Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов

Глава 1. Основы летной эксплуатации авиационного радиооборудования

Постоянное увеличение объема перевозок на внутренних и международных воздушных трассах сопровождается ростом интенсивности воздушного движения и, как следствие, приводит к ужесточению требований к регулярности, безопасности и экономической эффективности полетов.

Важную роль в выполнении таких требований играют все виды авиационного радиооборудования.

Авиационным радиооборудованием (АРО) называют бортовые устройства радиотехнических средств (РТС) связи, навигации, посадки и управление воздушным движением. Они являются важной составной частью комплекса технических средств обеспечение полетов, оказывая непосредственные влияние на качество функционирование авиационной транспортной системы.

Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов

Опыт показывает, что в процессе летной эксплуатации бортового радиооборудования наблюдаются отказы этого оборудования и случаи неправильного использования этого оборудования, обусловленные грубыми промахами в отсчете показаний индикаторов, неграмотными действиями оператора или нарушением правил летной эксплуатации оборудования.

Для количественной оценки эффективности использования бортового радиооборудования по назначению вводится понятие надежности летной эксплуатации. Показателем надежности летной эксплуатации считается вероятность безотказной работы оборудования и его правильного использования по назначению, которая равна произведению вероятности безотказной работы на вероятность правильного использования оборудования оператором. Термином отказ авиационного радиооборудования (АРО) обозначают обобщенное понятие, включающее отказ оборудования либо его неправильное использование.

Оценка роли авиационного оборудования в обеспечении безопасности полетов осуществляется на основе следующих методологических соображений. Система экипаж - ВС - диспетчер (Э-ВС-Д) представляет собой сложную эргатическую систему, и отказ одной или нескольких ее функциональных систем (ФС), как правило, не сопровождается катастрофическими последствиями, но обусловливает снижение функциональной эффективности всей системы, что при определенных условиях может привести к авиационному происшествию (АП). Для интегральной оценки функциональной эффективности системы Э - ВС - Д и фактических условий полета в теории безопасности полетов вводится понятие ситуации. Из всего множества ситуаций, в той или иной мере потенциально угрожающих авиационными происшествиями, выделяют так называемые особые ситуации (ОС), которые имеют практически значимую вероятность завершения АП.

Значение той или иной функциональной системы в обеспечении безопасности полетов определяется, конечно, тяжестью последствий, обусловленных ее отказом, и зависит от внешних условий и от того, на каком этапе полета произошел отказ. Поэтому этот вклад оценивают вероятностью возникновения ОС при отказе данной ФС. Вероятность возникновения ОС зависит от вероятности р ( Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов - student2.ru ) отказа ФС Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов - student2.ru на данном n-м этапе полета и от условной вероятности появления ОС при отказе p Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов - student2.ru (ОС/ s Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов - student2.ru )

Надежность летной эксплуатации авиационного радиооборудования и безопасность полетов - student2.ru

Таким образом, важным с точки зрения безопасности полетов яв­ляется не только надежность бортового оборудования, но и показатель тяжести последствий его отказа на соответствующем этапе полета. Поэтому требования к надежности той или иной радиосистемы зависят именно от показателя тяжести последствий его отказа.

Отказ той или иной отдельной функциональной системы и, в частности, того или иного элемента радиооборудования, как правило, не обусловливает однозначно катастрофическую или аварийную ситуацию. Он приводит к снижению функциональной эффективности системы “Э-ВС-Д”. Во всех случаях АП может быть предотвращено при грамотной или своевременной реакции экипажа. Непременным условием предотвращения АП является глубокое знание принципов функционирования АРО и строгое соблюдение РЛЭ и всех нормативных документов, регламентирующих правила его летной эксплуатации.

1.2. Летная эксплуатация авиационного радиооборудования

Экипаж ВС отвечает за правильность эксплуатации бортового АРО с момента приема от должностных лиц и до передачи ВС другим должностным лицам. Эксплуатация радиооборудования экипажем осуществляется при подготовке к вылету, в полете и после посадки (до заруливания на стоянку) и включает в себя:

· внешний осмотр и проверку работоспособности АРО при приеме ВС

· включение радиоустройств, их подготовку к использованию и выключение;

· управление радиооборудованием в полете и контроль его работы;

· обнаружение и устранение простейших неисправностей АРО в полете.

В процессе эксплуатации АРО должны выполняться некоторые общие правила:

· предохранители, защищающие цепи питания радиоустройств, должны устанавливаться только на значение тока, предусмотренное электрической схемой;

· перед заменой предохранителей на каком-либо радиоустройстве необходимо выключить его электропитание;

· проверка работоспособности бортового АРО на земле должна проводиться при подключенных к бортовой сети аэродромных источниках электроэнергии или во время работы авиадвигателей, когда к сети подключены бортовые генераторы, при этом частота и напряжение этих источников должны соответствовать установленным значениям.

При эксплуатации радиоэлектронного оборудования запрещается:

· оставлять открытыми электрощитки распределительных устройств после проверки или замены предохранителей;

· вскрывать в полете блоки радиоаппаратуры;

· применять для проверки АРО аэродромные источники электроэнергии, напряжение и частота которых выходят за пределы допустимых значений;

· допускать к эксплуатации радиоустройства, антенны которых имеют вмятины, измененную геометрическую форму, дефекты покрытия рабо­чих поверхностей;

· закрывать блоки радиооборудования предметами, ухудшающими теплоотдачу;

· заменять сигнальные электролампы в блоках, находящихся под напряжением;

· заменять без крайней необходимости более одного раза вышедший из строя предохранитель или более одного раза включать автомат защиты сети (АЗС), когда он срабатывает;

· силой удерживать в положении "Включено" рукоятку АЗС.

Грамотная летная эксплуатация АРО приводит к повышению надежности его работы, уменьшению вероятности неправильного использования и, как следствие, к повышению безопасности полетов.

Наши рекомендации