Ответственность за безопасность полетов
4.3.1 В главе 3 рассматривается управление безопасностью полетов как основной бизнес-функцией, способствующей проведению анализа ресурсов и целей организации. Такой анализ создает основу для сбалансированного и реалистичного распределения ресурсов между защитными и производственными задачами, которые обеспечивают общие потребности организации в предоставлении услуг. В п. 4.2.1 рассматривается СУБП как управленческая система для обеспечения безопасной производственной деятельности. Безопасная производственная деятельность вряд ли будет достижима, если не осуществляется сбалансированное и реалистичное распределение ресурсов между защитными и производственными задачами, которое обеспечивает общие потребности организации в предоставлении услуг. В общем плане ответственность за обеспечение безопасной производственной деятельности и за достижение сбалансированного и реалистичного распределения ресурсов материализуется через посредство организации самой СУБП и, в особенности, через посредство одного конкретного элемента СУБП: определение ответственности за безопасность полетов всех сотрудников, но, главным образом, ведущих сотрудников.
4.3.2 Ответственность руководства за безопасность полетов в части организации СУБП касается определения архитектуры организации СУБП, которая соответствует масштабам, характеру и сложности производственной деятельности, а также факторам опасности и риска для безопасности полетов, связанным с деятельностью, необходимой для предоставления услуг. Более того, ответственность руководителей за безопасность полетов в части организации СУБП включает выделение людских, технических, финансовых и любых других ресурсов, требуемых для эффективного и действенного функционирования СУБП.
4.3.3 В то время как должностные инструкции всех сотрудников, независимо от уровня, должны включать ответственность и обязанности в области безопасности полетов, обязанности и полномочия в области безопасности полетов ведущих сотрудников предусматривает включение в должностную инструкцию каждого старшего руководителя (начальника отдела или лица, ответственного за функциональное подразделение) определенных соответствующих обязанностей, связанных с функционированием СУБП, в дополнение к конкретным обязанностям, связанным с функционированием отдела/функционального подразделения. Согласно концепции управления безопасностью полетов как основной бизнес-функции каждый начальник отдела или лицо, ответственное за функциональное подразделение, будет в какой-то мере участвовать в обеспечении функционирования СУБП и ее эффективности обеспечения безопасности полетов. Такое участие, несомненно, будет носить более активный характер со стороны лиц, которые непосредственно заняты в предоставлении основных услуг организации (производство полетов, техническое обслуживание, техническое обеспечение, подготовка и отправка, называемые далее общим термином "линейные руководители") по сравнению с лицами, ответственными за вспомогательные функции (людские ресурсы, администрация, правовые и финансовые вопросы).
4.3.4 Ответственность, обязанности и полномочия всех начальников отделов и/или лиц, ответственных за функциональные подразделения, и, в особенности, линейных руководителей, должны быть изложены в руководстве по системам управления безопасностью полетов организации (РСУБП), графически изображены на функциональной диаграмме, показывающей взаимодействие и взаимосвязь различных секторов организации в плане управления безопасностью полетов. Образец такой функциональной диаграммы приведен на рис. 4-2.
4.3.5 Важно иметь в виду, что на рис. 4-2 изображены функции, а не организация. Цель состоит не в том, чтобы изобразить организацию управления безопасностью полетов в виде отделов или функциональных подразделений и их относительного иерархического положения в данном предприятии, а в том, чтобы отобразить функции каждого отдела и/или функционального подразделения в виде обеспечения безопасности полетов в качестве основного бизнес-процесса.
4.3.6 В центре функциональной диаграммы находится отдел обслуживания в области безопасности полетов. Концепция отдела раскрывает понятие управления безопасностью полетов как основной бизнес-функцией, и СУБП как системы, которую руководство для этой цели использует. Отдел является независимым и нейтральным в плане тех процессов и решений, которые осуществляются и принимаются линейным руководством функциональных подразделений в отношении предоставления услуг. В условиях функционирования СУБП отдел выполняет четыре ключевые корпоративные функции:
а) управляет системой выявления факторов опасности и следит за ее функционированием;
b) осуществляет контроль за эффективностью обеспечения безопасности полетов эксплуатационными подразделениями, непосредственно занятыми в предоставлении услуг;
с) консультирует старшее руководство по вопросам управления безопасностью полетов;
d) оказывает помощь линейным руководителям в вопросах управления безопасностью полетов.
|
4.3.7 С точки зрения традиционного подхода, рассмотренного в главе 2, отдел безопасности полетов являлся исключительным "владельцем" всего процесса безопасности полетов в организации. Сотрудник по вопросам безопасности полетов был тем лицом, которое занималось выявлением проблем безопасности полетов, предлагало решения, участвовало в реализации этих решений и следило за эффективностью этих решений. В последние годы концепция того, что "владение" процессом безопасности полетов исключительно принадлежало отделу безопасности полетов, непреднамеренно получило дополнительное подтверждение путем применения широко распространенной в отрасли практики, устанавливающей прямую линию связи и отчетности между сотрудником по вопросам безопасности полетов и ВДЛ организации.
4.3.10 Применение СУБП открывает другие перспективы. Отдел безопасности полетов переименован в отдел обслуживания в области безопасности полетов – это, в принципе, подразделение по сбору и анализу данных о безопасности полетов. С помощью сочетания прогностических, проактивных и реагирующих методов (рассмотренных в главе 3) отдел обслуживания в области безопасности полетов отслеживает события, происходящие в пределах эксплуатационного сдвига (также рассмотренного в главе 3) путем постоянного и регулярного сбора связанных с безопасностью полетов данных о факторах опасности в ходе деятельности по предоставлению услуг.
4.3.11 После выявления факторов опасности и оценки их последствий и вытекающих из них факторов риска для безопасности полетов (т. е. после извлечения из данных и конкретной информации о безопасности полетов) информация направляется линейным руководителям для разрешения содержащихся в ней проблем безопасности полетов. Линейные руководители являются настоящими экспертами в этих вопросах в своих соответствующих областях и поэтому лучше других могут разработать и реализовать эффективные и действенные решения. Более того, линейные руководители могут сделать последний шаг в процессе анализа данных о безопасности полетов, превратив эту информацию во всеобъемлющие сведения о безопасности полетов и поместив полученную отделом обеспечения в области безопасности полетов информацию о факторах опасности в соответствующий контекст.
4.3.12 Как и в организации в целом, главная ответственность за управление безопасностью полетов возлагается на тех, кто "владеет" производственной деятельностью. Именно во время производственной деятельности непосредственно возникают факторы опасности, недостатки организационных процессов способствуют проявлению причиняющих ущерб последствий факторов опасности, а прямой контроль со стороны руководства и выделение ресурсов могут уменьшить факторы риска для безопасности полетов до НПВУ. Более того, владельцы процессов являются техническими экспертами в своей области в любой организации и, таким образом, лучше других осведомлены о технических процессах производства.
4.3.13 После направления информации о безопасности полетов соответствующим линейным руководителем отдел обслуживания в области безопасности полетов возобновляет свою деятельность по регулярному сбору и анализу данных о безопасности полетов. Через определенный период времени, согласованный между отделом и соответствующими линейными руководителями, отдел обслуживания представит новую информацию о безопасности полетов, связанную с рассматриваемой проблемой, линейным руководителям тех подразделений, к которым относится эта проблема безопасности. В информации будет указано, разрешили ли данную проблему безопасности полетов те меры по уменьшению риска, которые были реализованы линейными руководителями, или же данная проблема все еще присутствует. В этом последнем случае принимаются дополнительные меры по уменьшению риска, согласовывается новый период времени, производится сбор и анализ данных о безопасности полетов, направляется информация и такой цикл повторяется до тех пор, пока анализ данных не подтвердит, что проблема безопасности полетов разрешена. На протяжении всего этого процесса линейные руководители не отчитываются перед отделом обслуживания в области безопасности полетов, а имеют дело с ответственным руководителем, являющимся лицом, обладающим окончательной ответственностью за организацию СУБП, с которым они держат связь через любое из двух официальных подразделений организации по вопросам безопасности полетов, которые рассматриваются в разделе 4.4.