Социально-психологические аспекты кадровой работы
Несмотря на то, что кадровая работа является предметом изучения теории управления, она самым тесным образом переплетается с направлениями исследований в области социологии и психологии.
Социально-психологический компонент кадровой работы в органах внутренних дел включает в себя вопросы, касающиеся отбора персонала по тем или иным психофизиологическим качествам, методов управления персоналом (коллективом), формированием условий труда и психологического климата в коллективе, социальной мотивации трудовой деятельности и деловой карьеры, роли руководителя и стиля руководства, преодоления конфликтов и другие вопросы. В данном аспекте эти компоненты подразделяются на социальные и психологические. Одним из наиболее важных социальных компонентов кадровой работы органов внутренних дел является управление деловой карьерой сотрудника, а актуальным психологическим компонентом управления – стиль работы руководителя и управление конфликтами в коллективе.
В широком смысле понятие «карьера» понимается как путь к успехам, видному положению на служебном поприще, а также достижение такого положения. Соответственно служебная карьера государственного служащего должна быть связана с качественной стороной служебной деятельности, в результате чего она становится средством достижения определенного социального положения в обществе. Соответственно организация деловой карьеры аппаратом управления является единственным средством последовательной подготовки высококвалифицированных служащих, в том числе руководителей – профессионалов в сфере управления.
В России почти двести лет (с 1722 по 1917 г.) действовала введенная Петром I организация последовательного прохождения всех ступеней военной, гражданской и придворной службы (Табель о рангах), которая зависела только от личных заслуг и способностей, а не от знатности происхождения. Получение того или иного чина по Табели о рангах давало право на соответствующие должности. Например, лица, окончившие университет и другие высшие учебные заведения, при поступлении на государственную службу получали чины 8−12 классов, согласно Табели о рангах.
После Октябрьской революции 1917 г. Табель и классы государственных служащих были упразднены. В период Советской власти для государственных служащих употребление понятия «карьера» не поощрялось. Оно чаще употреблялось в отрицательном значении (стремление к выгоде). Упорядочение должностей обеспечивалось посредством периодического издания тарифно-квалификационных справочников для работников народного хозяйства. В 1967 г. постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы была утверждена «Единая номенклатура должностей служащих», в которой были выделены три крупных группы – руководители, специалисты и технические исполнители. Основное предназначение Единой номенклатуры – составление штатных расписаний с учетом характера труда в системе государственных учреждений.
В настоящее время в Российской Федерации эту функцию выполняет законодательство. Президентом Российской Федерации утвержден Реестр государственных должностей и Реестр государственных должностей государственной службы. Государственная служба включает в себя как государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, так и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Государственные служащие иных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются федеральным законом государственными служащими Российской Федерации. Государственные должности подразделяются на три категории («А», «Б» и «В»). Кроме того, выделено пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие). Законодательство вводит основные квалификационные требования, соответствующие каждой из пяти групп должностей, а также порядок назначения на должности и прохождение государственной службы.
Законодательство о государственной службе, в том числе Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, создает организационно-правовую основу для управления деловой карьерой сотрудников органов внутренних дел. Этот аспект управленческой деятельности объективно необходим, поскольку получение должности государственного служащего должно исключать произвольное начало. Должности в системе органов государственной власти и управления обеспечивают то или иное социальное положение в обществе и удовлетворяют материальные и духовные потребности. Следовательно, стремление к служебному росту должно соответствовать не только социальным претензиям служащего, но также определенным квалификационным требованиям и деловым качествам государственного служащего.
Деловая карьера – это социальная позиция и поведение в процессе служебной деятельности аттестованного сотрудника, принимаемые индивидуально в целях продвижения по службе и приобретения определенного социального положения.
Управление деловой карьерой – это организационно-правовая форма деятельности аппарата управления, создающая условия для формирования профессионально-деловых качеств сотрудников, их объективной оценки и продвижения по службе.
Формирование деловой карьеры подразумевает установление определенного соответствия между индивидуальными целями сотрудника (целями-ориентирами) и целями кадровой политики в системе органов внутренних дел. Понятие «деловая карьера» складывается из двух составляющих ее понятий: профессиональной и внутриорганизационной карьер.
Профессиональная карьера формируется в процессе всей профессиональной деятельности и проходит разные стадии:
· обучение;
· поступление на службу;
· совершенствование профессиональных знаний и умений;
· выход на пенсию.
Внутриорганизационная карьера формируется в рамках конкретной системы управления (министерства, ведомства, организации). В системе МВД России (как и в любой другой социальной системе) внутриорганизационная карьера может складываться тремя способами в полном соответствии с социальным ожиданием сотрудника.
«Вертикальное» продвижение соответствует последовательному подъему на более высокую должностную ступень в границах одной структуры. Например: следователь – старший следователь – заместитель начальника следственного отделения и т.д.
«Горизонтальное» продвижение соответствует перемещению на равную должность в смежной области деятельности. Например: старший участковый-уполномоченный – старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних – старший инспектор дознания и т.п.
«Центростремительное» продвижение соответствует последовательному прохождению службы. Это направление связано, как правило, с поэтапным ростом навыков организаторской деятельности, например от должности, в отделении милиции до должности в Главном Управлении внутренних дел и Министерстве внутренних дел.
Для управления деловой карьерой необходима система организационных форм этой деятельности. К числу таких форм относятся:
· система профессионального отбора;
· система учета и контроля движения кадров;
· система аттестования;
· система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;
· система стажировки в должности и утверждения в должности;
· система выдвижения и подготовки резерва руководящего состава;
· система правовой защиты службы в органах внутренних дел.
В управлении деловой карьерой особое значение имеет подготовка и формирование руководящего состава органов внутренних дел. Успешное руководство коллективом в деле решения оперативно-служебных задач объективно предполагает не только профессионализм, но и необходимость изучения потребностей людей, их мотивы, интересы и цели. Соответственно, кадровая политика и меры по ее реализации должны быть направлены на выделение в резерв руководящего состава наиболее достойных сотрудников, которые по своим деловым и нравственным качествам способны реализовывать функции управления.
Качество руководства напрямую зависит от личных свойств руководителя, а также от индивидуальных особенностей руководства. В этой связи теория управления выделяет понятие стиль руководства, под которым понимается индивидуальное сочетание профессиональных, волевых, организационных и нравственных качеств руководителя. Стиль руководства проявляется в применении руководителем форм и методов управления. В разных обстоятельствах руководитель предстает в роли администратора, лидера, организатора, профессионала, педагога и гражданина. Отдельные стороны личности проявляются в повседневной деятельности, другие свойства личности отражаются в сознании членов коллектива и оцениваются как индивидуальные качества руководителя.
В стиле каждого руководителя определенным образом проявляется совокупность приемов управления, сформированных личным опытом, профессиональными навыками и психологическими особенностями личности. В стиле отражается управленческое мировоззрение и собственное видение управленческой деятельности. Существует общий подход к классификации стилей руководства, где выделяют три основных стиля управления.
Авторитарный (директивный) содержит такие характеристики, как:
· ориентация на собственные мнения и оценки;
· стремление к власти; уверенность в себе;
· склонность к жесткой формальной дисциплине;
· большая дистанция с подчиненными;
· нежелание признавать свои ошибки;
· пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных;
· единоличное принятие решений;
· жесткий контроль над действиями подчиненных.
Авторитарный стиль является необходимым для принятия быстрых и точных решений (задержание вооруженных преступников, стихийные бедствия и т.д.) и не подрывает принципов демократизма.
Демократический (коллегиальный) характеризуется следующими чертами:
· требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей;
· сознательное соблюдение дисциплины;
· стремление делегировать полномочия и разделить ответственность;
· демократичность в принятии решений.
Демократический стиль не затрудняет осуществления единоначалия и обычно не ослабляет административную власть руководителя.
Либеральный обладает следующими особенностями:
· снисходительность к подчиненным;
· отсутствие требовательности, строгой дисциплины и контроля;
· либеральность, панибратство с подчиненными;
· склонность перекладывать ответственность в принятии решений на других.
Деловые качества руководителя-либерала бывают востребованы там, где излишняя требовательность или склонность к согласованию любых решений способны нарушить стабильность работы.
Практические исследования социологов показывают неоднозначность преимуществ и недостатков названных стилей руководства.
Наиболее актуальным на сегодняшний день психологическим компонентом кадровой работы в органах внутренних дел является управление конфликтами в коллективе.
Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Эта область знаний приняла самостоятельное направление и сформировалась в науку – конфликтологию.
Возможность конфликта потенциально заложена в структуре любой организации, где отношения руководитель – подчиненный основаны на административном принуждении. Основанный на дисциплине административный метод руководства может стать не средством достижения цели, а, подменяя ее, стать самоцелью, выраженную в неукоснительном исполнении служебной дисциплины.
Способность руководителя управлять конфликтом чаще всего рассматривается в соотношении функций власти, лидерства и авторитета.
· Власть – это форма социальных отношений, основанная на административно-правовых полномочиях.
· Лидерство – это социально-психологический процесс влияния и подчинения, основанный на системе внутригрупповых отношений.
· Авторитет – это индивидуальная характеристика, основанная на уважении и признании другими достоинств личности.
Эти важные для осуществления руководства понятия не всегда сочетаются в лице руководителя конкретно взятого коллектива. В некоторых случаях ролевые функции власти, лидерства и авторитета в коллективе существуют независимо. Они могут персонифицироваться даже в подчиненных друг другу работниках одного коллектива. В подобном случае могут возникать существенные противоречия между формальной (организационно-правовой) и неформальной (основанной на влиянии лидера) структурами коллектива.
Осуществляя руководство, следует исходить из того, что коллектив есть единство межличностных отношений и отношений ответственной зависимости (неформальная и формальная структуры). В противном случае преобладание неформальных форм разрешения служебных вопросов может стать причиной постоянных конфликтов с официальной структурой власти.
Неофициальное лидерство, обладающее ярко выраженной групповой системой взаимоотношений, может по-разному взаимодействовать с официальной структурой. В зависимости от характера взаимодействия выделяют три вида неформальных групп:
Позитивные – неофициальная группа и ее лидер активно поддерживают официальную организацию и ее руководителей. Это так называемое «профессиональное ядро», опора в решении наиболее сложных задач.
Нейтральные – неформальная группа и ее лидер ограничиваются поддержкой стабильных отношений в коллективе.
Негативные – неформальная группа и ее лидер неприязненно относятся к существующему стилю руководства. Такие отношения препятствуют работе.
В процессе руководства возникает необходимость разрешения двух основных разновидностей конфликтов: эмоциональные конфликты межличностного характера и деловые конфликты. Обе разновидности могут оказаться взаимосвязанными. Задача руководителя – выявить причину конфликта и подобрать методы управления для ее нейтрализации. При этом следует иметь в виду, что метод управления всегда предметен и должен быть согласован с характером решаемой проблемы.
В управлении конфликтом необходимо руководствоваться следующим:
· цель деятельности коллектива должна быть принята всеми его членами, а достижение цели должно быть согласовано с общими интересами;
· задачи каждого члена коллектива должны быть четко сформулированы, а их выполнение должно быть достаточно напряженным;
· контроль должен иметь не только формальное содержание, но и поддерживать интерес подчиненного к содержанию деятельности;
· субординация должна формировать в отношениях между членами коллектива уважение к нормам служебного общения, соблюдение которых позволяет избежать во взаимоотношениях грубости, резкости, излишних нотаций, поучений независимо от должностного положения.
В целом социально-психологический аспект кадровой работы затрагивает одну из актуальных проблем управления в органах внутренних дел. Эта проблема связана с недооценкой прикладного значения социально-психологических исследований среди сотрудников органов внутренних дел по вопросам управления деловой карьерой, управления конфликтами и другими.
Лекция 10. Организационное обеспечение управления силами
и средствами органов внутренних дел
в условиях чрезвычайных обстоятельств
10.1. Чрезвычайные обстоятельства
и их организационно-правовое обеспечение
Функционирование органов внутренних дел эффективно лишь в условиях стабильной общественно-политической обстановки. На жизнедеятельность общества оказывают влияние экологическая обстановка, вирусные инфекции, природные катаклизмы, социально-политические конфликты, которые нередко перерастают в вооруженные столкновения. Указанные факторы свидетельствуют об актуальности вопросов управления органами внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах. В подобных условиях деятельность органов власти и управления должна быть направлена на обеспечение устойчивого функционирования, прежде всего, объектов жизнеобеспечения и правопорядка, а также оперативной ликвидации кризисной обстановки.
Обеспечение управления в чрезвычайных ситуациях – это специфический вид деятельности государственных органов власти и управления, так как имеет обособленный характер, несет особое содержание и является объективной необходимостью.
Критерии признаков чрезвычайных ситуаций имеют свои параметры.
Временной критерий характеризуется внешней внезапностью, неожиданностью возникновения либо чрезвычайно быстрым развитием событий (с момента возникновения ситуации) и некоторыми другими параметрами.
Экологический критерий объясняется появлением эпидемий, эпизоотий, мутагенезом, разрушением плодородного слоя и иными нарушениями, которые приводят к выводу из воспроизводства значительной части природных и сельскохозяйственных ресурсов, а также к человеческим жертвам.
Психолого-физиологический критерий характеризуется дестабилизацией физиологической устойчивости человека, ростом нагрузки на психику, распространением стрессов и посткризисного депрессивного состояния многих людей.
Экономический критерий связан с такими параметрами, как значительный материальный ущерб, выход из строя инженерных систем и сооружений, высокие затраты на восстановительные работы.
Социально-политический критерий определяется напряженностью и остроконфликтностью общественных отношений, ростом опасности возникновения социальных потрясений и проявлением массовых недовольств, снижением социальной защищенности граждан и необходимостью принятия дополнительных социально-политических мер для стабилизации обстановки, а также широким внешнеполитическим резонансом.
Организационно-управленческий критерий проявляется в многофакторной дестабилизации процесса управления и неопределенности ситуации, в недостаточной предсказуемости последствий принимаемых управленческих решений, в необходимости формирования особых структур управления со специфическими полномочиями и функциями, привлечением значительных управленческих ресурсов, проведением масштабных эвакуационных и спасательных работ.
Мультипликативный критерий характеризуется параметром, связанным с последствием и его характером (например, последствием взрыва может стать пожар, выход из строя коммуникаций).
Данные критерии признаков чрезвычайных ситуаций обладают свойством системности. Необходимым условием для определения чрезвычайной ситуации является наличие всей совокупности критериев. Однако наличие совокупности параметров, качественно описывающих критерии чрезвычайной ситуации, для определения ситуации как экстремальной не является необходимым. В той или иной конкретной обстановке некоторые из них могут отсутствовать.
Таким образом, чрезвычайная ситуация – это внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решений, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом,человеческими жертвами, приводящая к необходимости проведения эвакуационно-спасательных работ и ликвидации многообразных негативных последствий с применением крупных людских, материальных и временных ресурсов.
С точки зрения организации управления в экстремальной ситуации существенное значение имеет то обстоятельство, что чрезвычайные ситуации не просто нарушают обычный порядок жизнедеятельности и управления, они резко дестабилизируют оперативную обстановку и несут угрозу правам и интересам человека, в том числе системе жизнеобеспечения.
Существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций.
1. По причинам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на:
· военно-политические и социально-политические конфликты;
· стихийные бедствия;
· технологические (техногенные) катастрофы;
· чрезвычайные ситуации комбинированного типа.
К комбинированному типу относят чрезвычайные ситуации, имеющие смешанную основу: естественно-технологическую (эпидемии онкологических заболеваний, силикоза легких и т.п., а также оползни, опустынивание и т.д.), естественно-социальную (эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе СПИД) или естественно-техносоциальную (ряд психических заболеваний).
2. По происхождению все чрезвычайные ситуации подразделяются на:
· искусственного происхождения или антропогенные (социально-политические конфликты и технологические катастрофы);
· естественного происхождения или природные (стихийные бедствия);
· смешанного происхождения или природно-антропогенные (класс чрезвычайных ситуаций «комбинированного» генезиса).
3. С точки зрения преднамеренности чрезвычайные ситуации подразделяются на:
· преднамеренные чрезвычайные ситуации (социально-политические конфликты);
· непреднамеренные чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, технологические катастрофы и «комбинированные» чрезвычайные ситуации).
4. По темпам формирования (развития), то есть по времени, которое проходит от момента возникновения чрезвычайной ситуации до ее кульминационной точки, все ситуации можно разделить на:
· «взрывные», где время нередко исчисляется минутами, а то и секундами (например, землетрясение или взрыв на АЭС, ТЭС, газопроводах или химических предприятиях);
· «плавные», которые характеризуются продолжительным латентным периодом, длящимся иногда десятилетиями.
5. По масштабам воздействия и последствия, аспекты ситуации можно подразделить на:
· локальные чрезвычайные ситуации;
· субнациональные чрезвычайные ситуации;
· национальные чрезвычайные ситуации;
· региональные чрезвычайные ситуации;
· глобальные чрезвычайные ситуации.
6. По характеру возникновения чрезвычайные ситуации, обстоятельства принято подразделять на:
· явления природного характера (наводнения, землетрясения; массовые лесные, торфяные и другие пожары; цунами; оползни; обвалы; ураганы; бури и смерчи; снежные заносы и лавины; извержения вулканов; сильные морозы и засухи и т. п.);
· явления биологического характера (эпидемии; эпизоотии; массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства, носящее характер стихийного бедствия);
· явления социального характера.
В своей повседневной деятельности органы внутренних дел чаще сталкиваются с ситуациями и обстоятельствами социального характера, которые в свою очередь делятся на две группы.
Криминальные явления к которым относят:
· групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки;
· межнациональные конфликты;
· побеги преступников;
· появление на территории города, района, края, области, республики вооруженных и особо опасных преступников;
· совершение особо опасных преступлений;
· захват преступниками летательных аппаратов и заложников;
· забастовки;
· изменение конституционного строя.
Явления некриминального свойства, к которым относятся две группы явлений:
· массовые организованные выступления самодеятельных объединений, а также массовые политические, спортивные, культурные и иные мероприятия;
· явления техногенного характера – это промышленные и транспортные аварии, взрывы, пожары, выбросы химически опасных веществ; загрязнения воды, воздуха, почвы, продуктов питания токсичными веществами.
Систематизация ситуаций по тем или иным признакам причинно-следственных связей позволяет разрабатывать формы и методы реагирования, а также методики прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Например, при соблюдении всех правил эксплуатации высокой прогнозируемостью обладают технические аварии. Меньшей точностью обладают научные методики прогнозирования природных катаклизмов (снежные лавины, разливы рек и наводнения, извержения вулканов, атмосферные циклоны и др.). Наиболее сложными являются прогностические оценки социальных конфликтов и последствия вооруженных столкновений. Тем не менее, на основе изучения природы социальных конфликтов в настоящее время применяются меры коллективной международной безопасности.
Государственная система обеспечения чрезвычайного положения создается в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также принятия необходимых мер для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С учетом различного генезиса и процессов развития чрезвычайных ситуаций система их обеспечения должна отличаться разнообразием своих звеньев-подсистем. Каждая из подсистем имеет свое целевое назначение, решает собственные задачи и обладает определенной структурой, в том числе органами управления. Эффективность системы в целом определяется ее способностью противостоять дезорганизующему воздействию, а также способностью решать самые сложные задачи управления в экстремальных условиях.
Решение подобных управленческих задач формирует определенные требования к системе управления в условиях чрезвычайного положения органов государственной власти и управления.
1. Должна осуществляться единая политика предупреждения чрезвычайных ситуаций и общая организационно-распорядительная деятельность.
2. Система должна иметь структуру взаимодействующих органов, обладающих общими целями деятельности.
3. Система должна обладать качественным разнообразием структурных звеньев, способных самостоятельно и автономно решать отдельные задачи общесистемного (государственного) значения.
4. Полномочия всех структурных звеньев системы должны быть четко регламентированы вплоть до прав и обязанностей отдельных служащих, действующих в чрезвычайных ситуациях.
5. Управленческие отношения должны строиться преимущественно на принципе «власть-подчинение».
Данные требования формируют положение подчинения всей системы управления в условиях чрезвычайного положения высшим органам власти и управления государства, а соподчиненные уровни распространяют свою компетенцию на соответствующие подсистемы управления. При этом в основе функционирования государственной системы в условиях чрезвычайного положения лежат такие основные принципы, как правовая обеспеченность, компетентность и приемлемый риск. Данные принципы охватывают не только все виды чрезвычайных ситуаций, но и все стадии их развития. Они позволяют максимально снизить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и признают факт, что полное исключение риска возникновения чрезвычайных ситуаций практически невозможно.
Задачами системы обеспечения чрезвычайного положения являются:
1. Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и духовных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное время. Решение данной задачи включает разработку и реализацию единых требований к обеспечению надежной защиты населения, размещению, строительству и эксплуатации объектов народного хозяйства, их устойчивому функционированию в различных условиях обстановки, организации мониторинга природной среды и потенциально опасных объектов. Кроме того, для решения данной задачи проводятся следующие мероприятия:
· выявление и прогнозирование жизненно важных интересов личности, общества и государства;
· оценка состояния внутренней безопасности страны, прогнозирование ее динамики, разработка, обеспечение и реализация внутренней политики государства в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства;
· комплексное планирование и реализация программ деятельности исполнительных структур в целях обеспечения защиты жизненно важных интересов страны в условиях действия возникающих и прогнозируемых угроз;
2. Формирование системы экономических, правовых и иных мер по обеспечению защиты населения, технической и экономической безопасности. Эта задача предполагает определение гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб, создание государственных норм и стандартов, определяющих порядок проведения надзора, экспертизы, лицензирования, организацию страхования от чрезвычайных ситуаций, различных фондов, резервов, непосредственно не связанных с функционированием экономики;
3. Осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы при возникновении чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этой задачей государственные целевые и научно-технические программы реализуются соответствующими органами государственной власти и управления с целью координации финансовой, кредитной, налоговой и инвестиционной политики и снижения их дестабилизирующего воздействия;
4. Обеспечение достаточной степени готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств системы к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также на этапе реализации режима чрезвычайного положения и проведения работ по их ликвидации. Эта задача предусматривает осуществление комплекса мероприятий правового, организационного и технического характера;
5. Обеспечение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка и повышение квалификации кадров, специалистов, что предполагает обучение населения способам и умелым действиям в чрезвычайных ситуациях, создание сети учебных центров, полигонов для подготовки и повышения квалификации специалистов органов управления и сил системы обеспечения внутренней безопасности, проведение специальных учений и тренировок;
6. Создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Эта задача состоит в определении номенклатуры необходимых запасов, их накопления, оперативной доставке в пострадавшие районы, направлении средств на покрытие затрат, связанных с выполнением продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, использованных из государственных и иных резервов при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
7. Осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Эта задача предусматривает изучение, использование и распространение передового зарубежного опыта, обмен научно-технической и специальной информацией, проведение совместных комплексных научных исследований в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказание взаимной помощи при социальных и иных конфликтах.
Структура системы обеспечения чрезвычайного положения должна включать территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы, а также силы и средства обеспечения чрезвычайного положения.
· Территориальные подсистемы, соответствующие административно-территориальному делению России, представляют собой подсистемы республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, создают, оснащают и готовят силы быстрого реагирования, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения, действуют самостоятельно при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, масштабы которых не выходят за границы подведомственных территорий.
· Функциональные подсистемы. Они осуществляют контроль природной среды и потенциально опасных объектов, создают чрезвычайные резервные фонды для защиты населения, решают задачи по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению личной безопасности, общественной безопасности и охране всех форм собственности.
· Ведомственные подсистемы создаются в министерствах, комитетах, службах, агентствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных им объектах.
В государственной системе обеспечения чрезвычайных ситуаций органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест, поскольку являются наиболее мобильными и многочисленными силами обеспечения правопорядка. Соответственно для органов внутренних дел необходимо разграничить чрезвычайные ситуации от иных кризисных обстоятельств, происшествий и преступлений, текущей оперативной обстановки, а также регламентировать формы, средства и методы деятельности, применяемые в чрезвычайных ситуациях. С точки зрения деятельности органов внутренних дел, чрезвычайные ситуации представляют собой явления и процессы, которые приводят к резкой дестабилизации оперативной обстановки, масштабным нарушениям охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина на обслуживаемой территории и требуют дополнительных стабилизирующих организационно-правовых мер.
Система обеспечения чрезвычайного положения имеет особые свойства, то есть организационную связь между элементами системы. Функционирование системы обеспечения чрезвычайного положения основывается на реализации соответствующих нормативных правовых актов.
Система правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях напрямую связана с особыми правовыми режимами, которые вводятся решением высших органов государственной власти в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10.2. Организация управления органами внутренних дел
в чрезвычайных обстоятельствах
Общее руководство государственными органами обеспечения чрезвычайного положения осуществляет Президент Российской Федерации. Совместно с Федеральным Собранием РФ в пределах своей компетенции он определяет стратегию обеспечения чрезвычайного положения, принимает оперативные решения по обеспечению чрезвычайного положения, в том числе создает специальные органы управления и координации. Кроме того, Президент РФ возглавляет Совет безопасности Российской Федерации. Основными задачами Совета безопасности РФ являются:
· определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление угроз объектам безопасности;
· разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ и их обеспечения;
· подготовка оперативных решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия;
· подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений в области обеспечения безопасности;
· подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
· разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности.
Руководство государственными органами обеспечения действия в особых условиях осуществляет Правительство РФ. Оно организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий, обеспечивает их финансирование, оказывает финансово-экономическую помощь регионам, где объявлено чрезвычайное положение.