Опыт эффективного формирования политического имиджа политика на примере Барака Обамы

Важно отметить, что имиджи политиков отличаются друг от друга в зависимости от гендерных характеристик. По мнению Э. Игли, существуют определенные социальные ожидания, ориентируясь на которые, и мужчины-политики, и женщины-политики должны придерживаться своих гендерных ролей и учитывать особенности гендерных стереотипов. Ярким примером того, как мужчина-политик может добиться значительных высот в своей карьере благодаря умелому, профессионально сформированному типично мужскому имиджу, является нынешний президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама. Жители разных стран связывают приход первого в истории США темнокожего президента к власти с переменами к лучшему. Президент Кении Мваи Кибаки объявил 6 ноября государственным праздником - Барака Обаму в Кении считают своим (его отец – Барак Хусейн Обама-старший – кениец). Именем нового президента там называют младенцев, в его честь сочиняют песни. По всему миру развернулась так называемая «обамамания». Каким же образом практически никому не известный до недавнего времени сенатор от штата Иллинойс превратился в современного поп-идола, обогнав по популярности многих звезд шоу-бизнеса? Имидж Барака Обамы, безусловно, - качественная работа консультантов.

Визуальное измерение имиджа любого политика играет важную роль, особым параметром является внешность. Внешность Барака Обамы, безусловно, сыграла исключительную роль в создании его политического имиджа. По сути, то, что афроамериканец стал президентом, подтверждает, что преодоление этнических преград, застарелых предрассудков, непонимания возможно. То, что Барак Обама является афроамериканцем, взорвало американскую общественность, создало интригу вокруг претендента на президентское кресло, повысило внимание со стороны коллег и избирателей.

Если говорить о внешности, то можно утверждать, что Обама, как и Джон Кеннеди в свое время, победил на выборах именно благодаря своему внешнему облику и природной харизме. Кроме того, он обладает идеальным возрастом (47 лет): уже не совсем молод, но и не совсем стар. Такая «золотая середина» между относительной молодостью и еще не наступившей старостью у американцев ассоциируется с энергией, напористостью, уверенностью и жизненной силой. Поэтому Барак Обама, используя свою напористость в выступлениях и эмоциональные приемы, пользуется большой популярностью у простых американцев. Многие обращают внимание на улыбку президента, сравнивая ее со знаменитой улыбкой Джона Кеннеди. Действительно, открытая, добрая улыбка притягивает взгляды, создает позитивное настроение, располагает к себе (Приложение 1). С человеком, который так улыбается всему миру, хочется общаться, его хочется слушать, за ним хочется следовать.

Немалую роль в визуальном измерении имиджа играют фотографии, которые достаточно часто появляются в СМИ. Многие фотографии демократа несут скрытый смысл, который нетрудно расшифровать, наделяя имидж президента определенными выгодными ему характеристиками. На многих фотографиях Барак Обама изображен стоящим перед огромной толпой с поднятой вверх рукой. Такие фотографии создают впечатление сильного, уверенного в себе лидера, управляющего толпой, кумира, за которым идут люди (Приложение 2).

Если часть изображений открывают нам Обаму-кумира, Обаму-повелителя, то другая часть фотографий показывает его совершенно с другой стороны. На одном из фото (Приложение 3) президент США изображен обычным человеком, играющим в баскетбол – традиционно любимую игру афроамериканцев. Скрытый смысл – показать, что взаимосвязь Обамы и других темнокожих на этническом уровне не нарушена. Особое место в визуальном измерении имиджа Барака Обамы занимают фотографии его семьи, которые открывают аудитории Обаму-мужа, Обаму-отца. Одна из фотографий показывает трепетные и нежные отношения, которые сохранились между Бараком и его женой после долгих лет совместной жизни (Приложение 4). Фотографии, где изображена дружная семья президента показывают его хорошим отцом, а хороший отец для детей в массовом сознании должен превратиться в хорошего отца для нации (Приложение 5). «Моя семейная жизнь для меня самое важное и самое большое, что я сделал в своей жизни, и больше я могу сделать только своей политической деятельностью», - говорит президент. Обама приоткрывает аудитории завесу своей личной жизни, чем вызывает искренние положительные эмоции у людей.

Воздействовать на толпу эффективнее эмоционально, чем рационально. Именно это правило лежит в основе вербальной коммуникации Барака Обамы. Американцы называют нового президента «самым одухотворенным оратором своего поколения». Действительно, Барак Обама говорит очень эмоционально, с огромным позитивным посылом к аудитории. Его речи способны зажечь самую холодную аудиторию. Обама смог обаять даже политиков, бизнесменов и журналистов - людей, которые в силу профессии привыкли относиться абсолютно ко всему с недоверием и скептицизмом. В речах Барака Обамы мало конкретики, зато много общих фраз, эмоциональных лозунгов, призывов. Например: «Если вы идете верным путем и будете продолжать по нему идти, то, в конечном счете, добьетесь успеха» [8] - общая фраза, не имеющая глубокого смысла и не относящаяся к политике, но, сказанная особым тоном, имеет статус афоризма. Ни в одной из речей Обамы не была дана конкретная программа действий, конкретный проект развития страны или план выхода из кризиса, но 42-й президент США Билл Клинтон, например, считает Обаму величайшим оратором со времен Кеннеди. Выступления президента построены на обещаниях и на фразах, которые хочет услышать население, и это эффективно воздействует на массовое сознание. Обама обещает привести свой народ к светлому будущему, возродить «американскую мечту», сделать образование более доступным, обеспечить людей жильем и поддержать средний класс. Надо отметить, что эти обещания особенно актуальны в сложившейся ситуации финансового кризиса, но в них не было бы ничего особенного в иной ситуации. В своих выступлениях Обама много говорит о себе: «Я не думаю, что я какой-то особенный, например, в любви к матери, в любви к моим бабушке и дедушке», «То, что мой отец — черный как смоль, а мать — белая, как молоко, практически никак не отложилось в моем сознании», признается в таких ошибках молодости, как употребление алкоголя и наркотиков: «Я человек, который живет обычной жизнью, и так случается, что я иногда совершаю ошибки»[9]. Делясь с народом своими личными переживаниями, демократ располагает к себе, дает понять, что он обычный человек, такой же, как все, а это привлекает людей.

Следует отметить, что в последние годы в США наблюдалось снижение доверия к действующему президенту, массовое осуждение его действий, пришло всеобщее разочарование в политике Белого Дома, возникла неуверенность в будущем. Дополнением к такой негативной обстановке стал и финансовый кризис, выявивший недостатки в экономике США. Разочарованная в политике республиканцев Америка ждала чего-то нового, и это «новое» своевременно предложил ей Барак Обама. На фоне сложившейся исторической ситуации он оказался наиболее удачным претендентом на президентское кресло, разрушающим стереотипы и прославляющим легендарную «американскую мечту».

Рассматривая контекстное измерение имиджа, необходимо сказать и об окружении объекта имиджа. Первое место в окружении Барака Обамы, конечно же, занимает его семья. Он производит впечатление новейшего образца современного мужчины - спокойного, склонного к компромиссам. «Он стал симпатичен избирательницам благодаря своему нестандартно-равноправному и определенно построенному на любви супружеству с сильной и эффектной женщиной», – пишет газета The Times.[10] Если обратиться к биографии Барака Обамы, можно выяснить, что демократ уже 16 лет состоит в браке со своей женой Мишель Обамой, их крепкая семья вызывает уважение у американцев и во всем мире. Что касается жены новоиспеченного президента, то она не стремится к политической власти. Ее целью, скорее, является очеловечить имидж мужа, сделать его лояльнее, мягче, жизненнее.

Говоря о контекстном измерении имиджа, нужно также учесть юридическое образование Барака Обамы, который окончил в 1983 году Колумбийский университет, а в 1991 году - школу права Гарвардского университета. По мнению избирателей, юрист по образованию Барак Обама должен знать цену своим словам, что немаловажно для политика. Необходимо также заметить, что в молодости Барак Обама на протяжении некоторого времени жил в очень бедном квартале Чикаго. Этот факт его биографии, став достоянием общественности, вызвал уважение среди бедных слоев населения США. Это отразилось и на результатах выборов 2008 года. Большой перевес в пользу Обамы был лишь у малообеспеченных, среди остальных категорий населения разница в количестве голосов, отданных за него и за его главного соперника – Маккейна, была незначительной.[11]

Имидж Барака Обамы можно рассматривать также и в контексте его принадлежности к определенной религии. В 1985 году Барак Обама работал в одной из групп церковной благотворительности в Чикаго. Принимая во внимание, что в Америке проживает достаточно большой процент верующих граждан, факт того, что Барак Обама является прихожанином одной из христианских церквей в Чикаго, повышает симпатии к нему со стороны верующих. Лишь протестанты отдали предпочтение другому кандидату в президенты – Маккейну, но это традиционный республиканский электорат. В ходе выборов подтвердилось все чаще высказываемое предположение о том, что в американском обществе происходит серьезное размежевание именно по культурному критерию, что фактически образовались «две Америки». Одна – традиционная, менее образованная, это Америка фермеров и трудящихся малых городов. Именно эта часть общества отдала большую часть голосов кандидату Маккейну. И вторая – более образованная, модернизированная, открытая всему миру Америка. Она и победила, пусть не с таким уж и большим преимуществом, но в американских выборах, как и вообще в демократических странах, подавляющего перевеса почти никогда не бывает.

Заключение

Обобщая итоги работы, можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо отметить важность профессионального управления политическим имиджем. Имидж в сегодня уверенно становится фактором продуктивной политической коммуникации. Формирование имиджа политического лидера необходимо осуществлять на всем процессе его политической жизни, а не только в период выборов. Устойчивый позитивный имидж позволяет политическому лидеру или движению более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения. Важно также формировать имидж окружения (например, имидж органов власти, если это президент).

2. Технология формирования имиджа любого политического лидера должна основываться на понимании сущности феномена имиджа, на учете индивидуальности политика, на понимании особенностей той группы, на которую воздействие имиджа направлено. На протяжении всего избирательного процесса (или деятельности политика) необходимо ориентироваться на «обратную связь», которая дает возможность оперативно корректировать имидж.

3. Можно выделить определенные черты, которые составили основу успеха имиджа Барака Обамы: это особенности его внешности (цвет кожи, улыбка, выразительная мимика и жесты), молодость в сравнении с основными его конкурентами, расовая принадлежность, высшее юридическое образование, приверженность к религии, теплые семейные отношения. В целом он предстает перед нами как сильный, харизматичный, уверенный в себе лидер. Поэтому его образ может послужить хорошим примером формирования эффективного имиджа политика.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 18.07.1995 №108 - ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ, 1996. - Ст. 2.

2. Лебедева Л. Приоритеты новой администрации США: курс Б. Обамы // Человек и труд. – 2009. - №5. – С.40-43.

3. Мякотина О. Технология формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа // Власть.- 2007. - №7. – С. 16-19.

4. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с.

5. Политическая имиджелогия / Под ред. Деркача А.А., Перелыгиной Е.Б. – М.:Аспект-Пресс, 2006. – 400 с.

6. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. – Киев: Издательство АДЕФ-Украина, 1997. – 140 с.

7. Теоретический семинар им. Академика В.А. Мартынова. Америка и мир при Бараке Обаме // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №6. – С. 3-16.

Интернет-ресурсы:

1. Андриевский В. Политический имидж кандидата / Центр практической психологии [Электронный ресурс]. М., 2006. URL.: http://psyfactor.org/lib/image2.htm (дата обращения – 15.07.2011)

2. Инаугурация Президента США, 20 января 2009 года / ВВС –Russia [сайт]. URL.: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7839000/7839713.stm (дата обращения – 16.07.2011)

3. Leitch L. Michelle Obama’s 7 style rules / The Times, May 25, 2011. URL.: http.: //thetimes.co.uk/tto/article3038000.ece (дата обращения – 17.07.2011)

Приложение 1

Опыт эффективного формирования политического имиджа политика на примере Барака Обамы - student2.ru

Фото 1. Открытая улыбка Барака Обамы

Приложение 2

Опыт эффективного формирования политического имиджа политика на примере Барака Обамы - student2.ru

Фото 2. Жест ведущего за собой лидера

Приложение 3

Опыт эффективного формирования политического имиджа политика на примере Барака Обамы - student2.ru

Фото 3. Игра в баскетбол

Приложение 4

Опыт эффективного формирования политического имиджа политика на примере Барака Обамы - student2.ru

Фото 4. Барак Обама с женой Мишель

Приложение 5

Опыт эффективного формирования политического имиджа политика на примере Барака Обамы - student2.ru

Фото 5. Барак Обама и Мишель Обама с дочерьми Малией и Сашей

[1] Андриевский В. Политический имидж кандидата / Центр практической психологии [Электронный ресурс]. М., 2006. URL.: http://psyfactor.org/lib/image2.htm (дата обращения – 15.07.2011)

[2] Мякотина О. Технология формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа // Власть.- 2007. - №7. – С. 16-19.

[3] Федеральный закон от 18.07.1995 №108 - ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ, 1996. - Ст. 2.

[4] Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. – СПб.: Питер, 2005. – С. 285- 288.

[5] Политическая имиджелогия / Под ред. Деркача А.А., Перелыгиной Е.Б. – М.:Аспект-Пресс, 2006. – С. 309-310.

[6] Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. – Киев: Издательство АДЕФ-Украина, 1997. – С. 73-76.

[7] Мякотина О. Технология формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа // Власть.- 2007. - №7. – С. 16-19.

[8] Инаугурация Президента США, 20 января 2009 года / ВВС –Russia [сайт]. URL.: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7839000/7839713.stm (дата обращения – 16.07.2011)

[9] Лебедева Л. Приоритеты новой администрации США: курс Б. Обамы // Человек и труд. – 2009. - №5. – С.40-43.

[10] Leitch L. Michelle Obama’s 7 style rules / The Times, May 25, 2011. URL.: http.: //thetimes.co.uk/tto/article3038000.ece (дата обращения – 17.07.2011)

[11] Теоретический семинар им. Академика В.А. Мартынова. Америка и мир при Бараке Обаме // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №6. – с. 3-16.

Наши рекомендации