Правовое регулирование организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций
Нормативно-правовым актом, регулирующим основные и наиболее общие вопросы организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций, является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729[1], которое было в свою очередь подготовлено и утверждено Правительством Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»[2]. В указанное Положение трижды вносились изменения. Первое из них было связано с передачей всей уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199[3] п. 3 был изложен в следующей редакции: «Порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации», в то время как в первоначальной редакции данного пункта эти за дачи возлагались на МВД России. В первоначальной редакции п. 5 рассматриваемого Положения было установлено, что «В своей работе инспекции взаимодействуют с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций (далее именуются -организации), в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями». В новой редакции п. 5 слова: «другими службами» были исключены.
Целый ряд изменений в Положение об уголовно-исполнительных инспекциях был внесен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. № 190[4].
В п. 1 рассматриваемого Положения в редакции от 23 апреля 2012 г. установлено, что уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.
В п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях указаны основные задачи. Ими, с учетом изменений внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. и от 23 апреля 2012 г., являются:
- исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;
- контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;
- контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;
- предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;
- иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации
В п. 7 рассматриваемого Положения с дальнейшими изменениям установлены основные обязанности уголовно-исполнительных инспекций:
- ведение учета осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста;
- разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний;
- разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения;
- организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам;
- согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными;
- согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы;
- контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией;
- согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска;
- проведение первоначальных мероприятий по розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам;
- внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний, а также представлений об изменении подозреваемым или обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста;
- выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению;
- внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока;
- внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
В п. 8 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях с дальнейшими изменениями указано, что уголовно-исполнительные инспекции имеют право:
- вызывать осужденных для разъяснения порядка и условий отбывания наказания, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе отбывания наказания, и причин допущенных нарушений порядка и условий отбывания наказания;
вызывать лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, для разъяснения условий исполнения указанной меры пресечения, проведения профилактических бесед, выяснения вопросов, возникающих в процессе исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, и причин нарушения условий исполнения данной меры пресечения;
- выносить постановления об установлении обязанности для осужденных к исправительным работам до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации;
- посещать осужденных, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдением ими установленных обязанностей и запретов;
- выносить в установленном порядке постановления о приводе осужденных, состоящих на учете в инспекции и не являющихся по вызову в инспекцию без уважительных причин;
- проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
- контролировать правильность и своевременность перечисления финансовых средств в соответствующий бюджет администрациями организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, и привлекать к осуществлению контроля финансовые и налоговые органы;
- запрашивать от администрации организаций, в которых работают осужденные, документы о проведенной работе с осужденными, их поведении, отношении к труду, принятых к ним мерах поощрения и взыскания, а также сведения об отработанном осужденными времени;
- обращаться в органы местного самоуправления и прокуратуры, суды и организации для решения вопросов, связанных с исполнением наказаний или меры пресечения в виде домашнего ареста;
- выдавать разрешения осужденным к исправительным работам на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания;
- применять предусмотренные законом меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы;
- в установленном порядке использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы и контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению отдельных видов наказаний регулируется Уголовно-исполнительным кодексом (УИК) Российской Федерации (глава 4 «Исполнение наказания в виде обязательных работ», глава 6 «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», глава 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ», глава 8 «Исполнение наказания в виде ограничения свободы»).
В статьях 177, 178 УИК Российской Федерации регулируется деятельность уголовно-исполнительных инспекций по контролю за поведением осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено в порядке ст. 82 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации (в отношении осужденной беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчины, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем), а в ст. 178.1 - в отношении осужденных, признанных в установленном порядке больным наркоманией.
Осуществляя контроль за поведением указанных выше лиц, уголовно-исполнительные инспекции руководствуются также положениями соответствующих статей УК Российской Федерации - 82 «Отсрочка отбывания наказания» и 82.1 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией».
- Положениями УК Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции руководствуются при осуществлении контроля за поведением условно осужденных (статьи 73 и 74) и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (ст. 79).
- Осуществляя контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений уголовно-исполнительные инспекции руководствуются положениями ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации.
Учитывая более высокую юридическую силу кодексов Российской Федерации, которые принимаются в том же порядке, что и федеральные законы и по юридической силе равнозначны им, по сравнению с актами Правительства Российской Федерации, относящимся к подзаконным актам, можно сформулировать вывод о том, что важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, являются УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста) и Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями.
Некоторые вопросы деятельности уголовно-исполнительных инспекций регулируются другими федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации.
Так, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[5] регулируются вопросы взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекциями. В соответствии с п.п. 7 п. 1 данного закона подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п.п. 2 п. 1 рассматриваемого закона уголовно-исполнительные инспекции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с УИК Российской Федерации.
Среди других актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительных инспекций, следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 134 «О финансировании уголовно-исполнительных инспекций»[6], которым установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198[7] утвержден Перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. Вероятно, в ближайшее время каким-либо образом будет урегулирован вопрос об указанных средствах надзора и контроля, используемых при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста.
В целях оптимизации структуры управления уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 894-р[8], которым произведена реорганизация уголовно-исполнительных инспекций путем их слияния. Были упразднены межрайонные уголовно-исполнительные инспекции. Так, например, в Пензе и Пензенской области области на базе четырех межрайонных уголовно-исполнительных инспекций образовано федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензе и Пензенской области». Уголовно-исполнительные инспекции создаются в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), которая в свою очередь подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (Минюсту России). ФСИН России, как и большинство федеральных служб, не имеет права издавать нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в том числе и в сфере исполнения наказаний, осуществляет Минюст России (п. п. 2 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313[9]), поэтому в систему нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, входят нормативные приказы Минюста России. Так, например, приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества[10], а приказом от 11 октября 2010 г. № 258 - Инструкция об организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы[11].
Таким образом, правовую базу организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций составляют УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста), другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), акты Правительства Российской Федерации, основным из которых является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и правовые акты ФСИН России. Особенностью правового регулирования организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций по сравнению с другими подразделениями, входящими в систему ФСИН России, является то, что значительная часть этих вопросов регулируется актами Правительства Российской Федерации, что обусловлено в свою очередь особым статусом уголовно-исполнительных инспекций в системе ФСИН России как исполняющих наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, значение которых в условиях продолжающейся гуманизации уголовной политики постоянно увеличивается.