Задания для самостоятельной работы. Задание 1.Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов
Задание 1.Составьте словарик трудностей в произношении отдельных слов, связанных с вашей будущей профессией.
Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей. Какие орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются?
ТЕСТЫ
Тест 1.Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т.к
a) оно может падать на любой слог в разных словах;
b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;
c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;
d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.
Тест 2. Найдите утверждение, противоречащее действительности.
a) Ударение в русском языке служит для различения семантики слов;
b) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;
c) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;
d) ударение помогает различать значение слов и их форм.
Тест 3. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:
a) для различения семантики слов;
b) для указания на разную грамматическую форму слова;
c) для различения значения слов и их формы;
d) для указания на варианты слова.
Тест 4. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…
a) нормы ударения и произношения;
b) нормы построения словосочетаний и предложений;
c) нормы употребления многозначных слов;
d) нормы образования грамматических форм.
Тест 5. Найдите утверждение, не соответствующее действительности: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:
a) подвижностью;
b) разноместностью;
c) свободным характером;
d) фиксированностью ударения на определенном слоге.
Тест 6. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой:
a) жалюзи – жалюзи;
b) лосось – лосось;
c) кухонный – кухонный;
d) ходатайство – ходатайство.
Тест 7. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас.
a) Оба ударения соответствуют литературной норме;
b) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;
c) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;
d) одно ударение – компас – устаревшее.
Тест 8. Отметьте ряд,где ударение служит для разграничения слов:
a) творог – творог;
b) щавель – щавель;
c) мышление – мышление;
d) вязанка – вязанка.
Тест 9. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки?
a) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;
b) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;
c) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;
d) играть, звонить, сидеть, висеть.
Тест 10. Найдите слово, в котором нет редукции гласной «о».
a) Борец;
b) ходьба;
c) сонет;
d) болезнь.
Тест 11. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.
a) Вождь;
b) дождь;
c) одежда;
d) одежда.
Тест 12. Найдите слово, которое написано неправильно.
a) Инцидент;
b) интендант;
c) прецендент;
d) претендент.
Тест 13. В каком ряду представлены слова, где нет непроизносимых согласных?
a) Полночь, воздать, известен.
b) солнце, поздно, совестно;
c) местный, известный, грустный;
d) прелестный, лестница, праздник.
Тест. 14 Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «в».
a) Круглый;
b) круг;
c) круглого;
d) ого-го-го.
Тест 15. Какое из значений соответствует слову кредо:
a) система взглядов;
b) точка зрения, мнения;
c) правило, принцип;
d) то, что принадлежит только одному лицу.
Тест 16. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».
a) Бог;
b) стог;
c) враг;
d) грог.
Тест 17. Найдите ряд, в котором сочетания чн и шн служат для различения значения слов.
a) Калачный – калашный.
b) Двуручный – двурушный.
c) Ильинична – Ильинишна.
d) Кузьминична – Кузьминишна.
Тест 18. Отметьте рассуждение, являющееся верным при анализе пары слов: опёка – опека.
a) Оба слова соответствуют литературной норме;
b) оба слова не соответствуют литературной норме;
c) правильной является форма опёка;
d) правильной является форма опека.
Тест 19. Какое из значений соответствует слову плеяда:
a) группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще одной эпохи;
b) группа выдающихся деятелей;
c) категория людей;
d) группа единомышленников.
Тест 20. В каком ряду ударение в словах расставлено верно:
a) договор, добыча, мизерный, квартал;
b) сливовый, грушевый, некролог, приговор;
c) коклюш, плавление, мышление, обнаружение;
d) дремота, ломота, глухота, доброта,
Тема 5
Лексические нормы
Лексические нормы, или нормы словоупотребления – это
ª правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме,
ª употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в языке,
ª уместность его использования в той или иной ситуации.
Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правильности речи.
Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина - героиня с тонкой архитектурой души», - то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к ошибке.
Овладение нормами словоупотребления происходит на протяжении всей жизни человека, ведь словарный состав языка включает по данным, например, Словаря русского литературного языка в 17-ти томах (Большого академического) 120480 слов. И это далеко не полный объем лексики, к тому же лексики только литературного языка.
Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья.
Обратите внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться лексической правильности речи.
1. Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», - явно не знал точного значения слова «прозябать» - вести жалкую, бессодержательную, бесцельную жизнь
2.Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с неразличением оттенков значения
синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по смыслу. К
примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается
удивляться его обширной (вместо большой) любви" является
неправильным, так как прилагательное «обширный» синонимично прилагательному «большой» при обозначении размера, величины (большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.
Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в "Словаре синонимов русского языка" З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к прилагательному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по объему.
3. Нельзя забывать и о таком явлении, как многозначность
слова.Многие слова в языке обладают этим свойством, то есть
способностью употребляться в разных значениях. Разные значения слов приводятся в толковых словарях: первым указывается
основное(его еще называют прямым, первичным, главным), а потом - производные от него (переносные, вторичные).
Например, глагол касаться имеет основное значение «дотрагиваться до кого - или чего-нибудь» и два переносных, вторичных значения – «иметь отношение к кому - или чему-нибудь» (Это тебя не касается); «затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении» (касаться темы, проблемы, вопроса).
Слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, производные же значения выявляются только в сочетании с другими словами.
4. Помните, что многозначное слово может иметь разную
лексическую сочетаемость, то есть способность соединяться по
смыслу с другими словами. В языке запрет на сочетание слов
друг с другом накладывается в первую очередь присущими им
значениями, а также традицией употребления, исторически сложившейся нормой. Например, слово круглый в своем основном
значении – «имеющий форму круга» соединяется со словами
стол, коробка, лицо и т.п. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный» - с такими, как невежда, отличник, сирота.
Нарушение лексической сочетаемости часто возникает в речи.
Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя» (вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих произведениях народное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народному творчеству»), «носить символический образ» {вместо «иметь символическое значение»).
В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова в устойчивых выражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибочны следующие употребления:
Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. Роман сыграл большое значениев жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.
5. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma - имя),то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов,то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономность (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.
Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы» (монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование, посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное, бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения любимой девушки. Скорее всего подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».
6. Будьте внимательны при употреблении слов, недавно вошедших в наш обиход (неологизмов), а особенно лексики иноязычного происхождения. Использовать заимствованные слова без особой необходимости вообще не следует, а уж тем более, если значение слова вам не совсем понятно. Вряд ли можно считать правильным, например, употребление слова вернисаж в следующем контексте: «Ежедневно вернисаж картин этого художника посещает не менее ста человек». Обратившись к словарю С.И. Ожегова, нетрудно выяснить, что вернисаж – «этоторжественное открытие художественной выставки», которое никак не может проводиться ежедневно. Из словаря иностранных слов можно почерпнуть сведения о происхождении этого слова, которые помогут лучше запомнить его значение: «вернисаж (фр. vernissage букв. лакировка) - торжественное открытие художественной выставки (первонач. – день покрытия картин лаком перед открытием выставки)». Вполне уместно было бы заменить в нашем предложении слово вернисаж словом выставка.
7. Избегайте в речи смысловой избыточности. При употреблении лишних по смыслу слов возникают так называемые плеоназмы(от греч. pleonasmos переизбыток) – речевое излишество, вкрапление в речь слов, ненужных с чисто смысловой точки зрения, частичное совпадение значений слов, образующих словосочетание: моя автобиография (авто = мой), самый лучший (лучший = самый хороший), памятный сувенир (сувенир = подарок на память), совместное сотрудничество (сотрудничество - совместная работа), прейскурант цен (прейскурант - справочник, перечень цен).
Несоблюдение норм приводит к ошибкам и курьезам.
Например, в одном из исследований приводится перевод слов русской песни: «И кто его знает, чего он моргает...»: «Никто не знал, что у него с глазом».
К лексическим нормам относятся и правила употребления фразеологических оборотов. Фразеологизм – это неделимое, целостное по своему значению устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Его ещё называют идиомой, или устойчивым сочетанием слов.