Профиль – «Гражданско-правовой», «Земельно-правовой», «Уголовно-правовой», «Государственно-правовой», «Корпоративный юрист с углублённым изучением иностранного языка»

Красноярск, 2017

Рецензент:

П.А. Шейко, руководитель секретариата Арбитражного суда Красноярского края.

Составители:

Е.В. Дадаян

А.Н. Сторожева

А.А. Сергейкина

Е.О. Щенина

Дадаян, Е.В. Методические указания по учебной практике (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». / Е.В. Дадаян, А.Н. Сторожева, А.А. Сергейкина, Е.О. Щенина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2017. – 23 с.

Предназначено для студентов юридического института Красноярского ГАУ, направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» очной и заочной формы обучения.

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета

Красноярского государственного аграрного университета

© Е.В. Дадаян

© А.Н. Сторожева

© А.А. Сергейкина

© Е.О. Щенина

© ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….. 4

1 Общие положения о прохождении учебной практики………. 6

2 Руководство учебной практикой……………………………….. 7

3 Виды работ, выполняемые студентами на учебной практике.. 9

4 Структура отчета по учебной практике ..................................... 9

5 Ведение дневника по учебной практике ……………………… 10

6 Правила оформления отчета по учебной практике…………… 11

7 Процедура защиты отчета по учебной практике……………… 12

Заключение……………………………………………………….…….. 15

Литература……………………………………………………………… 15

Приложение .…………………………………………………………… 17

ВВЕДЕНИЕ

Целями учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) являются:

- повышение качества профессиональной подготовки студентов – юристов;

- получение представление о практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различного уровня юрисдикционных органов и других хозяйствующих субъектов;

- приобретение первичных практических навыков и компетенций в сфере профессиональной юридической деятельности;

- приобретение опыта организационной работы, повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию;

- формирование нравственных качеств личности и др.

В процессе прохождения учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

- способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

- Профессиональные компетенции: в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого право сознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕННИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проходит в сроки предусмотренные графиком прохождения практики студентами и графиком учебно-воспитательного процесса.

Место прохождения практики определяется студентом самостоятельно в соответствии с реестром договоров о прохождении практик, в случае если студент желает проходить практику в предприятии (организации) не включенной в реестр, то студент индивидуально заключает договор с данным предприятием (организацией) в 3-х экземплярах.

Студент направляется на практику по получению первичных профессиональных умений и навыков только на основании личного заявления, которое должно быть написано за 3 недели до начала практики и представлено специалисту ответственному за прохождение практики.

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков имеет продолжительность 2 недели и проходится студентами во 2 семестре (очное) и 4 семестре (заочное) с защитой отчета. Общая трудоемкость практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

2. РУКОВОДСТВО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ

Общее методическое руководство практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков осуществляет кафедра, которая назначает преподавателей-руководителей практики.

Для прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков каждому студенту назначается приказом ректора руководитель от кафедры. Руководитель практики от кафедры обязан:

- обеспечить студента программой практики и фондом оценочных средств, индивидуальным заданием, согласованным с руководителем от организации.

- осуществлять контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- оказывать необходимую методическую и организационную помощь;

- консультировать студентов по всем вопросам практики;

- проверить отчет о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

При выявлении нарушений в ходе прохождения практики, руководитель от кафедры имеет право не принимать отчет без устранения обучающимся нарушений.

Во время прохождения практики руководство осуществляет организация, учреждение, принявшая студента на практику по получению первичных профессиональных умений и навыков. Руководитель практики от предприятия (организации) распределяет студентов по объектам работ, проводит инструктаж, определяет объем, содержание задания. Объем работ согласуется со сроками практики, а виды работ с целями и задачами практики. Руководитель от предприятия (организации) по окончании практики составляет на студента характеристику, заверяет дневник, направление и характеристику подписью и печатью. В характеристике указываются виды и объемы работ, выполненные студентом, качество выполнения, отношение студента к работе, его исполнительность и дисциплинированность, степень теоретической подготовки, полученные практические навыки и дается общая оценка практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, пройденной студентом.

На весь период данной практики с помощью руководителя от предприятия (организации) студент составляет календарный план, в котором устанавливается последовательность и сроки выполнения порученной работы.

Все выполненные работы студент оформляет в соответствии с установленными требованиями и сдает непосредственному руководителю от кафедры. Студент несет полную ответственность за своевременное и качественное выполнение порученной работы. При выполнении работ в процессе практики студент руководствуется указаниями непосредственного руководителя.

Во время практики по получению первичных профессиональных умений и навыков на студента распространяются общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, принятого в организации.

После окончания практики студент представляет руководителю практики на кафедру дневник с производства и отчет о практике по получению первичных профессиональных умений и навыков.

3. ВИДЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Для прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков студент может быть зачислен на штатную должность или работать в качестве стажера (практиканта). По поручению сотрудников учреждений и организаций практикант может выполнять следующие виды работ:

- изучение нормативной документации, регламентирующей деятельность организации.

- изучение функциональных обязанностей по должности прохождения практики.

- изучение структуры организации, взаимоотношений организации с государственными органами и внешними организациями.

- оказание помощи сотрудникам организации в подготовке проектов документов.

- оказание помощи сотрудникам организации в приеме посетителей и консультирование по юридическим вопросам.

- изучение номенклатуры дел и порядка ведения внутреннего делопроизводства.

- подготовка справочных материалов по изменению законодательства.

На практике по получению первичных профессиональных умений и навыков в различных учреждениях, организациях студенты знакомятся с должностными обязанностями специалистов места прохождения практики.

4. СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Основным документом, по которому оценивается практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, является отчет. Он должен быть подробным, грамотно написанным, правильно оформленным и составлен в следующей последовательности:

1. Титульный лист. (Приложение №1)

2. Содержание. (Приложение №2)

3. Отчет о прохождении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (введение (актуальность, цели и задачи практики), основная часть, заключения (в заключении должны быть представлены краткие выводы по результатам практики)).

4. Характеристика с места прохождения практики.

5. Приложения (документы и материалы, анализируемые студентами) с детальным описанием (аннотацией).

6. Список используемых источников.

К отчету о прохождении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков подшиваются индивидуальное задание (Приложение №3), направление на практику, дневник о прохождении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (Приложение №4), анкета (Приложение №5).

Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики.

5. ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Во время практики практикант обязан вести дневник о прохождении практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в котором каждый рабочий день должен найти подробное описание по направлениям:

- ознакомительное - виды деятельности, квалификация, перечень решаемых вопросов;

- производственное (исполнительское) - виды работ, объем, способ выполнения, затраченное время;

Дневник регулярно проверяется руководителем от производства, о чем делается соответствующая запись, а по окончании практики соответствующим образом оформляется, подписывается студентом и руководителем практики от предприятия вместе с характеристикой

По возвращении с практики дневник в виде приложения к отчету сдается руководителю практики от кафедры. Без представления дневника практика по получению первичных профессиональных умений и навыков не засчитывается.

6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Отчет должен быть оформлен надлежащим образом.

На титульном листе отчета по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков указываются министерство, полное наименование вуза и кафедры, направление подготовки, профиль, название практики, место прохождения, срок практики, фамилия и инициалы студента, ученая степень, звание, фамилия, инициалы руководителя от кафедры, место и год защиты отчета (приложение).

Текстовая часть должна быть выполнена на основе компьютерного набора. Все листы следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку и переплести. Отчет печатается на одной стороне листа белой (писчей) бумаги формата А4 (210x297 мм) через 1,5 межстрочных интервала. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14. Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,5 см.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15–17 мм.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Например, следует писать: Таблица 1 – Название таблицы, либо - Рисунок 3 – Название рисунка. Название таблиц помещают над таблицей с абзацного отступа с 1,5 межстрочным интервалом между названием и таблицей. Названия рисунков помещают под рисунком с абзацного отступа с 1,5 межстрочным интервалом между названием и рисунком. Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста.

Сокращение и аббревиатуры по тексту лучше не допускать. В противном случае в конце документа в приложении необходимо поместить таблицу с расшифровкой используемых аббревиатур и после первого упоминания следует представить их расшифровку.

Библиографический аппарат отчета представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Список используемых источников помещается в конце отчета.

7. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Оформленный отчет с прилагаемыми материалами, а также с характеристикой и дневником брошюруется и предоставляется специалисту по вопросам практики для проверки правильности оформления отчета и сроках прохождения практик не позднее 7-дневного срока со дня начала занятий (очное) и не позднее 3-дневного срока со дня начала сессии (заочное).

После проверки отчета руководителем практики от кафедры студент допускается к защите. В докладе в краткой форме студент освещает все виды выполненных работ и отвечает на заданные вопросы. Общая оценка по практике определяется в соответствии с характеристикой, качеством отчета, дневника и защиты на заседании комиссии.

Критерии оценки собеседования (защиты отчета по практике):

- оценка «отлично» - предполагает при устном отчете студента по результатам прохождения практики ответы на вопросы преподавателя, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком. Обучающийся продемонстрировал в ходе практики высокий уровень обладания всеми, предусмотренными требованиями к результатам практики, сформированности компетенций; проявил самостоятельность, творческий подход и высокий уровень подготовки по вопросам профессиональной деятельности, организации работы коллектива, самоорганизации;

- оценка «хорошо» - предполагает при устном отчете студента по результатам прохождения практики ответы на вопросы преподавателя, с незначительными недочетами, которые не исключают сформированность у студента соответствующих компетенций, а также умение излагать материал в основном в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком;

-оценка «удовлетворительно» - предполагает при устном отчете студента по результатам прохождения практики ответы на вопросы преподавателя, с недочетами, которые не исключают сформированность у студента соответствующих компетенций на необходимом уровне, а также умение излагать материал в основном в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком;

-оценка «неудовлетворительно» - предполагает, что при устном отчете студента по результатам прохождения практики не даны ответы на вопросы комиссии, а также студентом не продемонстрировано умение излагать материал в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком.

Критерии оценки отчета по прохождению практики (содержание отчета)

- оценка «отлично» - письменный отчет о прохождении практики составлен в полном соответствии с установленными требованиями. Обучающийся продемонстрировал в ходе практики высокий уровень обладания всеми, предусмотренными требованиями к результатам практики, сформированности компетенций; проявил самостоятельность, творческий подход и высокий уровень подготовки по вопросам профессиональной деятельности, организации работы коллектива, самоорганизации;

-оценка «хорошо» - письменный отчет о прохождении практики составлен в соответствии с установленными требованиями, но с незначительными недочетами. Оценка «хорошо» предполагает умение излагать материал в основном в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком;

- оценка «удовлетворительно» - отчет составлен с недочетами. Оценка «удовлетворительно» предполагает умение излагать материал в основном в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком;

-оценка «неудовлетворительно» - письменный отчет не соответствует установленным требованиям. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студентом не продемонстрировано умение излагать материал в логической последовательности, систематично, аргументировано, грамотным языком.

Критерии оценки ведения дневника по практике:

- оценка «отлично» - дневник практики составлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, содержит ежедневные сведения о действиях, выполняемых студентом практикантом;

- оценка «хорошо» - дневник практики составлен в соответствии с предъявляемыми требованиями, но с незначительными недочетами, содержит ежедневные сведения о действиях, выполняемых студентом практикантом;

- оценка «удовлетворительно» - дневник практики составлен в основном в соответствии с предъявляемыми требованиями, но с недочетами, содержит ежедневные сведения о действиях, выполняемых студентом практикантом;

- оценка «неудовлетворительно» - дневник практики составлен не в соответствии с предъявляемыми требованиями, не содержит ежедневных сведений о действиях, выполняемых студентом практикантом.

По итогам защиты отчета по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков выставляется одна (общая) оценка.

Самовольное сокращение сроков практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, прохождение практики в ином месте чем указано в приказе, а также получение неудовлетворительной оценки влекут за собой повторное ее прохождение.

Процедура защиты отчетов по практике осуществляется не позднее 20 дней со дня начала занятий, согласно графику защиты отчетов.

По итогам защиты отчетов проводиться конкурс на лучшие отчеты с присвоением студентам призовых мест.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков закрепляет законодательную основу, теоретический, методический и нормативный материал для формирования у студентов системы исходных знаний, собственных убеждений и практических навыков, что является непременным условием воспитания у них основ мировоззрения по направлению подготовки «Юриспруденция».

Положительные рекомендации студента на предприятии (организации), где он проходил практику, являются предпосылкой дальнейшего успешного обучения, выбора тем научных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)»

2. Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 05.02.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). Красноярск, 2017.

4.

Приложение №1

Наши рекомендации