Методологическая роль научной теории и научной гипотезы

Возникая как вторичное по отношению к эмпирическому исследованию образование, теория затем начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью. Она содержит в себе особый познавательный потенциал, позволяет путем сопоставления известных фактов делать выводы о существовании каких-то еще не открытых явлений и закономерностей. История науки знает немало случаев, когда теория опережала научную практику.

Противопоставление эмпирического и теоретического исследования, индуктивного и дедуктивного методов конечно же весьма условно. В реальном процессе исследования постоянно происходит переход от эмпирического анализа к теоретическому и наоборот, сочетаются элементы индукции и дедукции. Поиск обычно направляется определенными гипотезами и некоторыми самыми общими представлениями о данной предметной области. А откуда берутся сами гипотезы? Конечно, из той модели реальности, которая складывается в процессе знакомства с другими аналогичными исследованиями или даже просто на основе здравого смысла и жизненного опыта.

Уже отмечалось, что развитие науки не сводится только к накоплению фактов. Теория не просто систематизирует их и увязывает между собой. Базовыми элементами научной теории являются понятия, в которых отражаются свойства предметов и явлений, не лежащие прямо на поверхности. Формирование понятий – это мыслительный процесс обобщения эмпирических данных и абстрагирования от случайных различий, результат выхода за пределы той информации, которую мы получаем непосредственно с помощью органов чувств.

Теория(греческое theoria - рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.

Научная теория как система характеризуется:

предметностью;

адекватностью объективной действительности;

конкретностью;

истинностью и достоверностью.

Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.

Структуру научной теории составляют:

- факты- знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;

- категории - общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;

аксиомы(грец. ахіота) - истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;

постулаты(лат. postulatum) - утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;

принципы(лат. principium) - исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;

понятия- мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);

суждения(высказывания) - высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;

умозаключение - процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;

законы- существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.

Таким образом, научная теория - это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.

Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.

Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.

Эффективность научно-исследовательской работы зависит от условий ее организации, во время которой вводится целая система научных исследований студентами, учитывая научный потенциал каждого лично.

Именно в этом нему поможет курс «Методика психологического исследования», в котором четко и содержательно определены необходимые для научного поиска шаги: избрания темы научного исследования, прорабатывания литературы, обсуждения и освещения ее в реферате, курсовой работе, дипломном проекте, магистерской диссертации, определения перспективности избранного пути научного поиска.

Наши рекомендации