Условия, обеспечивающие безопасность полетов. Предотвращение случаев потери ориентировки

Безопасность полетов - это комплекс мероприятий, направлен­ных на:

· исключение случаев потери ориентировки;

· столкновения самолетов с наземными препятствиями и другими самолетами в воздухе;

· случаев нарушения государственной границы и границ запретных зон;

· попадания в опасные условия погоды и в радиоактивные облака;

· нарушения безопасности бомбометания, пуска ракет и воздушно­го десантирования.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ СЛУЧАЕВ ПОТЕРИ ОРИЕНТИРОВКИ.

В полете экипаж должен все время сохранять ориентировку т.е. знать свое местонахождение. Ориентировка считается потерянной, если экипаж самолета не знает своего местонахождения с точностью, необходимой для определения дальнейшего направления полета и выполнения поставленной задачи.

Виды потери ориентировки.

В полете экипаж может потерять ориентировку временно или полностью.

· Ориентировка считается временно потерянной, если экипаж в полете своевременно восстановил ее, выполнил поставленную задачу и благополучно произвел посадку на заданном или запасном аэродроме.

· Ориентировка считается полностью потерянной, если экипаж в полете ее не восстановил или восстановил несвоевременно, что привело к невыполнению поставленной задачи полета, к вынужденной посадке или к покиданию самолета.

При полете группой для ведомых экипажей ориентировка считается потерянной, если они после полу­чения сигнала от ведущего о потере ориентировки не оказали ему никакой помощи в ее восстановлении.

Основными причинами потери ориентировки являются:

─ неудовлетворительная штурманская подготовка экипажа к полету;

─ нарушение основных правил самолётовождения;

─ отсутствие контроля за экипажем в воздухе и нечеткое управ­ление полетами;

─ неумение комплексно использовать технические средства самоле­товождения в полете в случае отказа отдельных из них или несвоевременное определение их неисправности (особенно курсо­вых приборов);

─ неумение вести визуальную ориентировку;

─ неподготовленность экипажа к полету в усложнившихся условиях.

Для предотвращения потери ориентировки необходимо:

─ тщательно готовиться к полету: хорошо изучить район полетов, аккуратно и точно выполнять подготовку карт, расчет полета, правильно составить штурманский план полета;

─ в соответствии с условиями полета применять в качестве основных наиболее надежные и точные средства и способы самолетовождения, которые обязательно должны дублироваться другими средствами и способами;

─ овладеть всеми способами ведения ориентировки;

─ тщательно проверять навигационное оборудование перед полетом и комплексно применять его в полете;

─ постоянно отрабатывать штурманский глазомер и счет в уме.

Если же ориентировка все же потеряна, экипаж должен хладнокровно установить факт потери ориентировки, трезво оценить создавшуюся ситуацию и строго придерживаться следующего порядка действий:

· не допускать необдуманных и поспешных действий;

· доложить о потере ориентировки, свою высоту и остаток топлива на КП аэродрома (при отсутствии связи с КП аэродрома взлета или посадки доложить на КП других аэродромов, или РЦ ЕС ОрВД);

· включить сигнал «БЕДСТВИЕ» аппаратуры опознавания, одновременно передавать сигналы о потере ориентировки «ПОЛЮС» или «СОС»;

· встать в правую коробочку с минутным интервалом, перейти на режим максимальной продолжительности полета, занять высоту, обеспечивающую безопасность полета, наилучший обзор местности и условия для обнаружения самолета наземными средствами РТО и оказания помощи экипажу;

· усилить осмотрительность;

· если потеря ориентировки произошла вблизи государственной границы, или над территорией противника, взять курс на свою территорию;

· проверить записи фактического режима полета, расчеты, установочные данные автоматизированных навигационных систем и работу курсовых приборов;

· приступить к восстановлению ориентировки, соблюдая меры бе­зопасности полета и применяя способы, предусмотренные штур­манским планом полёта.

Наши рекомендации