Транспортная логистика и internet
Современные транспортно-логистические возможности сети. Internet и связанные с ней технологии продолжают активно и весьма эффективно вторгаться в сферу бизнеса, торговли, рекламы, производства. Свидетельством тому недавний коммерческий и финансовый успех известной на рынке интерактивных информационных услуг компании American On-Line (AOL), победившей в конкурентной борьбе представителей традиционных форм продажи информации через печатные издания, теле и радио каналы. Сегодня Internet - это современный рынок перспективной структуры с множеством коммерческих возможностей, новых эффективных способов продажи услуг. Благодаря высокой популярности сети и достигнутым успехам в Internet-Intranet-технологиях, развивается виртуальная информационно-консалтинговая и торговая сеть, в том числе на транспорте и в товарораспределении.
Логистические технологии немыслимы без интенсивного информационного обмена. Именно благодаря своевременно поступающей информации обеспечивается высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических цепях. Поэтому транспортная логистика, как современное научно-практическое направление в товарораспределении, также быстро осваивает эти технологии и по-своему обустраивается в сети. За сравнительно небольшой период времени, прошедший с момента начала «логистического бума» на мировом рынке транспортных и товарораспределительных услуг, картина логистического пространства Internet изменилась существенным образом. Причём не только за счёт количества страниц информационно-логистического содержания, но, главным образом, по причинам качественных, содержательных трансформаций логистически ориентированных сайтов. Если раньше в сети доминировали рекламные страницы американских транспортных компаний, на которых логистика, по сути, просто декларировалась, то теперь в достаточном количестве представлены организационные, справочные, проектные услуги. Причём нередко - в интерактивном исполнении. Так, в сети совершенно естественно появились специальные службы по проектированию логистических цепей и каналов доставки товаров (www.miebach.com), информационно-аналитические центры и базы бизнес-партнёров (www.baltics.ru, www.publico.fi), службы поиска, продажи и аренды транспортной техники и оборудования (www.zunderttrucks.com, www.voho.com), прототипы виртуальных экспедиторских служб (www.teleroute.com), интерактивные планировщики маршрутов перевозки (www.autoroute.com, www.autotransmfo.ru), юридические и таможенные консультации (www.gtk.ru). Уже сегодня, благодаря организованным видеоокнам (www.tieh.fi), диспетчер транспортной компании имеет возможность наблюдать за ситуацией на пограничных переходах Финляндия-Россия, а владелец груза может контролировать его транспортировку по запросам (www.tmxon.com/dlh.htm). Подобные проекты удачно дополняют реализуемую финской и российской сторонами международную логистико-телематическую программу TEDIM (www.tedim.com).
Для Internet характерно и оперативное отражение особенностей динамично развивающейся концепции логистики на рынке товарораспределительных услуг. Отражение, диктуемое требованием времени и всё возрастающим спросом на виртуальные логистические услуги. Благодаря активному информационному обмену в сети, логистика всё теснее связывается и всё чаще ассоциируется с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров, ресурсов. Начинают создаваться центры по разработке и продаже таких проектов. Причём предметная область проекта может быть совершенно разной - от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией (www.shercargo.ru, www.integprog.ru, www.argussoft.ru) до организации выставки в другой стране, на другом континенте (www.twiglobal.com). Иными словами, публикации в Internet свидетельствуют о начале нового этапа в развитии логистики и транспортной логистики, в частности. Этот этап характеризуется не только широким использованием на практике Internet-Intranet-технологий (www.sap.com), но и активизацией исследований в области логистического проектирования (tli.isye.gatech.edu, www.elitelog.com, www.miebach.com), реновации (www.amdahl.com), интерактивного обеспечения инфраструктуры (окружения) логистических цепей (www.ale.com, www.htsc.com), реализации методологии CALS (www.cals.ru, www.cals.nato.be). Отличительной особенностью нынешнего периода развития практической транспортной логистики является усложнение Logistics Environment (логистической инфраструктуры) за счёт активизации деятельности интерактивных Internet-служб. Функциональная и структурная сложность современных транспортчо-логистических сетей обусловливают особые требования к объёмам, качеству и скорости передачи и обработки информации. Эти требования удовлетворяются путём внедрения электронного документооборота (EDI) на локальном и глобальном (www.tedim.com, www.editrans.ru) уровнях, а также за счёт существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса в Internet.
Виртуальные службы и центры. Сегодня процесс накопления транс-портно-логистических ресурсов в сети достиг уровня, позволяющего говорить о возможности формирования коммерческих и условно-коммерческих виртуальных логистических центров (VLC - Virtual Logistics Center) с функциями электронного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая интеграция VLC с информационными службами официальных организаций и транспортных ассоциаций позволит в конечном итоге сформировать в Internet логически единое транспортно-логистическое информационно пространство.
Активное использование Internet для повышения интенсивности потока заявок на услуги ТЛК и создания условий для самоорганизации потребителей транспортных услуг - очевидная примета времени. Без обеспечения высокоин-тенсивного потока заявок на услуги автоматизация производственных процессов и делопроизводства не будет экономически эффективной. Internet - как технология глобальных открытых сетей - наилучшее средство для привлечения широкого круга потребителей транспортно-логистических услуг.
Решаемые с помощью этой технологии задачи:
• Реклама компании.
• Предоставление перечня услуг и прайс-листов.
• Учёт постоянных клиентов и компаньонов.
• Предоставление потребителям необходимых документов на платной и бесплатной основе.
• Интерактивная консультационная служба.
• Служба поиска контрагентов. Реестры ТЛК и база информационно- логистических ресурсов в сети.
• Электронный фрахт.
• Мониторинг грузов и транспортных средств.
• Справочная система для клиентов.
• ТЛК-магазин в Internet.
• Система самозаказа на транспортные услуги.
" Виртуальное агентирование и экспедирование.
Сегодня в Internet реально формирование общетранспортного информационного пространства, например, в виде представлена виртуального транспортного центра (VTC - Virtual Transport Center), схема которого представлена на рис.11 15.
Internet-локализации. С появлением новых направлений в логистике, расширением и усложнением логистического пространства в Internet возникает ряд серьёзных проблем практического характера. Прежде всего, существенно затрудняется поиск нужных ресурсов в сети. И если раньше эта проблема была связана с недостатком сетевых ресурсов, то теперь, зачастую, с избыточностью несущественной информации, зашумленностью и усложнением доступа к нужным данным и услугам. Очевидно, это проявление синергетических эффектов в открытых информационных системах, требующее серьёзного осмысления и разработки новых технологий активной работы в них. Применительно к Internet, такая технология может базироваться на проблемной или проблемно-тематической (в данном случае транспортно-логистической)Internet-локализации.
Под Internet-локализацией в логистике понимается интеграция логистических и информационно-логистических ресурсов сети в специальные проблемно-ориентированные ссылочно-аннотационные базы или тематические каталоги, размещаемые на страницах коммерческих или условно коммерческих VLC (табл: 11.3-11.17). Работоспособность и эффективность такой технологии будет обеспечиваться политикой актуализации баз, наличием качественных информационных каналов и профессионализмом логистиков-аналитиков из группы обеспечения центра. Примером простейшей реализации этой технологии является размещённая в российском логистическом Internet-кольце справочная система для транспортников "Инфотранс" (www.logistics.ru).
Безопасность и правовое регулирование. Серьёзной и уже актуальной для практической логистики проблемой является обеспечение надёжности и гарантий в коммерческих сетевых операциях. Вообще проблема правового регулирования интерактивных отношений в Internet может оказаться определяющей для перспективы активного коммерческого использования этой технологии в логистике и на транспорте. Особенно в системах электронного фрахта, приобретения техники, планирования, внешнего документооборота и платежей. Имеющаяся практика свидетельствует о не всегда добросовестном отношении клиентов открытых виртуальных служб и партнёров по фрахтовым операциям к обязательствам. В силу неразвитости систем коммерческой безопасности и правовой базы в этой сфере деятельности, пострадавшие могут прибегать порой к весьма острым и не бесспорным формам защиты. В частности, практикуется публикация "чёрных" списков недобросовестных, по мнению пострадавших, партнёров, отказ нарушителям в регистрации на сайте и другое {www.cargo.ru). Возможно, плодотворным может оказаться развиваемая компанией "Кодекс" практика публикаций в сети Internet разборов арбитражных споров с комментариями специалистов (www.kodeks.ru).
Таблица 11.12