Критерии выбора транспортно-экспедиционного предприятия
Английское наименование критерия | Составляющие | Отечественный аналог критерия | Ранг по Америке | Россия | ||
1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | ранг, 1998 г. | |||
1. Transit time | время на транзит скорость поставки время транзита «от двери до двери» | Сроки доставки | 5,5 | |||
2. Reliability | надежность поставки постоянство сервиса производительность транспортного средства перевозчика | Надежность выполнения условий договора | ||||
3. Freight rate | фрахтовые затраты соотношение ставки/затраты | Стоимость услуги (ставка) | 4,5 | 3,5 | ||
4. Carrier consideration | состояние подвижного состава и оборудования зона деятельности реакция в непредвиденных случаях местоположение репутация предприятия | Характеристика транспортно-экспедиционных предприятий | ||||
5. Shipper market consideration | ведение переговоров по тарифу ведение переговоров об условиях сервиса желание улучшить качество услуг | Учет требований клиентуры | 4,5 | 3,5 | ||
6. Over, short, and damages | контроль груза в пути следования претензионная работа | Наличие систем слежения (связи) за грузом, транспортным средством | 5,5 |
Например, всемирно известная транспортно-экспедиторская фирма - корпорация TNT Express Worldwide, имеющая более 200 отделений во многих странах предлагает своим клиентам широкий спектр логистических услуг, включающий:
* управление логистическими цепями товаропроизводителей;
* многопользовательские складские комплексы и услуги по хранению, сортировке, грузопереработке;
* услуги по распределению ГП со специализированных дистрибутивных центров;
* логистические экологически чистые проекты;
* возврат товаров и ремонт транспортных средств;
* прямое пополнение производственных запасов производителей к началу рабочего дня;
* многопрофильное снабжение запасными частями.
Проблема выбора транспортно-экспедиционной фирмы решается аналогично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем показателей качества экспедиторских услуг. Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание клиентуры осуществляется в основном для мелкопартионных, тарно-штучных грузов, а также контейнеров и пакетов (паллетов). Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материалы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по прямым договорам грузовладельца с перевозчиком.
При формировании рыночной экономики, когда конкурентно-рыночные механизмы взаимодействия предприятий на рынке приобретают существенное значение, предприятиям, для того чтобы выжить в данных условиях, необходимо знать свои сильные и слабые стороны. В этом может помочь методика оценки конкурентоспособности.
На сегодняшний день существует несколько методов оценки конкурентоспособности предприятий: на основе теории эффективной конкуренции: на основе теории равновесия: матричный подход: метод И. Ансоффа: финансовый подход; оценка с позиций качества выпускаемой продукции.
Оценка с позиций теории эффективной конкуренции акцентирована на определение конкурентоспособности отрасли, что не совсем приемлемо для отдельно взятого транспортного предприятия.
Оценка конкурентоспособности с позиций теории равновесия. где критерием конкурентоспособности служит наличие у предприятий таких факторов производства, которые могут быть использованы с большей производительностью, чем у конкурентов. Данный подход может быть использован в условиях развитой конкуренции. К сожалению, уровень развития рыночных отношений на отечественном транспортном рынке невысок.
Матричные методы оценки конкурентоспособности основываются на так называемой матрице SWOTIJL, которая позволяет провести совместное изучение внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия. установить линии связи между его силой и слабостью, внешними угрозам и возможностям. Но этот метод не дает количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, которая очень важна для практики.
Наиболее широкое распространение на практике получили следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: метод И. Ансоффа и оценка с позиций качества выпускаемой продукции.
И. Ансофф определяет конкурентоспособность фирмы как рентабельность стратегических капитальных вложений откорректированную на степень "оптимальности" стратегии и потенциала фирмы. На этой сущностной основе он предлагает следующую формулу для расчета показателя конкурентоспособного статуса фирмы (КСФ):
КСФ = (JF - JK)/(Jо - Jк) • SF/SO • СF/Со,
где JF — уровень стратегических капитальных вложений фирмы, денеж. ед.;
JK — критическая точка объема капитальных вложений. находящихся па границе прибылей и убытков, показывающая. что объем капитальных вложений ниже этой точки не приводит к получению дохода, денеж. ед.;
Jо — точка оптимального объема капитальных вложений. после которой увеличение капитальных вложений приводит к снижению дохода, денеж. ед.;
SF, Sо — соответственно действующая и "оптимальная'' стратегия фирмы, баллы:
СF, Со — соответственно имеющиеся и оптимальные возможности фирмы, баллы.
Показатели SF / Sо и СF / Со могут оцениваться, по мысли И. Ансоффа, как среднеарифметические балльные оценки (по шкале от 0 до 1) степени соответствия факторов действующей стратегии или имеющихся возможностей факторам оптимальной стратегии или оптимальным возможностям.
Если КСФ=1, то фирма может обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одной из самых эффективных. Если хотя бы один из показателей (составляющих) КСФ равен 0, фирма не получит прибыли. Предлагаются следующие градации КСФ:
0<КСФ<0,4 — слабая позиция;
0,4<КСФ<0,7 — средняя позиция;
0,7<КСФ<1.и — сильная позиция.
Сущность подхода к оценке конкурентоспособенoсти предприятия с позиций качества заключается в сравнении качества продукции оцениваемой фирмы с аналогичной продукцией предприятия -лидера.
Качество продукции является основным критерием конкурентоспособности предприятия. Понятия качества и конкурентоспособности служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности и определяются через совокупность потребительских свойств.
Анализ подходов к оценке уровня конкурентоспособности предприятия показывает, что ни один из них не позволяет выполнить комплексную оценку конкурентоспособности. Думается, что данная оценка должна вестись путем интеграции подходов по критериям конкурентоспособности: эффективности транспортно-логистического обслуживания клиентов, результативности маркетинга, устойчивости финансового положения. В качестве метода оценки целесообразно использовать смешанный, хорошо вписывающийся в принципы системного подхода. Интегральный показатель конкурентоспособности фирмы должен находиться как среднее геометрическое значение частных показателей. Среднеарифметический показатель здесь неприемлем, поскольку отрицательные последствия для конкурентоспособности фирмы, вызванные ресурсной составляющей, не могут быть уравновешены положительными условиями, формируемыми рыночной составляющей.
Методика оценки конкурентоспособности предназначена для предприятий любого вида транспорта и рассматривается на примере автотранспортного предприятия (АТП) для оценки и постоянного сканирования уровня его конкурентоспособности. Результаты оценки могут быть использованы:
— для моделирования ситуации на рынке автотранспортных услуг;
— для определения положения предприятия на рынке;
— для целей оперативного управления и регулирования рынка автотранспорт-ных услуг;
— для выработки бизнес - стратегии поведения АТП на долгосрочную перспективу;
для решения различных хозяйственных задач: обоснования инвестиционного проекта, выяснения уровня удовлетворения запросов клиентов, при выработке маркетинговой политики.
Сводный показатель эффективности транспортно-логистического обслуживания (ТЛО) клиентов находится по формуле:
|
где ККТЛО — комплексный показатель качества ТЛО;
КУТЛО — комплексный показатель уровня ТЛО;
КУПТЛО — комплексный показатель удобства пользования ТЛО.
Комплексный показатель качества ТЛО определяется по формуле
|
где +DЭП — общая сумма внетранспортного эффекта, образовавшегося у клиентов данного предприятия вследствие повышения качества ТЛО, денеж. ед.:
-DЭП — общая сумма ущерба у клиентов данного предприятия вследствие недостаточно качественного обслуживания, денеж. ед.:
ЗТР — суммарные годовые затраты клиентов на ТЛО (тарифные, приведенные, текущие), денеж. ед.
|
где КУАС, КУОБ — соответственно групповые показатели уровня ТЛО по ассортименту предоставляемых клиентам и объему выполненных предприятием элементов обслуживания.
Групповой показатель уровня обслуживания по ассортименту предоставляемых элементов ТЛО:
|
,
где TФij, TНij—соответственно пронормированная фактическая и требуемая по технологии клиентов трудоемкость выполнения j-го элемента ТЛО у i-го клиента, ч.;
п — число обслуживаемых фирмой клиентов, eд.:
т — число разновидностей элементов ТЛО, осуществляемых предприятием, ед.
Обобщенный групповой показатель уровня обслуживания по объему выполненных элементов ТЛО находится как среднегеометрическое значение группового показателя уровня транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) и единичного показателя посреднического обслуживания:
Групповой показатель уровня транспортно-экспедиционного обслуживания по объему выполненных элементов находится следующим образом:
| ||
|
|
q — число разновидностей элементов ТЭО, осуществляемых предприятием. Различают 4 элемента ТЭО: перевозочный, погрузо-разгрузочный, экспедиционный и складской.
Единичный показатель уровня обслуживания по r -му элементу ТЭО:
|
Где , — соответственно фактически выполненный и реально заявленный клиентами объем транспортно-экспедиционных работ по r -му элементу обслуживания у i -му клиента.
|
где Nоi — число посреднических услуг, выполненных в полном объеме по i-му клиенту без претензии и жалоб. ед.;
NОБЩ — общее число заявленных i-ым клиентом посреднических услуг, ед.
|
|
|
|
Сводный показатель результативности маркетинговой деятельности является средним геометрическим единичных показателей: доли на рынке, результативности рекламной кампании, степени достоверности гарантий предприятия.
|
|
Доля предприятия, в частности АТП, на рынке транспортных услуг находится следующим образом:
|
|
мобщ — емкость рассматриваемого сегмента рынка в стоимостном выражении, денеж. ед.
|
где Др — доходы АТП, полученные от продажи АПР и автотранспортных услуг (АТУ) за рассматриваемый период, денеж. ед.;
Ср — затраты АТП на рекламную кампанию, денеж. ед.
|
где N ЗГ — суммарное число заявок, по которым полностью были выполнены обещанные гарантии;
N ЗОБЩ — общее число поступивших от клиентов заявок на ТЛО, ед.
Сводный показатель финансового положения АТП есть среднегеометрическое значение показателей платежеспособности и финансового состояния:
|
|
|
|
где — соответственно фактический и нормативный коэффициент общего покрытия АТП, доли ед.
Комплексный показатель финансового состояния является среднегеометрическим значением показателей "запаса финансовой прочности", финансовой независимости и финансовой устойчивости АТП:
|
|
"Запас финансовой прочности" АТП:
|
где Др — выручка от реализации АПР и АТУ за рассматриваемый период, денеж. ед.;
Пр — порог рентабельности АТП, денеж. ед.;
|
где СПОС, СПЕР — соответственно фактические постоянные и переменные затраты АТП за рассматриваемый период, денеж. ед.
|
где ИСС — источники собственных средств, денеж. ед.:
КЗС — кредиты и другие заемные средства, денеж. ед.
Показатель финансовой устойчивости АТП:
|
где ДЗС — величина долгосрочных заемных средств, денеж. ед.
|
Другим примером поиска путей конкурентоспособности может служить компания DHL, постоянно совершенствующая технологию своей работы на базе логистических концепций.
Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиции снижения затрат.
Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключалась в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибуции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится,
В 1960-е годы основной тенденцией на рынке стало усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг).
Одними из тех кто поняли эти тенденции были три гражданина США Делси, Хилбум и Линн (Delsey, Hilbum, Linn), которые предложили на тот момент новый вид сервиса - авиа экспресс-доставку грузов, по принципу «от двери до двери» (door to door). Одной из основных идей нового вида сервиса, которую предложили американцы, заключалась в том, что сопроводительные документы на груз опережали на пути следования сам груз, что позволяло значительно быстрее оформлять его на терминалах. Образованную компанию назвали DHL - по первым буквам фамилий основателей. Первый маршрут проходил от Гонолулу до Сан-Франциско.
На протяжении последующих трех десятилетий логистические цепи доставки грузов и структура компании сильно видоизменялись . Прежде всего это было обусловлено тем, что расширялась география фирмы. На сегодняшний день офисы и и станции DHL находятся в 228 странах мира и количество их составляет 3737, а общее число сотрудников составляет 66629 человек.
Рассмотрим основные логистические цепи у доставки экспресс-товаров.
Все экспресс-товары делятся на две группы; документация и посылки, основное различие которых состоит в том, что посылки подлежат таможенному оформлению на границах государств. При отправлении внутри одной страны такого разделения не делается
В последние годы в связи с бурным развитием электронных средств коммуникации, в особенности Интернета, постепенно отпадает необходимость в обмене бумажной документацией. В то же время стремительно развивается интернет - торговля и у интернет-магазинов появляется необходимость в быстрой доставке товаров покупателям. Эти факторы обуславливают необходимость фокусирования усилий по улучшению сервиса по доставке посылок, применительно к России - ускорению таможенного оформления.
На данный момент на мировом рынке действуют три крупных фирмы, которые занимаются схожей с DHL деятельностью: UPS, TNT, FedEx. Доля DHL на этом рынке составляет 39%. Компания перевозит более 140 миллионов отправлений ежегодно, обслуживая более миллиона постоянных клиентов. В России и странах СНГ DHL работает с 1984 года. На сегодняшний день компания имеет более 120 собственных и агентских офисов во всех странах СНГ. В России DHL обслуживает более 350 городов
За пятнадцать лет работы в России компания инвестировала в развитие своей инфраструктуры в стране свыше 50 миллионов долларов США, из них свыше 25 миллионов долларов - за последние три года, и более 5 миллионов - в 1999 году. Доля компании на российском рынке экспресс-доставки оценивается в 51% (по данным агенства Research International). Но несмотря на лидирующие позиции DHL на Российском рынке, компания постоянно расширяет спектр своих услуг и проводит мероприятия по улучшению сервиса. Стратегические цели бизнеса DHL выражены в миссии компании:
DHL будет признанным мировым лидером в области авиа экспресс-доставки документов и посылок.
Лидерство станет возможным через установление единых стандартов качества сервиса и содержание низкого уровня затрат на предоставляемые услуги во всем мире.
Для выполнения миссии необходимо:
1. Глубокое понимание потребностей клиента и индивидуальный подход к каждому через предоставление необходимого спектра услуг, сочетающих в себе надежность, соответствие цены и качества.
2. Создание команды, в которой вознаграждаются достижения, энтузиазм, командный дух и где каждому сотруднику DHL предоставляется возможность для личностного развития и профессионального роста.
3. Современные информационные технологии обеспечения возможности контроля за прохождением грузов, а также управления потоками информации.
4. Распределение ресурсов с учетом того факта, что DHL является частью единого мирового бизнеса.
5. Профессиональная организация, способная поддержать местную инициативу и принятие решений на местах, оставаясь в то же время единой командой с общим централизованным руководством.
На рисунке 6.14 представлена принципиальная логистическая схема экспресс-доставки грузов по линии DHL.
Клиент оформляет заказ на курьера по телефону или через Интернет. В течение нескольких часов курьер забирает отправку у клиента, оформляя при этом необходимые сопроводительные документы (накладная, инвойс и др.), и доставляет ее в офис DHL. Сотрудники компании в кратчайшие сроки проводят обработку отправления: перевешивание, занесение информации об отправлении в компьютерную систему, если необходимо оформляют таможенные документы (DHL имеет лицензию таможенного брокера, что позволяет проводить таможенное оформление грузов без непосредственного участия отправителя от его имени). После этого отдельные отправки консолидируются и отправляются в аэропорт, из которого самолетом доставляются в сортировочный центр. С начала ноября начались регулярные полеты собственного грузового авиарейса DHL no маршруту Кёльн-Москва-Кёльн (до этого времени для доставки грузов из Москвы использовались коммерческие рейсы). Рейс организован совместно с партнером DHL компанией "Lufthansa Cargo".
На сегодняшний день DHL располагает 35 сортировочными центрами по всему миру. В Кёльне у компании находится один из крупнейших в Европе центров.
Введение собственного рейса, несомненно, положительно отразится на качестве сервиса, предоставляемого DHL. Для клиентов очень важно, чтобы их груз доставлялся только по сети DHL на всех стадиях, начиная от приёма груза курьером и до момента доставки получателю. Использование собственного рейса является дополнительной гарантией безопасности и сохранности грузов при ещё более высокой скорости доставки как для экспортируемых, так и для импортируемых грузов.
Регулярная связь с Кёльном позволяет сократить транзитное время благодаря оптимальной стыковке для грузов из Москвы и в Москву с рейсами DHL, следующими через Кёльн по всем направлениям, которые обслуживает компания. Данная услуга является уникальной на российском рынке, так как в сочетании с использованием коммерческих авиалиний, которые по-прежнему будут доставлять грузы DHL для российских клиентов по выходным дням, обеспечит бесперебойность процесса доставки и гибкость обслуживания Необходимость привлечения коммерческих рейсов связана с тем, что количество грузов, отправляемых и получаемых российскими клиентами пока не так велико как в развитых странах, по-этому использовать собственный самолет в выходные дни на данный момент нерентабельно. DHL сотрудничает с такими авиакомпаниями, как SABENA, British Airways.
Новый рейс дополнил инфраструктуру DHL, которая, располагая авиапарком из 252 самолётов, является крупнейшей грузовой авиакомпанией в Европе. Использование собственного самолёта в России является логическим развитием стратегии DHL, цель которой - удовлетворение возрастающих потребностей клиентов через установление единых стандартов сервиса во всём мире.
На рисунке показан один сортировочный центр, хотя на самом деле груз может проходить через несколько таких центров, в зависимости от конечного пункта назначения.
После прибытия груза в страну конечного получателя обработка отправки происходит по той же схеме, что и при отправлении. Необходимо отметить, что DHL обеспечивает страхование грузов, имея генеральный страховой полис компании «AIG». Стоимость страховки составляет 1-3% от стоимости отправления.
Оплата услуг DHL происходит в момент отправления груза, как показано на рисунке стрелкой финансового потока, но при желании клиента отправка может быть оплачена и в момент получения. Это услуга называется «Import express" и особенно актуальна для компаний, регулярно заказывающих запасные части к оборудованию.
Как видно из рисунка информационные потоки идут параллельно материальным. На практике это означает, что при каждой обработке грузов сотрудниками компании информация заносится в компьютерную систему и сотрудники DHL, как и клиенты могут отследить движение отправки. DHL -единственная из числа экспресс-перевозчиков имеет свой российский сервер в сети Интернет, что позволяет клиентам найти подробную информацию о работе компании и услугах, которые она предоставляет на российском рынке, а также отследить путь отправления в режиме on-line.
Экспресс-доставка грузов по России принципиально отличается от международной тем, что в логистической цепи отсуствует звенья таможни и сортировочные центры, что обусловлено, как отмечалось выше, сравнительно невысокими объёмами материальных потоков. Из российских авиакомпаний DHL сотрудничает с Аэрофлотом, Трансаэро, Самара, Сибирь и другими.
В заключении хотелось бы отметить, что объемы экспресс-грузов постоянно растут, что обуславливает появление новых подходов, ключевую роль в которых занимает логистика.
|
ГЛАВА viI.