Нормативное правовое регулирование организации деятельности дошкольных учреждений

1. Система дошкольных учреждений в Республике Беларусь. Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами: дошкольными учреждениями и службами, обеспечивающими функционирование и развитие дошкольного образования.

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное учреждение. Дошкольное учреждение – это учреждение образования, которое обеспечивает уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекцию нарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет (или более позднего возраста на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому преобразование системы дошкольного образования – это прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению. Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения.

Сегодня в Республике Беларусь создана гибкая многофункциональная система разнообразных дошкольных учреждений. По форме собственности все функционирующие учреждения подразделяются на государственные (созданные местными исполнительными комитетами и предприятиями, организациями) и частные.

По типам все учреждения подразделяются на:

Ø детские ясли (2 месяца – 3 года);

Ø детские сады (3 года – 6 (7) лет);

Ø ясли-сады (2 месяца – 6 (7) лет, основной тип);

Ø детский сад-школа (варианты: детский сад-начальная школа, детский сад-базовая школа, детский сад – средняя школа);

Ø дошкольный центр развития ребенка;

Ø дом ребенка.

По направлению в работе дошкольные учреждения подразделяются на:

Ø дошкольные учреждения общего назначения;

Ø дошкольные учреждения с углубленным направлением в работе;

Ø дошкольные учреждения оздоровительно типа (санаторные);

Ø дошкольные учреждения компенсаторного типа (для детей с особенностями психофизического развития).

Дошкольные учреждения разных типов и направлений деятельности могут функционировать с кратковременным пребыванием детей в них:

Ø семейный детский сад;

Ø сезонная, игровая площадки.

В дошкольном учреждении (или в учреждении образования в сельской местности) с учетом пожеланий родителей могут создаваться группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения (в том числе и на платной основе):

Ø общего назначения (вечерние, выходного дня, прогулочные и т. д.);

Ø физкультурно-оздоровительные;

Ø эстетического направления;

Ø по подготовке к школе;

Ø адаптации и другие.

В дошкольных учреждениях всех типов могут быть организованы группы интегрированного воспитания и обучения для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в соответствии с Положением об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года № 5.

В структуру дошкольного учреждения могут входить пункты коррекционно-педагогической помощи для детей с особенностями психофизического развития, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

По данным на июль 2009 года в республике функционирует 4087 дошкольных учреждений (93 дошкольных центра развития ребенка, 945 детских садов-школ, 349 дошкольных учреждений с углубленным направлением в работе, 81 санаторное дошкольное учреждение и 1140 санаторных групп в дошкольных учреждениях общего типа, 48 специальных дошкольных учреждений и 1541 специальная группа в дошкольных учреждениях общего назначения, 300 групп интегрированного воспитания и обучения, 984 пункта коррекционно-развивающей помощи). Востребованными являются и платные образовательные услуги – организовано 8879 групп, которые посещают более 150 тыс. детей. Активно внедряются новые формы организации дошкольного образования с кратковременным режимом пребывания детей – от 2 до 7 часов. Всего таких групп 803 (в 2008 г. – 347). В дошкольных учреждениях 50,7 тыс. педагогов воспитывают и обучают почти 368 тыс. детей.

Таким образом, 79,1% детей дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения, причем охват детей с 1 до 3 лет составляет 27,9%; с 3 до 6 лет – 91,4%.

Кстати, в Республике Беларусь самый высокий показатель охвата детей дошкольными учреждениями среди стран СНГ: в России – около 50%, в Украине – 54%. Он превышает показатели высокоразвитых европейских стран: Австрии (4 – 5 лет – 90%), Германии (42%), Швеции, Франции (4 – 5 лет – 90%). Причем в этих странах дети посещают детские сады в основном с 4 до 5 лет.

2. Порядок открытия дошкольных учреждений. Дошкольные учреждения в Республике Беларусь могут открываться:

1) местными Советами депутатов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»;

2) предприятием, организацией в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь»;

3) частными лицами.

Независимо от подчинения дошкольное учреждение регистрируется в исполнительном комитете местного Совета депутатов. После регистрации ему присваивается порядковый номер, и оно приобретает права юридического лица. Дошкольное учреждение имеет печать (государственное учреждение – с изображением Государственного герба Республики Беларусь), штамп со своим наименованием, текущий и другие счета в банках, которые открываются в установленном порядке.

Дошкольное учреждение размещается в здании, которое построено по специальному (индивидуальному) проекту или приспособлено и соответствует санитарным нормам и правилам, инструкции по охране жизни и здоровья детей, правилам пожарной безопасности и психолого-педагогическим требованиям к устройству дошкольных учреждений.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, и действует на основе устава, утверждаемого учредителем, договора между учреждением и родителями или иными законными представителями детей. Примерная форма договора утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Документация дошкольного учреждения ведется в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь. Статистическая отчетность дошкольного учреждения представляется в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.

Назначение (профиль) дошкольного учреждения определяется учредителем. Дошкольное учреждение может оказывать платные образовательные услуги в соответствии с Перечнем платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республик Беларусь от 3 октября 2002 года № 1376. Платные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.

Режим работы дошкольного учреждения устанавливается учредителем, с учетом пожеланий родителей и режима работы учреждений и иных организаций, где работают родители. Учреждение может работать с пятидневной или шестидневной рабочей неделей, или непрерывно на протяжении календарной недели со следующими режимами пребывания детей:

Ø 9 часов;

Ø 10,5 часов;

Ø 12 часов;

Ø 24 часа.

Группы кратковременного пребывания детей функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 7 часов в день, в зависимости от пожеланий родителей или законных представителей детей.

Дошкольное учреждение проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В дошкольном учреждении не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Дошкольное учреждение реорганизуется и ликвидируется учредителем в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Нормативное правовое регулирование организации деятельности дошкольных учреждений. В настоящее время функционирование системы дошкольного образования в стране осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международным правом.

Общий анализ законодательства в сфере дошкольного образования показывает, что оно носит системный характер, содержит нормы прямого действия и конкретные правовые механизмы по обеспечению реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование и является эффективным. Нормативная правовая база по дошкольному образованию прямого назначения включает более пятидесяти актов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений разных типов и направлений деятельности.

Нормативные правовые акты предполагают обязательный публичный характер деятельности дошкольных учреждений, включающий гласную отчетность. В системе прав и свобод человека и гражданина право на образование занимает главенствующее положение. В Беларуси разработана и реализуется система мер по обеспечению конституционных гарантий на дошкольное образование. Нормативно закреплены его общедоступность и бесплатность. Это право на бесплатность предусмотрено постановлением Правительства о взимании с родителей платы за питание в размере 60%. Предусмотрены меры социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, т. е. установлены льготы по оплате за питание ребенка. Возможность бесплатного получения дошкольного образования, естественно, содействует его общедоступности.

По указанным гарантиям, наше государство превзошло уровень требований международных актов, в которых отражено, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. В Законе Республики Беларусь «Об образовании» закреплен статус дошкольного образования как первого уровня основного образования. Таким образом, четко определен приоритет государственной политики в сфере дошкольного образования и подтверждается признание самоценности дошкольного детства. Она отражает особенности отношений даже по основополагающему вопросу – его месту в общей системе образования. Введены государственные социальные стандарты дошкольного образования, которые выполняются во всех регионах с превышением установленных нормативов.

Создаются условия для обеспечения равных стартовых возможностей детям с целью их успешного перехода на следующий уровень образования. Реализуется Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. Гарантированы права на образование детям с особенностями психофизического развития, на оказание им ранней, адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи. Устанавливается обязанность местных исполнительных распорядительных органов на обеспечение приема в детские сады детей для получения дошкольного образования всех граждан, которые проживают на территории Республики Беларусь.

В Законе Республики Беларусь о бюджете на каждый год предусматривается финансирование дошкольных учреждений государственной формы собственности, в том числе и ведомственной принадлежности, за счет местных бюджетов.

С принятием Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы утвержден механизм постоянного финансирования дошкольных учреждений.

Утвержден норматив материально-технического обеспечения образовательного процесса дошкольных учреждений разных направлений деятельности.

Установлены требования к предоставлению дополнительных платных услуг на уровне дошкольного образования, что гарантирует соблюдение конституционных прав родителей на образование детей.

Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования, родителям предоставляется право выбора разных форм организации дошкольного образования детей от двух месяцев до поступления в школу.

В заключение следует подчеркнуть, что весь комплекс нормативно-правового регулирования деятельности дошкольных учреждений направлен на создание в каждом здоровьесберегающей системы. Качество медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников в дошкольных учреждениях закреплено в определении целевых задач и регламентируется Положением об учреждении, обеспечивающим получение дошкольного образования. Ресурсные условия формирования здоровьесберегающей среды регулируются обновленными санитарными правилами содержания дошкольных учреждений, инструкцией по охране жизни и здоровья детей, инструкцией физического воспитания детей в дошкольных учреждениях и рядом межведомственных нормативных актов, включая нормативы по организации питания детей, по лицензированию медицинской деятельности в дошкольных учреждениях и другие акты, обеспечивающие регулирование деятельности дошкольных учреждений по созданию безопасных условий жизнедеятельности детей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте современную систему дошкольных учреждений Республики Беларусь.

2. Выделите основные требования к организации дошкольных учреждений.

3. Используя Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, определите содержание деятельности дошкольных учреждений.

Литература: 5, 17, 21 (осн.).

Лекция 3

Наши рекомендации