и тем самым уже являются оплаченными обществом.

2. Размещение ООР формирует положительный имидж университета, что влияет на привлечение студентов и финансирования его из негосударственных фондов.

Массачусетсский технологический институт (MIT) – флагман движения по созданию и распространению ООР, реализует проект OCW MIT – это некоммерческий проект, его бюджет формируется из негосударственных фондов и на пожертвования. В среднем годовой бюджет OCW MIT составляет 4,3 млн долл. США, затраты на создание одного курса оцениваются в 10 тыс. долл.США[2].

Европейские вузы также активно участвуют в создании ООР, например, Paris Institute of Technology (http://graduateschool.paristech.org) предоставляет доступ к более чем 2,5 тыс. образовательных материалов преимущественно на французском языке.

Исследование аудитории OCW MIT[3] показало, что ресурс ежемесячно посещает около 1 млн пользователей, среди них 48 % используют ресурс для самообучения, 32% являются студентами, 17% – преподаватели. Цели обращения к ООР отражены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Категории пользователей OCW MIT и цели обращения к ресурсу.

Категория пользователей Цель обращения к ресурсу Использование, %
Преподаватели Повышение уровня собственных знаний
Изучение новых методик преподавания
Включение ООР в читаемые курсы
Поиск справочных материалов для студентов
Развитие учебного плана
Студенты Повышение уровня собственных знаний
Дополнение изучаемых курсов
Планирование изучения курса
Самостоятельно обучающиеся Изучение курсов, не относящихся к профессиональной деятельности
Просмотр основных материалов по профессиональной деятельности
Выполнение профессиональных проектов

Источник: MIT OpenCourseWare: 2005 Program Evaluation Findings Summary URL: http://ocw.mit.edu/ans7870/global/05_Eval_Summary.pdf

Доступ к ООР предоставляют сотни университетов по всему миру, таким образом, данная информация разобщена, что затрудняет поиск и работу с этими ресурсами. Следующим шагом в развитии единой образовательной среды становится интеграция образовательных ресурсов.

Интегрированные образовательные ресурсы имеют большое значение для создания единой информационной среды образования. Эти ресурсы могут включать сведения из широкого круга информационных источников. Анализ информационных систем, содержащих интегрированное описание ООР, позволяет выделить несколько уровней интеграции ООР:

· на институциональном уровне;

· на национальном уровне;

· на международном уровне.

На институциональном уровне образовательные ресурсы интегрируются в самом образовательном учреждении, включая внутренние и внешние источники информации. Как правило, подобные системы рассчитаны на пользователей внутри самого учебного заведения и не доступны другим пользователям. (Например, информационно-библиотечный центр МЭСИ www.ibc.mesi.ru).

Наши рекомендации