Социально-психологические аспекты

ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПСИХОГЕНЕЗ

ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ

Социальные аспекты проблемы личностных нарушений ребенка в современном обществе. Об агрессивности несовершеннолетних, социально-психологические факторы агрессивного поведения. Роль телевидения, порнографии, средств массовой информации в генезе социальной агрессии

Агрессия- поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба или на уничтожение кого-либо. Различают: реактивную агрессию, возникающую как реакция на фрустрацию, враждебную агрессию, с осознанным или целенаправленным причинением вреда, и инструментальную агрессию, используемую как средство достижения эмоционально нейтральной цели.

По направленности агрессию разделяют на аутоагрессию (направленную на себя) и гетероагрессию (направленную на других). Агрессивность как черта личности характеризуется устойчивой готов­ностью к агрессивным действиям. Интенсивность агрессии и уровень агрессивности связаны с научением в динамике индивидуального опыта, культурно-социальными нормами и ситуативными переменными.

У детей агрессивные действия и поведение обычно связаны с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращением значимых для них взрослых, отвержением со стороны сверстников. В то же время такие действия могут рассматриваться как естественное проявление природной агрессивности как необходимого механизма самосохранения и самозащиты. Агрессивность как черта формирую­щейся личности, не находящая возможности выражения в социально приемлемых формах, может проявляться в структуре девиантного или делинквентного поведения. В формировании способности кон­тролировать агрессивные побуждения и действия большую роль играет развитие представлений о другом человеке как уникальной ценности, способностей к сочувствию, сопереживанию.

Одним из проявлений агрессивного поведения служит бравада -вызывающая демонстрация своих качеств, в том числе таких, которые заведомо могут вызвать неодобрение, с целью доказать свое превосходство над окружающими, над обстоятельствами, свою оппозиционность к ним или независимость. Бравада наиболее типична для подростков, но нередко проявляется и у более младших детей в ситуациях ущемления, подавления интересов, чувств (к примеру, в конфликтах с учителями, при ревности к сиблингам и т.п.).

Современный Гуманитарный Университет

Рассматривается как патопсихологический феномен при патогенетической связи с механизмами заболевания.

Другим проявлением внутренней агрессивности является упрямство - особенность поведения (в устойчивых формах — черта характера) как дефект волевой сферы человека, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей, иногда в ущерб себе, вопреки здравому смыслу. Упрямство может быть ситуативным, вызванным чувствами незаслуженной обиды или злобы, гнева, мести (аффективная вспышка) и постоянным (безаффективным), отражающим личностную особенность человека. В детстве упрямство может учащаться в кризисных фазах развития и выступать в качестве специфической формы поведения, в котором выражается недовольство авторитарностью взрослого, подавляющего самостоятельность и ини­циативность ребенка. В период кризиса трех лет, наряду с симптомом негативизма, упрямство довольно часто отмечается у детей как специфическая форма построения собственного замысла, сводящегося к простому противодействию замыслам, каждой инициативе, исходящим от взрослого.

Негативизм- поведение, при котором предложение другого человека отвергается субъектом потому, что это предложение исходит не от него самого. Впервые ярко проявляется в структуре кризиса трех лет, как правило, в комплексе с упрямством. Как личностная установка у подростков и взрослых связан с потребностью в самоутверждении.

Способы выражения агрессии во многом зависят от социальных стереотипов, господствующих в конкретном социальном слое. Современная ситуация, характеризующая резко увеличивающимся потоком сцен насилия и асоциальной агрессии на телеэкранах, способствует, с одной стороны, формированию более жестких форм выражения агрессии у детей и особенно подростков, а с другой стороны, приводя к увеличению числа и усилению страхов детей младшего возраста.

Наши рекомендации