Нормативный аспект культуры речи
Лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слов. Семантическая совместимость слов.
Задание № 1.Составьте словосочетания со словами 1) рынок, базар; 2) годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность( невозможность) сочетания этих слов с другими словами?
Слова для справки:1) Городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий;
2) Цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.
Задание № 2. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.
1) Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2) Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3) Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание № 3. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.
1) Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.
2) Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.
Задание № 4.Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Столб – столп, удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский - хозяйственный, обидный – обидчивый, тяготится – тяготеет, бережный – бережливый.
Задание № 5. Определите, какие из следующих слов могут образовывать паронимические пары.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
Задание № 6. Объясните значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения.
Абонемент – абонент; адресат – адресант; бережно – бережливо; статус – статут; экономный – экономичный.
Задание № 7. Из слов, заключенных в скобках. Выберите нужное.
1. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных – командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться – разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять – предпринять) (эффективные – эффектные) меры.
Задание № 8. Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать? Перед выполнением посмотрите задание № 9.
Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», - предложил другой.
Задание № 9. Напишите, какое из слов (туристский – туристический) сочетается со словами: ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряжение, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.
Помните, что туристский – прилагательное к слову турист, а туристический – прилагательное к слову туризм.
Задание № 10. Отредактируйте текст.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.
Задание № 11. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.
1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
Задание № 12. Выясните по толковому словарю различия в значении слов; составьте с данными словами предложения.
Понятный – понятливый, глиняный – глинистый, земляной – земельный, объемный – объемистый, верткий – вертлявый, искусный – искусственный, невежа – невежда, поступок – проступок, представить – предоставить, усвоить – освоить, усложнить – осложнить, смириться – примириться.
Задание № 13. Укажите смешение паронимов в предложениях, взятых из сочинений абитуриентов (они хотели поступить на филологический факультет, но паронимы их подвели).
1. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
2. На собрании станичников царствовала разноголосица.
3. Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
4. Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образования и воспитания.
Задание № 14. В примерах, взятых из ученических сочинений, укажите нарушение лексической сочетаемости и попробуйте исправить эту стилистическую ошибку.
1. В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.
2. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
3. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
4. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.
5. Катерина оказала протест против «темного царства».
6. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.
7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
8. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
9. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…
10. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими статьями.
11. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
12. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
Задание № 15. Исправьте предложения, устранив лексические ошибки.
1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 2. Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости. 3. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 4. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. 5. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 6. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. 7. В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. 8. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами. 10. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.
Задание № 16. В следующих предложениях, взятых из газет Алтайского края, выявите отклонения от норм литературного языка, исправьте ошибки:
1) Книжная торговля не удовлетворяет еще возросшие запросы населения.
2) По-серьезному занялись выращиванием свеклы в Угловском районе.
3) В текущем году «Барнаулгоргаз» согласно договоров принимал авансом деньги.
4) Недостатки сдерживают продвижения вперед.
5) Жириновский имеет власть не только над людьми, но и над женщинами.
6) Каждый интеллигентный человек обязан любить и уважать женщину.
7) Продается цветной телевизор серебристого цвета.
8) Реклама: Бесплатная кастрация и стерилизация для малоимущих слоев населения.
9) Из-за отсутствия горячей воды в больницах помоечные отделения простаивают без дела.
Грамматические нормы современного русского литературного языка. Нарушение грамматических норм.
Задание № 17. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.
1. К завтраку был… подан… кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл… . 3. Читальн… зал… библиотеки хорошо проветривается. 4. В табел… отмечается выполненная членами бригады работа. 5. Крыша сарая была покрыта тол… . 6. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… лев.. рельс… . 7. В магазине продается яблочн… повидл… . 8. Лесовоз проезжал по широк… просек… .9. На лицо женщины был…накинут… траурн… вуаль. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль?
Задание № 18. Допишите окончания, обоснуйте ответ.
1. Когда актер снял огромные очки и надел небольш... пенсне в золотой оправе, лицо его преобразилось. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 3. Поздн... барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4. Эсперанто был... создан... свыше семидесяти лет назад доктором Л.Заменгофом. 5. На портрете – молодая женщина, на плечи ее накинут... пушист... боа. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его – солнечный Сухуми. 8. Перу был... одной из первых жертв испанских конквистадоров. 9. Гороно разослал... по школам тексты экзаменационных сочинений.
Задание № 19.Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.
Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.
Задание № 20. Исправьте предложения. Найдите ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.
1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 2. Купите мне пару чулок и две пары носок. 3. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса. 4. Яблоневый сад занимает свыше ста гектар. 5. Собран большой урожай помидор. 6. Разделите все это на несколько равных доль. 7. Мы находились в самом большом цеху завода. 8. Документы нужно представить к первому августу. 9. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
Задание № 21. Объясните значения следующих слов.
Пояса – поясы; пропуска – пропуски; тока – токи; тона – тоны; учителя – учители; меха – мехи.
Задание № 22. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.
Корпус… (здания, войсковые соединения) – корпус…(туловища); образ… (иконы) – образ… (художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и монашеские общества); повод… (поводья) – повод… (побуждения).
Задание 23. Допишите окончания, мотивируя свой выбор.
1. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар... . 2. Поставлен новый электрический счетчик на 10 ампер... . 3. На курсе учатся, несколько якут... и туркмен... . 4. В магазине имеется большой выбор чул...к... и нос...к... . 5. Начиная с весны в нашем буфете продают салат из свежих помидор... . 6. Тускло горели огарки стеариновых свеч... .
Задание № 24. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.
Задание № 25. Исправьте предложения. Найдите ошибки в употреблении форм числа имен существительных.
1. Статья в газете отражает противоположные взгляды людей, принадлежащих к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизанские отряды нередко попадали в окружения. 4. Почти все цеха завода испытывают трудности при расчете с поставщиками. 5. Нужно формировать у детей правильные отношения к явлениям окружающей действительности. 6. Молодые учителя систематически обмениваются опытами проводимой ими учебно-экспериментальной работы. 7. Ассоциация фермеров имела возможность использовать трактора и комбайны. 8. Родина славит подвиги своих сыновей. 9. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 10. Опытные шофера уверенно вели машины по крутизне.
Задание № 26. Выберите один из заключенных в скобки вариантов; свой выбор мотивируйте.
1. В ближайшие дни состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Никитиной. 2. Девушка – (кондуктор – кондукторша) мило улыбнулась. 3. В числе (делегатов – делегаток) на Всемирный конгресс женщин было несколько писательниц. 4. В недавно открытой парикмахерской (лучшим мастером – лучшей мастерицей) считается Татьяна Леонова. 5. Объяснения на выставке давала девушка (экскурсовод – экскурсоводка). 6. (Бригадир – бригадирша) Маруся приехала на поле рано утром. 7. (Чемпионом – чемпионкой) мира по шахматам стала Нона Гаприндашвили. 8. Наша соседка, работающая (библиотекарем – библиотекаршей), постоянно знакомит нас с новинками художественной литературы. 9. С приветственным словом выступила (руководитель – руководительница) делегации (заслуженный учитель – заслуженная учительница) школы России Н. Захарова.
Задание № 27. Дополните падежные окончания существительных в данных предложениях.
1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес… 2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек растет в лес…, в самых его глухих местах. 3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год… Шопена. 4. Их места в театре были в третьем ряд….
Задание № 28. Допишите окончания, мотивируйте свой выбор окончания.
1. Прохожий купил пачку табак... . 2. В компот положили много изюм... и чернослив... . 3. Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося ча... . 4. Больной принял таблетку пирамидон... . 5. Крик... и визг... было столько, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Отбо... нет от разных заманчивых предложений. 7. Иные судят обо всем с наскок... . 8. Пока неизвестно, сколько доход... получит наш колхоз в этом году. 9. Уступите ему смех... ради. 10. За ночь налипло снег... .
Задание № 29.Допишите окончания, мотивируйте свой выбор.
1. Утки и гуси плавали в небольшом пруд... . 2. Полузамерзшие воробьи искали корм в снег... . 3. Дожди размыли дорогу, и ноги вязли в грунт... . 4. В цех... поражали чистота и порядок. 5. Специалисты нашли много целебных свойств в мед... 6. Я был этим летом в отпуск... . 7. Не отыщешь иголки в стог... сена. 8. В дым..., вылетавшем из трубы, временами сверкали искры. 9. До революции повальные болезни в нашем кра... были нередки. 10. На большом круг... начались скачки. 11. Слышалось громкое мычание коров в хлев... . 12. Большая люстра висела посередине потолка на крюк... . 13. Рыбаки переночевали на мыс..., а на рассвете ушли в море.
Задание 30. Заключенные в скобки слова поставьте в нужной форме. Допишите, где требуется, окончания.
1. Если бы не бдительность стрелочника, поезд неизбежно бы сошел с (рельсы). 2. На завтрак нам подали 25 (граммы) сливочного масла. 3. Станция железной дороги находилась в (полкилометра) от деревни. 4. Не хватало дух... отказать мальчику в его просьбе. 5. В производственном совещании издательства участвовали автор..., редактор..., корректор... .
Задание № 31. Поставьте заключенные в скобках слова и числительные в нужном падеже.
1. К 15 мая в совхозе вспахано более 1750 (гектары). 2. В газете сообщается о 2975 станках, выпущенных заводом сверх плана. 3. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5. За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову. 6. Каждому члену бригады было выплачено дополнительно по 78 (рубли). 7. От каждой свиноматки получено в среднем по 11 (поросята). 8. Для школьных мастерских куплено (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). 9. Сдано в ремонт (часы – 24). 10. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 11. В полк пришло до 150 бойцов пополнения. 12. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 13. Ответ пришел только через (52 – сутки, день).
Задание № 32. Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении имен числительных.
1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами восемьдесят тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4. Город находится в полуторастах километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 9. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. 10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.
Задание № 33. Перепишите предложения, числительные запишите словами, а не цифрами.
1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль).
2) Забастовки произошли еще в 281 (город).
3) Стипендии были выплачены 1552 (студент).
4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).
5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик).
6) Письмо датировано 1831 (год).
7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар).
8) К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование).
9) В трех зрительных залах – по 70 (место).
10) Потери составили более 843 (килограмм).
Задание № 34. Прочтите вслух предложения, правильно образуя падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных.
1. В диссертации имеется приложение с 65 схем… 2. В библиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом поселке в 5000 дом… работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолетом 24 полярник… 5. Техникум выпустил 52 молод… специалист…
Задание № 35. Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Образец: Оба сына; обоим сыновьям.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо.
Задание № 36. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм прилагательных.
1. Ученик был способный к математике. 2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный – в следующем. 3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 6. Первый ученик отвечал бойчее. Чем второй. 7. Комната низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Задание № 37. Исправьте предложения. Найдите ошибки в употреблении местоимений.
1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 2. Сзади его шла нагруженная вещами телега. 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 6. Больной попросил сестру налить себе воды. 7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Задание № 38. Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении форм глагола.
1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 2. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 3. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 4. Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 5. Где вы слыхали об этом? 6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении. 7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 8. Не махай так сильно руками. 9. Цветок без воды сохнул в вазе.
Задание № 39. Из приведенных в скобках форм выберите нужную.
1. На смежное предприятие в качестве взаимопомощи (было направлено, были направлены) до двухсот работников завода. 2. В числе рабочих завода, кто (награжден, награждены) грамотами, были и станочники пятого цеха. 3. После короткой беседы большинство (получает, получают) направление. 4. Никто из работников министерства так и не (смог, смогли) прямо ответить на наш вопрос. 5. «Дни Турбиных» (была поставлена, были поставлены) в Художественном театре. 6. «Известия» не раз (писала, писали) об охране наших лесных богатств. 7. Большинство учащихся (справилось, справились) с контрольным заданием. 8. Озеро Селигер (расположен, расположено) на западе Калининской области. 9. Автомобиль-амфибия (был передан, была передана) геологической экспедиции. 10. Женщина-врач отлично (справился, справилась) с трудной операцией. 11. До десяти комплектов станков (имело, имели) дефекты. 12. Совхозу (будет выделено, будут выделены) две тысячи тонн удобрений и ядохимикатов. 13. Большинство специалистов, с которыми приходилось обсуждать возможность объединения хозяйств, (считает, считают), что оно должно произойти на базе совхоза «Восход». 14. Большинство тех, кто (дал, дали) согласие на переезд, в дальнейшем (взял, взяло, взяли) свои заявления. 15. На начало октября на фабрике (имелось, имелись) в наличии сто тонн белой жести.
Задание № 40. Из приведенных в скобках форм выберите нужную.
1. За два (последние, последних) года т. Николаевым внесено четыре рационализаторских предложения. 2. Соревнования продлятся (неполные, неполных) две недели. 3. Два вагона, (поступившие, поступивших) под погрузку, требовали срочного ремонта. 4. В апреле (будет открыт, будут открыты; новый, новые) сад-ясли на двести мест. 5. Поступили на испытание три (новые, новых) модели (универсальной, универсального) лебедки-автопогрузчика. 6. Рукопись поступила на рецензию к (нашему, нашей) консультанту т. Родиной. 7. (Выступивший, выступившая) на собрании заместитель декана по научной работе доцент Петрова (рассказал, рассказала) о ближайших планах издания работ факультета. 8. Оформлены на работу два (научные, научных) сотрудника и две (старшие, старших) лаборантки. 9. Четыре (наши, наших) лыжницы, (принимающие, принимающих) участие в гонке, заняли призовые места.
Задание № 41. В следующих предложениях найдите случаи неправильного управления.
1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети Х1Х века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними. 5. Ответ по заявлению был получен немедленно. 6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины. 7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 8. Посевы производились согласно указаний агронома. 9. Мой брат недавно вернулся с Крыма. 10. В выходной день мы с товарищем были в опере.
Задание № 42. Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь);. превосходство (над кем-нибудь); преимущество (пере кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчет (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчет (в чем-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).
Задание № 43. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с…
Срыв поставок – расторжение договора; непредвиденные обстоятельства – задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы – повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай – повышение цен на зерно; внедрение новой технологии – повышение качества продукции; потеря рабочего времени – низкая производительность труда; ремонт оборудования – остановка цеха.
Задание № 44 . Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения.
1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов. 3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с агитаторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.
Нормы ударения и произношения (орфоэпические нормы в современном русском литературном языке)
Задание № 45. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов.
– Добрый день, Ольга Ильинична, Вы в библиотеку?
– Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?
– Я тоже занята: у меня много дел в компьютерномклассе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.
– Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццериии купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтелии салат, а на завтрак – яичницу.
– Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и тортыкупить. Какой большой выбор тортов!
– Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.
– Возьмите другой, он вкуснее и красивее.
– Пожалуй, вы правы.
Задание № 46. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.
Задание № 47. Прочитайте слова, соблюдая правильное ударение (в случае затруднений справляйтесь в словарях).
Алфавит, арест, баловать, библиотека, вахтер, верба, гектар, гусеница, демократия, диалог, диспансер, добыча, договор, документ, закупорить, заржаветь, зубчатый, изобретение, индустрия, инструмент, искра, каталог, каучук, квартал, километр, кинематография, колосс, комбайнер, крапива, кремень, магазин, медикамент, мельком, металлургия, надоумить, некролог, ненависть, непревзойденный, новорожденный, обеспечение, паралич, партер, планер, плесневеть, портфель, приговор, принудить, приобретение, псевдоним, револьвер, ремень, сантиметр, соболезнование, таможня, топливный, фарфор, ходатайствовать, шофер, эксперт.
Задание № 48. Какой звук (О или Е) произносится под ударением в следующих словах?
Афера, белесый, головешка, желоб, желчь, жердочка, никчемный, опека, поблекнуть, истекший, одноименный, разношерстный, современный, поблескивать.
Задание № 49. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.
1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.
Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный)- характерный (типичный, особенный).
2. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.
Атлас – атлас, броня – броня, запасник – запасник, кругом – кругом, подвижный – подвижной, занятый – занятой, безобразный – безобразный, кирка – кирка.
Задание № 50. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.
1. Аргумент, аристократия, астроном, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань), валовой, волк (волка), гравер, гренадер, гусь (гуся), диагноз, дозвониться (дозвонюсь, дозвонишься), дремота, завидно, заговор, задолго, заиндеветь, занятой (человек), занятый (кем-нибудь или чем-нибудь), звонить (звоню, звонишь), злоба.
2. Иероглиф, издавна, импорт, кедровый, кета (рыба), коклюш, комбайнер, компас, красивее, ломоть, лоскут, мастерски, набело, наголо, надолго, намерение, облегчить, озлобленный, отчасти, пахота, постамент, похороны (на похоронах), премировать, приданое, призыв, призывной (пункт, возраст), призывный (зовущий), принудить, принцип, прирост, прозорливый, псевдоним, ржаветь, русло.
3. Сантиметр, свекла, симметрия, сирота (сироты), созыв, сосредоточение, средство (мн. ч. средства), статуя, стенография, столяр, усугубить, феномен, щавель.
Задание № 51. Прочитайте слова и формы слов с правильным ударением.
Весел, весела, весело, веселы; вреден, вредна, вредно, вредны; глуп, глупа, глупо, глупы; груб, груба, грубо, грубы; горд, горда, гордо, горды; глух, глуха, глухо, глухи; горек, горька, горько, горьки; густ, густа, густо, густы; дешев, дешева, дешево, дешевы; дорог, дорога, дорого, дороги; долог, долга, долго, долги; дружен, дружна, дружно, дружны; жив, жива, живо, живы; короток, коротка, коротко, коротки; крепок, крепка, крепко, крепки; молод, молода, молодо, молоды; прав, права, право, правы; пуст, пуста, пусто, пусты; редок, редка, редко, редки, сыт, сыта, сыто, сыты; светел, светла, светло, светлы; тесен, тесна, тесно, тесны; туп, тупа, тупо, тупы.
Задание № 52. Обратите внимание на постановку ударения в следующих формах слов.
1. Брал, брала, брало, брали; был, была, было, были; взял, взяла, взяло, взяли; внял, вняла, вняло, вняли; гнал, гнала, гнало, гнали; дал, дала, дало, дали; донял, доняла, доняло, доняли; драл, драла, драло, драли; жил, жила, жило, жили; задал, задала, задало, задали; занял, заняла, заняло, заняли; звал, звала, звало, звали; лил, лила, лило, лили; нажил, нажила, нажило, нажили; нанял, наняла, наняло, наняли; начал, начала, начало, начали; отнял, отняла, отняло, отняли; плыл, плыла, плыло, плыли; поднял, подняла, подняло, подняли; понял, поняла, поняло, поняли; принял, приняла, приняло, приняли; слыл, слыла, слыло, слыли; снял, сняла, сняло, сняли; спал, спала, спало, спали.
2. Взят, взята, взято, взяты; начат, начата, начато, начаты; придан, придана, придано, приданы; принят, принята, принято, приняты; продан, продана, продано, проданы; прожит, прожита, прожито, прожиты; роздан, роздана, роздано, розданы; созван, созвана, созвано, созваны.
Задание № 53. Прочитайте предложно-падежные формы слов, соблюдая правильное ударение. Обратите внимание на то, что иногда предлоги (чаще всего на, за, под, по, из, без) принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным.
На: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на стену, наголову, на сторону, на берег, на год, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто.
За: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто.
Под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;
По: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
Из: из лесу, из дому, из носу, из виду;