СПС как правовой источник в получении правовой информации
1.СПС; 2.Печатные сми; 3.Правовые сайты; 4.Радио и телик; 5.Семинары
СПС предназначены для специалистов, которым необходим постоянный доступ к правовой информации.
Состоит из 3 частей дополняющих друг друга:
- массив правовой информации;
- программные технологии;
- сервисное обслуживание.
Возможности СПС:
- хранение большой информации;
- оперативная актуализация;
- быстрый поиск;
- всесторонний анализ
Сервисные услуги не мнение важны, чем первые две составляющие.
-Первое это обучение.
-Второе для многих специалистов заказать редкий документ, получить консультацию.
-Третье сервисное обслуживание подразумевает о новых документах в системе.
-Четвертое информирование о новшествах в системе.
-Пятое техническая поддержка. Очень важно видеть границы реальных возможностей СПС.
Иногда пользователи встречая среди консультации ситуацию, которая в точности соответсвует его ситуации, необходимо определить прежде всего факт соответствия и опасно самостоятельно браться за решение юридических задач. Ограничения в работе с СПС является восприятие с экранов.
- Печатные издания (часто изменяются)
В силу объективных причин печатные издания будут существовать всегда:
1.Часть специалистов предпочитает воспринимать правовую информацию в печатном виде;
2.Печатный документ гораздо удобнее, он позволяет делать пометки, анализировать одновременно несколько ко документов;
3.Удобно просматривать;
4.Официальное опубликование НПА.
- ТВ и радио могут только информировать о тех или иных НПА.
- Интернет ресурсы:
1.сайты органов власти;
2.газеты и журналы по правовой тематики;
3.Правовые сайты предоставляют бесплатный доступ на своих сайтах к ПИ в виде графических копий и специальных баз данных.
Ограничение в использование интернета:
1.нет достоверности и актуальности
2.не удобства поиска
3.отсутсвует качественная и юридическая обработка (справки, гиперссылки)
4.отсутствуют авторские материалы
5.ограничение в работе с текстами
6.ограничение в работе с удаленными ресурсами
Правовые ресурсы интернета имеют смысл использовать, если ПИ требуется иногда, имеется острая необходимость получения самой свежей информации.
Последним источникам ПИ является
Основные принципы построения эффективной системы распространения правовой информации в электронном виде
Система распространение правовой информации признана обеспечить каждому гражданину возможность получения правовой информации в электронном виде. Гражданин может получить такую правовую информацию с базовым уровнем сервиса либо со специальным. При базовом уровне сервиса текст документа отражается без изменений и дополнений в графическом формате. При базовом уровне документ можно найти по реквизитам, просматривать списки названия документа, осуществлять поиск, который обеспечивается стандартными программными технологиями. Специальны уровень сервиса который предоставляется коммерческих фирмами разработчика позволяют осуществлять: контекстный поиск по текстам, устанавливать взаимосвязь, аналитику, доставку документа.
Доступ к ПИ обеспечивают:
1.органы правовой власти;
2.компании и разработчики (на своём сайте выставляют в графическом формате правовые документы)
3.центры ПИ на базе библиотек ВУЗов, колледжей.
Покупателю СПС продаётся не правовая информация, а услуги по её о работке и дополнительный сервис.
Перспективы использования компьютерных технологий для официального опубликования НПА
Основные условия, которые должны быть соблюдены в рамках официального опубликования:
1.Простой и доступный;
2.Имеется понятная всем возможность убедиться в том, что официальный текст соответствует документу;
3.Фиксируется дата.
Первое условие соблюдается не всегда.
Второе и третье условие касаются вопроса аутентичности вопроса электронной и бумажной копии документа и связанна с решением двух технических проблем:
- Первая связана с подтверждением того, что конкретный файл получен из официальной системы (использование электронной подписи);
- Вторая заключается в том, что не существует простого способно фиксации даты включения документа в электронную базу и даты вступления в силу. Нельзя гарантировать, что разработчик не поставит более раннюю дату. В настоящее время ни где нет полного официального опубликования правовых актов в электронном виде.
История развития рынка СПС
Отечественные СПС
В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.
Одним из первых подобными разработками стало заниматься научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), которое было создано в 1989 году сотрудниками и выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1990 году серьезные усилия были направлены на создание информационно-сервисных программных комплексов — в результате появилась справочная правовая система «Гарант». В начале 1992 года от НПО «ВМИ» отделилась фирма НПП «Гарант-Сервис», которая продолжила развитие СПС «Гарант».
Тем временем, в январе 1992 года, НПО «ВМИ» приступило к разработке проекта КонсультантПлюс. Первая версия нового программного комплекса — СПС КонсультантПлюс — увидела свет пять месяцев спустя, а уже в середине 1992 года началось ее массовое производство и распространение.
Работа по созданию СПС велась и в Санкт-Петербурге. В декабре 1991 года государственное предприятие «Центр компьютерных разработок» выпустило информационную правовую систему (ИПС) «Кодекс». По структуре ИПС «Кодекс» представляла собой совокупность программного комплекса и набора баз данных. Первая версия распространялась с одной базой данных, содержавшей нормативные документы России и Санкт-Петербурга.
Именно эти три компании — «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс» — являются сегодня основными игроками на рынке СПС.
В течение последних 15 лет в России появилось множество небольших компаний — разработчиков СПС. Среди них — специализированные фирмы, которые создают обновляемые правовые базы данных («Референт», АРМ «Юрист»), а также компании, распространяющие отдельные диски с законодательством («Ваше Право», «Законодательство России» (АРБТ) и др.). Кроме того, определенную долю рынка составляют системы, созданные государственными организациями для обеспечения потребности в правовой информации государственных ведомств, — например система «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции РФ, а также «Система», созданная НТЦ «Система» при ФАПСИ.
Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.