Библиотека и младший школьник: от теории к практике

Как уже отмечалось выше, внеурочная деятельность может осуществляться, в том числе, и через образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта.

Усть-Вымская библиотека-филиал им. Н.М. Дьяконова с 2011 года осуществляет свою деятельность по продвижению книги и чтения в рамках новых образовательных стандартов и на правах партнерства участвует в реализации внеурочной деятельности учащихся младших классов Усть-Вымской средней школы.

В рамках этой деятельности при библиотеке функционируют два детских любительских объединения: клуб юных читателей «Библиоша» и клуб юных краеведов «Емватас» («Вымичи»).

Работа в клубах осуществляется по программам «Книжная прививка» и«Олiсны – вылiсны коми йоз» («Жили-были коми люди»). Это долгосрочные программы, и рассчитаны они на четыре года начального общего образования.

«Книжная прививка» – это программа, ориентированная на получение новых знаний, нужной и полезной информации, погружение в мир книги и чтения, воспитание умного и грамотного читателя.

Работа по программе направлена на то, чтобы вызвать у детей устойчивый интерес к книге и чтению, привить навыки работы с книгой, как источника информации, научить ориентироваться в библиотечном и информационном пространстве. Основная задача - воспитать в детях «привычку к библиотеке». Это процесс, который требует постепенности, а младший школьник - самый лучший возраст у детей для «книжной прививки».

Программа «Книжная прививка» создает условия для формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников, приобщает их к современной детской литературе, обучает свободному ориентированию в информационной среде.

Одним из основных составляющих работы по программе «Книжная прививка» является принцип подкрепления получаемых знаний самостоятельной работой с различными источниками информации, а также принцип «познание через игру». У такого рода деятельности есть своя специфика, ведь каждое мероприятие для детей должно быть интересным по фактуре, недолгим по времени и полезным по сути.

За четыре года обучения у детей вырабатывается стойкая привычка обращаться в библиотеку для получения информации и решения проблем, связанных с изучением школьной программы.

«Олiсны – вылiсны коми йоз»(«Жили-были коми люди») -это программа, направленная на приобщение детей к ценностям культуры своего народа, популяризацию печатных и мультимедийных краеведческих изданий для детей.

В реализации программы широко используются учебные пособия нового типа, отвечающие современным требованиям компьютеризации процесса обучения и привлечения детей к истории коми народа, его традициям и культуре.

В информационном пространстве Республики Коми на сегодняшний день существует немало интересных проектов с использованием электронных ресурсов, но нам приглянулись те, которые оказывают неоценимую помощь по внедрению национально-регионального компонента в образовательный процесс.

Довольно удачными являются такие проекты, как компьютерные игры «Кикуруллюкöд ворсöмъяс» («Игры с Кикуруллю») и «Быдтор тодны зiльысь Ошпи» («Ошпи в стране знаний»). Издания позволяют в игровой форме познакомиться с некоторыми моментами коми традиционной культуры, овладеть начальными навыками общения с компьютером. Игры построены по методике опережающего обучения, что позволяет ребенку свободно переходить от одной игры к другой, не проигрывая её до конца, и постепенно учиться всему и понемногу.

Главная цель программы «Олiсны – вылiсны коми йоз» («Жили-были коми люди»), составленной на основе компьютерных игр - воспитать в детях любовь к коми книге, а через неё к родной земле, коми народу и родному языку.

Занимаясь в клубах, юные читатели втянули в круг своих интересов и родителей, что привлекло в библиотеку новых, заинтересованных в работе клубов, взрослых пользователей. Соответственно, увеличилось количество пользователей библиотеки, повысилось количество посещений, существенно возросла книговыдача.

Не скрывают своей заинтересованности в тесном сотрудничестве между школой и библиотекой и педагоги:

«…это сотрудничество не даёт ребёнку потеряться в огромном современном мире информации. Занятия построены так, чтобы ребенок сам через поиск, через деятельность смог научиться, узнать, изучить. Как не хватает порой времени в урочной деятельности на знакомство с такими понятиями, как формуляр, абонемент, каталог и т.д.! Как хочется больше времени на уроке уделить тому, чтобы на осознанном уровне ученик умел различать художественные жанры друг от друга! Как трудно бывает из большого количества информации выбрать нужную! И вот тут-то на помощь приходят библиотечные занятия. Дети постепенно приходят к мысли о том, что без Книги прожить трудно. Она – помощник и советчик в делах учебных и жизни семейной. Они втягиваются на столько, что готовы заниматься каждую неделю, ведь формы занятий разнообразны и интересны!»

Федяева Вера Алексеевна, учитель начальных классов.

Педагогический стаж -18 лет.

В этих словах, как нельзя лучше, проявляется позиция школы по отношению к дополнительному образованию детей, ведь образовательные программы учреждений дополнительного образования, а также учреждений культуры и спорта являются одной из базовых моделей организации внеурочной деятельности.

Из этого следует, что совместная деятельность библиотеки и школы по реализации внеурочной деятельности в рамках новых образовательных стандартов является актуальной и приоритетной для обеих сторон.

Но, несмотря на то, что между школой и библиотекой вполне конкретно определился взаимный интерес, вопрос финансирования внеурочной деятельности остается открытым. В успешную реализацию внеурочной деятельности должна быть заложена финансово – экономическая основа, которая включает в себя бюджетную и внебюджетную составляющие.

Бюджетное финансирование может включать в себя:

· финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося;

· развитие материальной базы участников организации внеурочной деятельности;

· информатизацию партнеров по реализации внеурочной деятельности на

основе целевых программ;

· использование стимулирующего финансирования;

· получение грантов на конкурсной основе.

Внебюджетное финансирование может состоять из:

· родительских взносов за предоставляемые услуги;

· грантовой поддержки совместных творческих проектов;

· спонсорской помощи общественных организаций местного самоуправления;

· вовлечение в реализацию внеурочной деятельности других социальных партнеров.

Об эффективности совместной работы библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения можно будет судить по окончании первого четырёхлетнего цикла занятий, но уже сегодня вырисовываются новые направления взаимодействия библиотек и учреждений образования. И опыт Усть-Вымской библиотеки-филиала им. Н.М. Дьяконова по продвижению книги и чтения в рамках новых образовательных стандартов получил высокую оценку на межрегиональном семинаре «Стратегия взаимодействия библиотек в условиях новых образовательных стандартов», который проходил в октябре 2012 г. в Национальной детской библиотеке Республики Коми им. С.Я Маршака.

За три года занятий создана целостная система приобщения к чтению учащихся, которая позволила решить некоторые из задач реализации стандарта по литературному чтению и внеурочной деятельности, а именно:

Ê интеграции учащихся в библиотечное и информационное пространство;

Ê развития информационной грамотности и формирования информационной культуры школьников;

Ê создания в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.

А впереди у ребят - новые занятия, интересные и познавательные игры, творческие работы и проекты, встреча с книгой и увлекательный процесс познания мира.

Наши рекомендации