Выдвижение научной гипотезы
Что такое научная гипотеза? Выдвижение замысла-гипотезы научного исследования в виде когнитивной модели его объекта происходит еще на стадии выбора темы диссертации. Это позволяет удерживать разработку концепцию диссертационного исследования в определенных когнитивных рамках. Научная гипотеза – это система непротиворечивых умозаключений проблемно-теоретического характера о предмете диссертационного исследования, носящих вероятностный характер и требующих доказательств в ходе его научно-исследовательской деятельности. Очень часто соискатель «оформляет» гипотезу исследования «задним числом», после получения определенных теоретических результатов диссертационного исследования. Это свидетельствует или о недостаточно развитом теоретическом мышлении соискателя, или о не понимании им роли научной гипотезы в диссертационном исследовании. Научная гипотеза, опирающаяся на имеющиеся у соискателя теоретические знания, формулируется в виде предположений о качественных характеристиках изучаемых социальных явлений, их свойствах, связях, отношениях, факторах, условиях, тенденциях, закономерностях развития. Поскольку научная гипотеза нуждается в подтверждении, то она выступает организующим фактором когнитивной деятельности исследователя и его рефлексивного мышления.
Вывод: научная гипотеза, выдвинутая в рамках концепции диссертационного исследования, является важным когнитивным фактором, организующим научный поиск.
3.12. Составление плана диссертации.
Как составляется план диссертации? Концепция диссертационного исследования получает формальное воплощение в плане диссертации. Составить логически непротиворечивый план диссертационного исследования позволяют, во-первых, его задачи, которые формулируются с помощью глаголов повелительного наклонения. При составлении плана надо исходить из того, что классы основных и дополнительных научно-исследовательских задач должны соответствовать названиям глав, а включенные в эти классы задачи – названиям параграфов. Во-вторых, составить логически непротиворечивый план диссертационного исследования позволяют следующие правила: 1) ни одна глава по названию не должна быть шире темы; 2) ни один параграф по названию не должен быть шире главы; 3) названия параграфов должны раскрывать содержание глав, а названия глав – содержание темы.
Вывод: план диссертации должен соответствовать задачам диссертационного исследования.
Таким образом, предварительная разработка концепции диссертационного исследования позволяет соискателю преодолеть «блуждания» в дебрях познавательной деятельности и избежать превращения диссертации в сочинение на заданную тему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука – это призвание и профессия. Для того чтобы стать ученым, надо не только обладать определенными творческими способностями и испытывать удовольствие от познавательной деятельности, но и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Только в этом случае можно говорить о том, что наука – это ваше призвание.
Научное исследование подчиняется определенным нормативным требованиям, знание которых и приведение их в систему целенаправленной деятельности дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретного научного исследования и постоянно совершенствовать его практику. Главная задача магистранта-исследователя состоит в овладении профессиональной культурой инновационно-проектного содержания, структурными компонентами которой выступают профессиональное мышление, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство.
Любой ученый стремится к тому, чтобы его научно-исследовательская деятельность была признана научной, а результаты были востребованы обществом. Не всегда это, правда, получается, но к этому надо стремиться и в связи с этим следует помнить, что научное исследование – это познавательная деятельность, которая характеризуется такими признаками, как: актуальность, контекстуальность, рациональность, инновационность, стремление к истине, проблемность, рефлексивность, критичность, предметность, методологизм, субъектность, фундаментализм, эмпиризм, теоретизм, концептуализм, фальсификационизм. Понимание этих признаков позволяет магистранту-исследователю профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью и подготовить магистерскую диссертацию на высоком теоретико-методологическом уровне.
Стать профессионалом в области научных исследований помогает методология как специальная отрасль научного знания. Методология – это, с одной стороны, специальная научная дисциплин, предметом которой является научное исследование, с другой стороны, – это система нормативного знания, определяющего проведение конкретного научного исследования, его предмет, когнитивную стратегию, способы, методынаучно-исследовательской деятельности. Поэтому в профессиональной подготовке магистрантов особое значение придается ее методологической составляющей, направленной на формированию у них методологического сознания, адекватного современным требованиям к научно-исследовательской деятельности. Вступая в сферу этой деятельности, начинающий магистрант-исследователь должен помнить, что его задача состоит не в том, чтобы расширить область научного знания путем подтверждения существующих теорий новыми фактами, а в обнаружения таких фактов, которые не поддаются объяснению в рамках старых теорий и предполагают создания новых научных теоретических знаний.