Алгоритм формирования имиджа политического лидера
Перечислим основные этапы конструирования политического имиджа.
· Определение требований аудитории.
· Изучение характеристик кандидата.
· Изучение имиджей конкурентов.
· Соотнесение реальных качеств кандидата с ожидаемыми аудиторией и формирование «ядра» имиджа.
· Выбор дополнительных характеристик.
· Отбор и дифференциация составляющих имиджа. Формулировка составляющих имиджа.
· Позиционирование.
· Выбор и выработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа.
· Реализация стратегии позиционирования.
· Оценка эффективности стратегии позиционирования; корректировка.
Изучение пристрастий избирателей в отношении своего потенциального «героя» - необходимое условие успешной политической коммуникации. Чтобы быть понятым, способным вызвать планируемую реакцию, моделируемый образ политика должен в наибольшей мере отражать ожидания электората. Это исследование осуществляется с помощью социологических и социально-психологических методов анализа представлений, мнений и других проявлений массового сознания, проведения экспертных опросов, фокус-групп и др. С помощью этих технологий выявляется идеальный образ для данной аудитории.
Следующий важный этап – составлениепсихологического портрета личности политикадля актуализации наилучших ее черт или затушевывания негативных. Наиболее распространенными методами исследования являются: контент-анализ его текстов, анализ личных документов и биографии, составление психологических профилей, интервью, опросники и т.д. – т.е. тщательно изучаются характеристики кандидата.
Психологический портрет формируется по следующим составляющим:
1. Социальные черты:позиция «служителя общества», забота о людях, хорошее знание их проблем, стремление улучшить жизнь.
2. Личностно-энергетические черты:энтузиазм, бодрость, оптимизм, провоцирование положительных эмоций.
3. Социально-энергетические черты:умение влиять на людей, решительность, энергия, воля, напористость.
4. Социально-нравственые черты:высокие моральные качества, соответствие «общественному идеалу».
Далее необходимо определить к какому типу лидерства относится данный политик и какие архетипы (коллективное бессознательное) в данном случае задействуются. На этой основе происходит прорисовка, создание всех параметров образа. Формируется стратегия подачи (презентации) имиджа политического лидера, т.е. определяется тот миф, на котором будет строиться политическая кампания.
Герой
Вождь Духовный лидер
Хозяин Интеллектуал
Отец Пророк
Святой
На основе идеального образа для нужной аудитории выстраивается идеальный портрет данного политика.Далее параметры идеального портретасопоставляются с параметрами реального психологического портретаклиента - избранная идеальная модель накладывается на исходный материал. В результате анализа и оценки отбираются совпадающие и в ожиданиях электората и в реальном портрете характеристики. Эти повторяющиеся характеристики станут впоследствии «ядром» имиджа. Чем большее число характеристик будет включать это соответствие, тем большим будет «ядро» имиджа и «качественнее», полнее отвечающим запросам избирателей, кандидат.