Глубина погружения аппарата составляет 1000 метров. При длине 2,7 метра масса составляет 80 килограммов. Используется для обнаружении и обезвреживания мин и патрулирования
Самоходный Подводный Аппарат для поиска и уничтожения мин.
Введение
В ряде задач важную и практически незаменимую роль играют подводные аппараты, для обнаружения, поиска (обозначения) мин разных типов (донных, якорных, заиленных и других), являющихся наиболее массовым и опасным видом оружия для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками вероятного противника.
Подводные самоходные аппараты (ПСА) различаются между собой как по назначению, так и по форме корпуса, принципу управления, техническим характеристикам. Существуют три основные группы: автономные (обитаемые, не обитаемые), телеуправляемые, буксируемые.
Автономные самоходные аппараты, управляемые, как правило, непосредственно человеком, обладают достаточно широкими тактическими возможностями. Глубина погружения достигает, свыше 2000 м . Дальность хода иногда достигает нескольких десятков километров. Скорость не превышает обычно 10 уз, но аппараты обладают хорошей маневренностью на любой из рабочих скоростей и даже при полной остановке.
Автономные аппараты могут быть и необитаемы. Движение такого аппарата осуществляется по определенной программе. Управление такими аппаратами производится с обеспечивающего корабля по линии связи. По линии связи передаются как команды управления аппаратом, так и информация с многочисленных датчиков и систем, установленных на нем, в том числе и с системы подводного поиска.
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА), оснащен специальным оборудованием, погружаемый в воду и управляемый с поверхности пилотом или группой операторов (пилот, навигатор и другие).
Подводное обследование с помощью ТНПА позволяет получить объективную визуальную информацию о состоянии подводных объектов в режиме реального времени с возможностью записи с целью последующего детального анализа. Современные технологии позволили устанавливать на них дополнительное оборудование в виде приборов и датчиков для решения различных задач.
Буксируемые необитаемые подводные аппараты. Приводятся в движения кабель - тросом с судна – буксировщика. Ориентация аппарата по курсу и глубине определяется курсом и скоростью судна – буксировщика и длиной вытравленного участка кабель – троса. По силовому каналу кабель – троса передается энергия для работы систем и приводов аппарата. Информация, добываемая аппаратом, а также управляющие команды оператора базового судна передаются по информационному каналу. Все оборудование аппарата монтируется на пространственной (объемной) фундаментной раме, и весь конструктив с оборудованием заключается в легкий проницаемый обтекаемый корпус. Плавучесть создается непроницаемыми частями оборудования, прочными контейнерами и, если это необходимо, дополнительными плавучестями из легкого материал, которые по возможности стараются разместить в верхней части аппарата для повышения остойчивости.
Работа с помощью этой техники – наиболее экономный вариант, позволяющий выполнить значительную часть работ без привлечения водолазов. Особенно это важно, когда использование необитаемых аппаратов является единственно возможным способом, например, когда работы производятся в опасных условиях – в химических зараженных зонах, в условиях повышенной радиации, на запредельных для водолаза глубинах.
1.2. Автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) других стран:
АНПАGavai, производится исланской компанией Hatmynd.
Глубина погружения аппарата составляет 1000 метров. При длине 2,7 метра масса составляет 80 килограммов. Используется для обнаружении и обезвреживания мин и патрулирования.
Рис.1
Рис.2
Таблица №1. ТТХ (СПА)
Параметры: | Pinguin B3 (Германия) | SLQ-48MNS(США) | |
Длина, м | 3,5 | 3,67 | |
Ширина, м | 1,5 | 1,2 | |
Высота, м | 1,5 | 1,2 | |
Масса, кг | |||
Полезная нагрузка, тип- масса | 255кг +2шт | МК-57 | |
Скорость, м/с | |||
Глубина, м | >200 | ||
Привод | Электр. | Электр/гидровл. | |
Гидролокационное оборудование | ГЛС СО ближней зоны | ГЛССО | |
ТV - Система | + | поворотная | |
Кабель трос, м | |||
Мощность, кВт | |||
Удаление от корабля, м | 500-800 | ||
Рис.3 Рис.4
Анализ боевых действий на море по данным, опубликованным в средствах массовой информации, показывает, что недооценка минной опасности и нехватка противоминных сил и средств, приводит к большим потерям кораблей и срыву как оперативных, так и стратегических планов. К примеру, противоминные силы ВМФ СССР вытралили в военный период 6 798 мин (из них 1 180 неконтактных), в послевоенный период 11 700 мин (из них около 20% неконтактных). Несмотря на то, что послевоенное траление проводилось до середины 60-х годов, полностью ликвидировать минную опасность не удалось до настоящего времени и за этот период на минах подорвалось около 700-800 кораблей и судов.
В 70-е - 80-е годы были разработаны и приняты на вооружение основных флотов мира новые виды противоминного оружия (ПМО): самоходные телеуправляемые комплексы неконтактного траления, магнитоакустические тралы-имитаторы, буксируемые искатели-уничтожители мин и самоходные противоминные аппараты, обеспечивающие поиск и уничтожение мин впереди по курсу тральщика. Появился новый класс противоминных кораблей: тральщики – искатели мин.
Морские мины активно используются в качестве наступательных или оборонительных вооружений в реках, озерах, морях и океанах, этому способствует их постоянная и длительная боеготовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья.
Наступательные мины размещаются во вражеских водах, преимущественно через важные судоходные маршруты с целью подрыва как торговых, так и военных кораблей.
Оборонительные минные заграждения защита ключевых участков побережья от вражеских кораблей и подводных лодок.
Классификация мин.
Морские мины подразделяются:
1. По типу установки:
Якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;
Рис.5 Малая якорная корабельная гальваноударная мина. Рис.6 Якорна неконтактная мина.
Донные — устанавливаются на дне моря;
Рис.7
Авиационная неконтактная донная мина: 1 — заряд взрывчатого вещества; 2 — электродетонатор; 3 — приборная камера; 4 — магнитный взрыватель, подвешенный на амортизаторах; 5 — парашютное отделение.
Плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине.
Рис.8 Дрейфующая мина.
Самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.
Рис.9
Противолодочная мина-торпеда ПМТ-1
Рис.10. Принцип действия противолодочной мины-торпеды
2. По принципу действия взрывателя:
Контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;
Гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента.
Антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок).
Рис.11
Контактная антенная мина: 1 — плавучий корпус мины; 2 — антенны, закрепленные на изоляторах (2а); 3 — выводы антенн; 4 — аппаратурный блок мины; 5 — минреп; 6 — якорь: 7 — буек; 8 — подводная лодка, коснувшаяся минной антенны корпусом.
Неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др.; в том числе неконтактные подразделяются на:
Магнитные — реагируют на магнитные поля цели.
Акустические — реагируют на акустические поля.
Гидродинамические — реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели.
Индукционные — реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход).
Комбинированные — сочетающие взрыватели разных типов.
3. По кратности:
Некратные — срабатывают при первом обнаружении цели.
Кратные — срабатывают после заданного числа обнаружений.
Морские мины совершенствуются в направлениях увеличения мощности зарядов, создании новых типов неконтактных взрывателей и повышения устойчивости к тралению.
Целью настоящего дипломного проекта является модернизация самоходного подводного аппарата, увеличение скорости и выполнение функции поиска и уничтожения (обозначения) мин. Дипломный проект состоит из нескольких основных частей: общей, специальной, технологической, экономической и раздела охраны труда.
В специальной части дипломной работы обусловлен выбор расчетов рабочих зон (СПА).
В технологической части дипломного проекта описан процесс ???
В организационно-экономической части дипломного проекта рассчитаны затраты на проведение проектно-конструкторских работ (ПКР) по созданию ??.
В разделе охраны труда рассмотрены вопросы организации рабочих мест для ??.
Общая часть.